Первый банковский!: Любо, но дорого - Первый банковский!

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1

Любо, но дорого Бизнес & Власть Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   eug 

  • Главный специалист
  • Группа: Администрация
  • Сообщений: 20527
  • Регистрация: 06 December 06

Отправлено 17 June 2009 - 12:35

Любо, но дорого

Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Изображение


В минувший понедельник американская General Motors (GM), которая на протяжении 77 лет была мировым лидером в производстве автомобилей, обратилась в суд Нью-Йорка с заявлением о банкротстве.

Не только GM, но и другие гиганты мирового автопрома сегодня переживают глубокий кризис из-за резкого сокращения продаж в 2008-м и начале 2009 года. «Мировой авторынок в 2009 году может полностью обрушиться из-за опасений по поводу доступности кредитов и трудностей, переживаемых мировой экономикой», – говорится в докладе влиятельного американского аналитического агентства J.D. Power and Associates.

Те же проблемы сегодня и у казахстанских автопроизводителей и автодилеров. Автосборочный завод «Азия Авто» в 2008 году выпустил в 2 раза меньше машин, чем в 2007-м. Официальные дилеры в 2008 году продали на 33% меньше новых авто, чем годом ранее, а в январе 2009-го – на 46,36% меньше, чем в январе 2008-го. На вторичном авторынке спад продаж в 2008 году был еще более сильным, чем на первичном, – на 60%, по данным официальной статистики. Эксперты ожидают, что в 2009 году эти негативные для авторынка тенденции продолжатся. Тем более что сейчас в правительстве рассматривается вопрос о возможности значительного повышения таможенных пошлин на ввоз как новых, так и подержанных авто.

Основные причины спада автопродаж те же, что и везде, – снижение платежеспособного потребительского спроса и сокращение автокредитования банками. К примеру, в компании «Астана-Моторс» (крупнейший «белый» автодилер на казахстанском рынке) количество сделок в кредит в 2008 году снизилось на 38% по сравнению с 2007-м.

Потребительское кредитование в целом и автокредиты в частности сильно сократились в 2008 году и особенно в начале 2009-го. Если в июле 2007 года на потребительские цели населению было выдано кредитов на сумму 157 млрд тенге, то в марте 2009-го – только на 17 млрд. При этом средняя стоимость таких кредитов установилась на уровне свыше 20% годовых. В то же время увеличиваются темпы роста просроченной задолженности по потребительским кредитам – с 6 млрд тенге на начало 2007 года до 67 млрд на апрель 2009-го.

Многие банки в этих условиях приостановили выдачу кредитов, в том числе и на приобретение авто. Остальные ужесточили условия кредитования. Но все же получить автокредит в банке сегодня вполне реально (условия получения автокредитов см. в таблице). Из десяти крупнейших банков покупку нового автомобиля кредитуют Народный банк, Казкоммерцбанк, АТФБанк, БТА Банк, Банк ЦентрКредит и Евразийский банк. От предоставления этой услуги сегодня временно отказались Альянс Банк, Темiрбанк, kaspi bank и Нурбанк.

Половина из 10 крупнейших банков отказались от выдачи кредитов на покупку подержанных авто

С 15 июля в Казахстане вступает в силу запрет на ввоз автомобилей, не соответствующих европейским экологическим стандартам. В частности, под запрет подпадают российские машины старше 3 лет, китайские – старше 5 лет и европейские – старше 12 лет. Запрет продиктован тем, что в стране начинает действовать экологический стандарт Евро-2, который регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах. На старые автомобили, ввезенные в республику до 15 июля, запрет не распространяется, и они могут эксплуатироваться до полного износа. Планируется, что экологические стандарты будут поэтапно повышаться: Евро-3 будет введен с 1 января 2011 года, Евро-4 – в 2014 году. То есть всего через несколько лет приток в Казахстан автомобильного секонд-хенда сократится до минимума и ввозиться будут почти новые и, соответственно, не самые дешевые машины.

По большому счету все меры, направленные на сокращение импорта подержанных авто, преследуют одну главную цель – урегулирование трафика в перегруженных транспортом крупных городах, особенно в Алматы и Астане. Хотя наверху те или иные ограничительные меры обычно объясняют другими, более «благородными» мотивами. Например, запрет на ввоз праворульных авто – соображениями безопасности, запрет на ввоз старых машин – экологическими требованиями, повышение таможенных пошлин – поддержкой отечественного автопрома и пополнением бюджета.

Но даже и без всяких административных мер импорт подержанных авто в прошлом году значительно сократился из-за кризиса. Если в 2007 году в Казахстан было ввезено 310 тыс. автомобилей б/у на $887 млн, то в 2008-м – только 119 тыс. машин на $412 млн. В количественном выражении объем поставок уменьшился на 62%, в денежном – на 54%.

В этом году данная тенденция сохраняется. В I квартале 2009 года в страну было импортировано 19 тыс. подержанных авто на $70 млн, тогда как в I квартале 2008-го – 35 тыс. машин на $140 млн. Сокращение составило 50% как в натуральном, так и в денежном выражении. При этом если в начале 2008 года средняя таможенная стоимость одного ввезенного автомобиля б/у составляла $4 тыс., то в начале 2009-го – $3,6 тыс., то есть дилеры, учитывая падение спроса, стали завозить в страну машины подешевле. Впрочем, оперируя цифрой средней таможенной стоимости, нужно принимать во внимание, что импортеры обычно занижают цену ввозимых авто, чтобы сократить размер уплачиваемой таможенной пошлины.

Что касается географии поставок, то здесь ситуация не изменилась. В пятерке лидеров по-прежнему Япония, Германия, США, Великобритания и Корея. Причем если по числу импортированных машин уверенно лидирует Германия, то по стоимости – Япония. Судя по таможенным декларациям, единица японского секонд-хенда стоит дороже немецкого, что, очевидно, связано со стоимостью транспортировки.

В прошлом номере «&» мы уже писали о том, насколько сократился импорт новых автомобилей и каковы сегодня условия покупки нового авто в кредит. По подержанным машинам ситуация в целом похожа: объемы продаж снижаются, условия кредитования ужесточаются, но все же возможность взять машину в кредит есть и сейчас.

Для банков сегодня автокредиты – очень рискованный продукт. Во-первых, потому что платежеспособность населения снижается и мы видим, что просроченная задолженность по потребительским кредитам быстро растет. Во-вторых, потому что залоги физических лиц сегодня мало ликвидны. Обычно заемщики могут предложить в залог банку приобретаемые автомобиль или недвижимость. Но в настоящее время и то и другое на рынке плохо продается.

Автокредиты временно не выдают Альянс Банк, Темiрбанк, kaspi bank и Нурбанк. БТА Банк выдает ссуды только на приобретение новых авто, а покупку машин б/у не кредитует. Таким образом, из 10 крупнейших казахстанских банков продолжают поддерживать авторынок Казкоммерцбанк, Народный банк, Банк ЦентрКредит, АТФБанк и Евразийский банк.

Условия банковского кредитования подержанных авто в среднем по рынку не сильно отличаются от условий кредитования покупки новой машины в салоне. Декларируемые банками ставки колеблются от 6% до 30%. Ушли в прошлое кредиты, по которым можно было вносить первоначальный взнос в размере 10% или вовсе не делать предоплату. Теперь каждый банк требует от заемщика внести не менее 30% от стоимости приобретаемого авто. Да и то такие условия предлагаются только идеальным заемщикам, способным подтвердить свои высокие доходы и обладающим отличной кредитной историей. Для остальных первоначальный взнос может быть значительно выше.

Аналитическая служба Business Resource
0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1


Быстрый ответ