Первый банковский!: Год смены тона - Первый банковский!

Перейти к содержимому

Правила конференции

Внимание! Ответственность за содержание публикуемых материалов лежит целиком на авторах статей.
Мнение Администрации сайта может не совпадать с мнениями авторов публикаций.
Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Год смены тона КАПИТАЛ.KZ Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   eug 

  • Главный специалист
  • Группа: Администрация
  • Сообщений: 20527
  • Регистрация: 06 December 06

Отправлено 30 December 2010 - 16:20

Год смены тона

Опубликовано в деловом еженедельнике «КАПИТАЛ.KZ»
Изображение


ИзображениеПодходящий к концу 2010-й год стал первым с начала кризиса, при подведении итогов которого применительно к банковскому сектору можно использовать не только различные оттенки черного цвета. Завершение реструктуризации долга тремя казахстанскими банками и явное оживление инвесторов на отечественном банковском рынке дали изрядный повод для оптимистичных оценок и победных реляций. Однако многие важнейшие проблемы сектора по-прежнему остаются на повестке дня, и лишь преуспеяние правительства, регуляторов и игроков рынка в их решении позволит говорить о реальном преодолении кризиса.

Реструктуризация: отбросив все лишнее

Завершение переговорного процесса с кредиторами Альянс Банка, Темирбанка и БТА Банка о списании ими почти $11 млрд. долга и реструктуризация значительной части оставшейся задолженности, безусловно, является главным событием банковского сектора уходящего года. Беспрецедентный по своей сути компромисс стоимостью порядка 10% ВВП страны показал, что есть жизнь и после дефолта. Хотя, по информации источников в банках, прошедших через этот процесс, первые переговоры с кредиторами проходили очень тяжело, а успех данного процесса не был очевиден практически до самого его завершения. Менее оптимистично настроенные участники рынка напоминают при этом, что в течение полутора лет решения проблем пассивов в указанных банках, по их мнению, не проводилась реальная работа по санации активов.

Сами банкиры признают, что о действительно положительном эффекте реструктуризации можно будет говорить тогда, когда получившие «отпущение долгов» банки смогут продемонстрировать жизнеспособность своих новых бизнес-моделей.

«Мы закрываем страницу реструктуризации и должны «забыть» о тех доходах, которые в связи с ней получаем. А вот 2011 год уже должен показать, насколько банк может устойчиво и прибыльно работать после реструктуризации», – говорит председатель правления БТА Банка Анвар Сайденов.

По его словам, в 2011 году банк ставит высокие задачи перед подразделениями, курирующими розницу и МСБ. Между тем корпоративный блок банка в большей степени должен сосредоточиться на действующем портфеле, повышать его качество.

«А в той части работы, которая лежит вне Казахстана – в СНГ и дальнем зарубежье, стоит задача возврата активов по максимуму», – добавил он.

Качество и количество

Участники рынка, регуляторы и эксперты сходятся во мнении, что, снизив остроту проблемы внешних долгов, банки должны сосредоточиться на решении двух ключевых проблем – повышать качество существующих кредитных портфелей и наращивать новые, то есть активизировать кредитование экономики.

«Мы надеемся, что произойдет окончательная нормализация на кредитном рынке, и в основном будет решен вопрос проблемных активов. Это, конечно, две взаимосвязанные темы», – делится председатель Национального банка Григорий Марченко своим видением задач на 2011-й год.

Такую точку зрения разделяют и представители МВФ, заявившие в конце октября, что «доля неработающих кредитов на уровне 26% является очень высокой и вызывает определенную озабоченность».

Очевидно, что меры государственной поддержки, оказанные банковскому сектору, а также реальной экономике при посреднической роли банков, сыграли важную роль в удержании роста ВВП в положительном диапазоне даже в кризисные годы. Однако то, какой должна быть эта поддержка в 2011 году, все чаще становится предметом дискуссии. Так, заместитель директора департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ Дэвид Оуэн в ходе недавнего визита в Казахстан заявил, что рост экономики страны в значительной степени обусловлен благоприятной ценовой конъюнктурой на экспортируемое сырье, а также мерами фискального стимулирования экономики. При этом он выразил мнение, что сокращение стимулирующих мер с окончанием кризиса не должно быть слишком резким.

«Мы видим, что власти страны планируют постепенно сворачивать меры фискального стимулирования, и надеемся, что это будет сделано не слишком быстро, так как экономика по-прежнему требует некоторой поддержки, особенно банковский сектор», – сказал он.

Между тем спустя лишь два месяца в заявлении миссии МВФ, посетившей Казахстан с визитом, констатируется, что «применяемый в настоящее время сегментированный подход к решению проблемы неработающих кредитов посредством выделения льготных кредитов определенным секторам экономики оказался неэффективным для преодоления трудностей и может и далее приводить к возникновению перекосов на рынке».

Второе дыхание

В то время как лидеры рынка решают проблемы неработающих кредитов, рефинансирования дорогостоящих внутренних займов, привлеченных в прежние годы, работают над активизацией кредитования, наметилось оживление в нижней части банковского рэнкинга. Активизации интереса небольших игроков банковского рынка к поиску новых инвесторов способствовало увеличение требований регулятора к размеру собственного капитала банков до пяти, а в перспективе – до десяти миллиардов тенге. В частности, в начале текущего года было объявлено о появлении новых акционеров у Метрокомбанка, который будет переориентирован на работу с корпоративными клиентами, в частности, с субъектами МСБ. В связи со сменой стратегии руководство не исключает возможности смены наименования банка.

Осенью текущего года группа инвесторов вошла в состав акционеров Казинкомбанка, объявив о намерении переименовать банк в АО «Резервный Банк Казахстана», значительно увеличить его капитал и упрочить позиции в качестве универсального финансового института на банковском рынке.

Семья казахстанских бизнесменов Асаубаевых создала новый финансовый институт – АО «Кредит Алтын Банк», будущее которого, очевидно, зависит от готовности акционеров делать вливания в его капитал на фоне необходимости выкупа ими золотопромышленных активов у российского «Полюс Золота» на сумму, превышающую полмиллиарда долларов.

И, наконец, «под занавес» 2010 года о продаже 63,64% голосующих акций индийскому Punjab National Bank сообщил Данабанк, который в ближайшее время, как ожидается, будет переименован в АО «Дочерний банк «Punjab National Bank» – Казахстан» (АО «ДБ «PNB» – Казахстан»).

Таким образом, на банковский рынок Казахстана начали возвращаться такие «докризисные» термины как M&A, ребрендинг и т.д.

Но не обошлось и без потерь – открывшийся в 2007 году Мастербанк в октябре добровольно сдал лицензию на банковскую деятельность, реорганизовавшись в ТОО «Кредитное товарищество «Мастер-Кредит».

Укрупнение – не панацея

Официальный курс регуляторов на повышение требований к капиталу казахстанских банков, постепенно ведущий к сокращению числа игроков этого рынка, ведет к сокращению конкуренции и мало способствует реализации официально декларируемой задачи – повышению стабильности финансовой системы, считает топ-менеджер одного из казахстанских фининститутов, попросивший не называть его имя.

По его мнению, большой размер капитала сам по себе не является гарантией от дефолта, что и продемонстрировала история с реструктурированными банками.

«Проблема не в размере капитала, а в качестве активов», – убежден собеседник «Капитал.kz».

Он считает, что уменьшение количества банков и сокращение конкуренции не идет на пользу клиентам, так как не способствует снижению тарифов и повышению качества обслуживания.

Практика зарубежных банковских систем, в частности, в Германии и США, по его мнению, доказывает, что небольшие банки тоже могут рассчитывать на небольшую, но стабильную клиентуру, например, из числа мелких предпринимателей.

«Пока у маленьких банков есть клиенты, пусть они работают! Разве трудно регулятору отмониторить заключаемые ими 10-20 сделок? По этой аналогии можно закрыть базары и магазины в формате «у дома». Но кто от этого выиграет, кроме крупных торговых центров?», – задается он вопросом.

Егор Игнатьев
0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему