Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес Путеводитель»
Каждый, кто сегодня раздумывает, брать ли кредит, сталкивается с интересной картиной. Реклама банков уверяет в лёгкости и доступности получения кредита. В магазинах ценники пестрят сообщениями «Возможен кредит!». Появляется уверенность, что многими благами человечества можно воспользоваться не в далёком будущем, а прямо сейчас. Всё это способствует формированию новых потребностей в более дорогих вещах, более элитных услугах. В результате в банках и магазинах можно наблюдать очереди за консультацией по вопросам кредитования. Все ли обращающиеся проходят путь до конца и получают кредит? Либо этот путь пока слишком тернист, и многие ограничиваются только консультацией?
По результатам исследования, проведённого в 19 крупнейших городах Казахстана (объём выборки составил 1200 домохозяйств), на сегодняшний день только треть казахстанских семей воспользовалась услугами кредитования. Ещё около 14% домохозяйств не исключают возможности использования услуг кредитования. При этом около половины домохозяйств не намерены пользоваться кредитом.
Таким образом, максимальный рост уровня проникновения услуг кредитования для населения может составить 26%.
Рисунок 1. Опыт использования банковских кредитов среди казахстанских домохозяйств, %
В денежном выражении объём рынка кредитования населения в 2006 г. составил 1598 млрд.тг или около 16% от ВВП. В сравнении с российским рынком кредитования казахстанский рынок демонстрирует более успешную динамику развития. Так, в Казахстане среднегодовой темп прироста объёма рынка составляет 111%, тогда как в России этот показатель равен 83%.
Рисунок 2. Годовой темп прироста объёма рынка кредитования населения в Казахстане и России за 2000-2006 гг., %
Опережает Казахстан своего северного соседа и по объёму выданных кредитов на одного жителя. По результатам 2006 г. на одного казахстанца приходилось 833 доллара США выданных кредитов, что на 36% больше, чем в России.
Рисунок 3. Объём выданных кредитов на 1 жителя в Казахстане и России за 1999-2006 гг, доллары США
Повышение значимости данного сектора финансового рынка обусловлено также увеличением его доли в ВВП. Так, за последние 8 лет доля этого рынка в ВВП увеличилась с 0,4% до 16,4% или в 41 раз. В России за этот период доля рынка кредитования населения в ВВП увеличилась только в 13 раз.
Рисунок 4. Доля рынка кредитования населения в ВВП в Казахстане и России, за 1999-2006 гг, %
Если рассматривать рынок кредитования в региональном разрезе, то наибольшее число домохозяйств, воспользовавшихся услугами кредитования, зафиксировано в северном макрорегионе – 19%. В столичный городах услугами кредитования воспользовалось около 27% семей.
Рисунок 5. Уровень проникновения услуг кредитования в регионах Казахстана, % домохозяйств
Среди домохозяйств, которые уже воспользовались банковским кредитом, или намерены им воспользоваться, чаще встречаются семьи с высоким уровнем дохода. Более 30% таких домохозяйств имеют ежемесячный доход от 70 тыс.тг и выше. Тогда как среди семей, которые не намерены пользоваться услугами кредитования, доля имеющих такой доход не превышает 20%.
Кроме того, семьи, пользующиеся банковским кредитом или не исключающие такой возможности, более оптимистичны в оценке своих будущих доходов. Более 65% таких семей уверены, что в ближайший год их доход увеличится. В семьях, которые не планируют брать кредит, уровень оптимизма значительно ниже. Только половина таких домохозяйств уверены в увеличении своего дохода, при этом большая их часть утверждает, что доход увеличится незначительно.
Наибольшее число домохозяйств (около 35% домохозяйств, пользовавшихся кредитами) брали кредит для покупки различного рода техники, включая бытовую технику, компьютеры, сотовые телефоны. Ипотечным кредитом на покупку недвижимости и ремонт воспользовалось не более 28% домохозяйств, пользовавшихся кредитами.
Рисунок 6. Доля пользователей кредитов на различные нужды, %
Наибольшее число семей (около 80%), пользовались только одним видом кредита. Остальные семьи (20%) имеют опыт использования нескольких видов кредитов.
Исследовательская компания, «Alvin Market»
Сообщение отредактировал eug: 16 April 2007 - 12:08