Первый банковский!: Девальвация на просторах Центральной Азии - Первый банковский!

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1

Девальвация на просторах Центральной Азии CA-NEWS (KZ) Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   eug 

  • Главный специалист
  • Группа: Администрация
  • Сообщений: 20527
  • Регистрация: 06 December 06

Отправлено 11 January 2010 - 13:45

Девальвация на просторах Центральной Азии

CA-NEWS (KZ)

Год Быка успешно канул «в лету», а Тигр вроде как к торгам на межбанковской валютной бирже не имеет никакого отношения. (Быки - это участники торга, которые заинтересованы в повышении стоимости валюты). Посему можно перевести дух и подвести валютные итоги в Центральной Азии.

Казахстан

Прошедший год Казахстан пережил сравнительно спокойно. В общей сложности в экономику было влито $19 млрд., что позволило правительству Карима Масимова без особых кадровых потрясений пережить год. Хотя за первые полгода бюджет республики три раза подвергался секвестру. На банковском рынке были неоднозначные события. Так крупнейший частный банк СНГ «БТА Банк» приказал «долго жить» и решением правительства Казахстана был принудительно национализирован, такая же участь постигла и «Альянс Банк». Последующие попытки продать «БТА Банк» Сбербанку РФ не увенчались успехом. В январе 2009 года вернулся на прежнюю должность председатель Нацбанка РК Григорий Марченко и разом обвалил на 25% национальную валюту. Одномоментная девальвация тенге привела к резкому подорожанию товаров в магазинах, дефициту валюты на наличном рынке. В тот день резко подскочил курс тенге в обменных пунктах. Девальвация особенно сильно ударила по пенсионерам и вкладчикам банков. Хотя министр экономики Бахыт Султанов ранее заверял, что «предел девальвации - 10 процентов, и она должна происходить постепенно, в течение достаточно длительного периода времени». Учитывая, что Григорий Марченко впервые возглавил Нацбанк после памятного обрушения национальной валюты в 1999 году, то вероятно этого следовало ожидать. Причина лежала на поверхности - слишком большие средства (шесть млрд. долл.), пришлось потратить на поддержание стабильного курса тенге. Весь год с момента обвала тенге слухи о второй волне девальвации изрядно будоражили население. В ответ председатель Нацбанка Григорий Марченко даже заявил, что намерен инициировать закон, согласно которому обменом валюты будут заниматься только банки, так как частные обменные пункты «провоцируют людей на скупку долларов по завышенной цене». В этом году Национальный Банк РК уже заявил, что расширяет коридор колебаний курса тенге от 127,5 до 165 относительно доллара США. Сейчас этот диапазон определен от 145 до 155 тенге за «зеленый». Данный коридор устанавливается с 5 февраля 2010 года по 20 марта 2011 года. По итогам года рост официального курса доллара к тенге составил 22,85% (со 120,77 до 148,36 тенге). Отметим, что соседи Казахстана по региону - Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Киргизия не стали проводить «шоковую» девальвацию национальных валют. Учитывая, что товарооборот Казахстана с южными республиками весьма приличный, то девальвация тенге вызвала легкую панику в странах Центральной Азии.

Кыргызстан

Кыргызстан входит в четверку стран, где отмечен рост ВВП. По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, рост ВВП по итогам девяти месяцев 2009 года отмечался в Узбекистане (8%), Азербайджане (6,1%), Кыргызстане (2,9%, по итогам 11 месяцев - 2,4%) и Таджикистане (2,7%). Экономика Киргизии очень небольшая. Так ВВП - 5,5 млрд. долларов США, доходная часть бюджета чуть более миллиарда долларов. Учитывая, что на Россию и Казахстан приходится около 70% внешнего товарооборота Кыргызстана, то на курс сома не могло не сказаться резкое падение российского рубля и казахского тенге по отношению к доллару. После девальвации тенге, Нацбанк КР отмечал, что «события на валютном рынке Казахстана вызвали ажиотажный спрос на иностранную валюту на рынке Кыргызстана». При этом НБ КР отмечал, что имеет в резерве миллиард долларов и «ожидается поступление в страну до конца апреля еще $450 млн. в соответствии с соглашениями между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией». Таким образом, подчеркивалось в комментарии НБ КР, в Кыргызстане достаточно валюты, чтобы удовлетворить спрос граждан и обеспечить стабильный курс. В апреле 2009 года министр экономразвития Акылбек Жапаров (ныне первый вице-премьер), обозначил, что Кыргызстан не намерен идти по пути России и Казахстана: «мы не можем рисковать и делать резких движений на валютном рынке. Россия позволила себе резкую девальвацию национальной валюты. По тому же принципу пошел Казахстан. Но постепенная девальвация, на мой взгляд, лучше. Российский рубль обесценился к концу года на 50 процентов. А наш сом - всего на 13 процентов», - отметил министр. По итогам года курс сома понизился к доллару на 11,86% (с 39,4181 до 44,0917 сома). Падение сома за последние полтора года, по отношению к доллару США составило около 30%.

Таджикистан

В целом «валютный» 2009 год Таджикистан переживал тяжело, решая вопрос нехватки валютной выручки, которая поступала в основном за счет продажи алюминия и хлопка. В феврале произошло резкое, сразу на пять пунктов падение национальной валюты по отношению к доллару, рост цен на товары первой необходимости и падение цен на жилье. Пресс-служба Национального банка РТ объяснила ситуацию на валютном рынке «ажиотажным спросом на иностранную валюту, которая подстегивается информацией о росте доллара США». К тому же правительство страны ужесточило условия выплаты соцпособий, значительно увеличив трудовой стаж, необходимый для его получения. Нацбанк республики призвал население не поддаваться «ажиотажу и панике, приобретая валюту по необоснованно высокому курсу». Весной страна стояла перед выбором - либо обвал сомони, либо мягкая девальвация. Страна выбрала путь девальвации. В результате секвестр бюджета и девальвация сомони с начала года почти на 25%, но постепенно. По представлению правительства РТ парламент страны утвердил Закон об уменьшении доходной части бюджета на 9,8 % и расходов - на 9,6 % . Эти меры позволили республике избежать дефолта финансовой системы. В мае сомони упал по отношению к доллару США на 9,03% - курс таджикской валюты снизился с 3,94 до 4,33 сомони (по официальному курсу) за один доллар. Обменные пункты покупали доллары за 4,80 сомони и отказывали в продаже валюты. При этом Нацбанк молчал и никак не реагировал на ажиотажный валютный спрос. Позднее на пресс-конференции глава Национального банка Таджикистана Шариф Рахимзода объяснил, что «мы не выступали с заявлениями, поскольку заявление по поводу будущей девальвации могло спровоцировать панику среди населения и массовое изъятие денег с банковских счетов. У нас на это просто могло не хватить резервов». Дополнительным давлением на национальную валюту стало 30% сокращение валютных поступлений от трудовых мигрантов из России. В итоге, Таджикистан занял первое место в Центральноазиатском регионе по темпам роста официального курса доллара США к национальной валюте в 2009 году - на 26,63% (с 3,4519 до 4,3710 сомони).

Узбекистан

Узбекистан отказался от явной девальвации национальной валюты. Прежде всего, отметим, что узбекский сум не является свободно конвертируемой валютой и Ташкент отказывается отпускать ее в свободное плавание. В стране наряду с официальным курсом Центробанка на полулегальной основе функционирует «черный рынок» валюты. В начале года наблюдалась незначительная девальвация на 0,5%. Стабилизировался курс «черного рынка» на уровне 1700 сум за доллар против 1900 в конце января. Центробанк ужесточил контроль на валютном рынке. Согласно правилам, вся инвалюта на счетах должна быть потрачена в течение недели. Если этого не произойдет, то ее необходимо продать банку, и она будет выставлена по курсу на день продажи на межбанковской торговой сессии. Правительство Узбекистана приняло решение ограничить импорт дешевого ширпотреба, чтобы сократить количество «челноков» и ограничить отток валюты. К концу июля «американец» опять потяжелел. Курс сума устанавливаемый Центробанком к американскому доллару составил 1500, тогда как на «черном рынке» он вновь взял планку 1900-1950 сумов к доллару США. В первой декаде декабря на валютном «черном рынке» произошло принципиальное понижение сума к доллару США. Был пройден психологический барьер в две тысячи. То есть за один доллар на черном рынке валюты можно было купить 2050 сумов. Отметим, что власти Узбекистана по-прежнему искусственно сдерживают девальвацию, ограничивают оборот наличных денег, сводят к минимуму конвертирование национальной валюты по текущим платежам. Экономисты пологают, что республике необходима деноминация. Например, в соотношении 1000 к одному, пока узбекские деньги окончательно не превратились в макулатуру. К слову, нужно при себе иметь почти два килограмма денег в 1000-х купюрах для покупки авиабилета в Москву. Если бы узбекские власти отреагировали на девальвацию в России и Казахстане, то к весне выиграли бы экспортеры Узбекистана, но этого не произошло. Официальный курс доллара за минувший год вырос на 8,5% (с 1.393,0 до 1.511,4 сума).

Туркмения

С начала года по 31 декабря 2009 года в стране проходила деноминация национальной валюты. К моменту объявления о предстоящей деноминации рыночный курс маната стабильно держался около отметки 24000 манат за один доллар США. Номинал уменьшили сразу в 5000 раз. В результате самой крупной банкнотой стал туркменский манат в 500 единиц, который оценивается сейчас в 173 доллара. Манат не является свободно конвертируемой валютой, но эксперты полагают, что это неизбежно, при политике «открытых дверей» провозглашенной президентом Бердымухамедовым. Весь год оба маната - старый и новый спокойно «ходили» по Туркмении. Обмен в основном происходил через банковскую систему, которая изымала старые манаты поступающие от торговых организаций. Как пишет местная пресса «черный» и официальный курсы маната сравнялись, но курс маната к доллару, установлен не в результате биржевых торгов, а по решению правительства». Поэтому, какова реальная стоимость маната? Вопрос остается открытым. По итогам года девальвации маната не произошло. Валютный курс не изменился - 2,85 новых маната, равны одному доллару США...

В завершении рейтинг девальвации национальной валюты к доллару США среди постсоветских республик, за исключением выше перечисленных. По итогам года белорусский рубль к доллару снизился - на 30,1%, армянский драм - на 23,2%, молдавская лея - на 18,2%, украинская гривна - на 3,7%, российский рубль - на 2,9%, эстонская крона - на 2,1%, литовская лита - на 1,8%, латвийский лат - на 1,2%, грузинский лари - на 1,1% и азербайджанский манат - на 0,2%.

Сергей Расов, специально для CA-News

Сообщение отредактировал eug: 11 January 2010 - 13:46

0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1


Быстрый ответ