Анализ рынка банковских услуг в Казахстане
Опубликовано в региональном еженедельнике «Без проблем»
Современное развитие казахстанской банковской системы характеризуется ликвидацией мелких ненадежных банков, слиянием банков и образованием крупных универсальных банков. Все это сопровождается усилением конкуренции между ними за клиентов. Главным средством в достижении данной цели является расширение спектра банковских услуг и доступность разным слоям населения, а также улучшение качества обслуживания. Использование банковских услуг позволяет значительно экономить время. Например, с помощью пластиковых карточек можно не только обналичивать деньги, но и производить различного рода платежи. А наибольшей популярностью среди казахстанцев по данным исследования Media Marketing Index
1(сентябрь 2006 года), проводимого компанией TNS GALLUP MEDIA ASIA пользуется оплата коммунальных услуг через банк (72% (см. Диаграмма 1)).
Диаграмма 1: Использование и намерение воспользоваться банковскими услугами.
На втором месте - использование пластиковых карточек. Причем основной целью использования пластиковых карточек является обналичивание денег через банкомат. Этой услугой пользуются 29% населения Казахстана (см. Диаграмма 1). Большинство обладателей пластиковых карточек (25%) приобрели их через организацию для получения заработной платы или стипендии, тогда как по собственной инициативе пластиковые карточки оформили только 6% казахстанцев.
Диаграмма 2: Цели использования пластиковых карточек.
Пятерку самых популярных банков Казахстана возглавляет Народный банк Казахстана. Его знают 81,8 % населения, а его услугами пользуются 61,3%. Замыкает пятерку лидеров Банк Каспийский. Услугами этого банка пользуются 7,7% населения Казахстана, а знают его 55%.
Таблица 1: Знание и пользование услугами банков. ТОР - 5
| Знаниебанков | Пользование
услугами банка
|
Народныйбанк Казахстана | 81,8 | 61,3 |
ТуранАлемБанк | 64 | 13,5 |
Казкоммерцбанк | 60,1 | 11,2 |
Альянсбанк | 55,3 | 8,7 |
БанкКаспийский | 55 | 7,7 |
Популярность банков во многом зависит от активных рекламных компаний, которые проводятся практически по всем рекламным носителям. Лидером по рекламным затратам в 2006 году стал ТуранАлем Банк, затратив в целом на рекламу свыше $ 8 млн. Причем, большая часть рекламного бюджета была потрачена на телевизионную рекламу.
Таблица 2: Распределение рекламного бюджета по видам СМИ2. ТОР - 5
| TV | Radio | Press | Outdoor | Total |
ТуранАлемБанк | 8 008 505$ | 116307$ | 1889 104$ | 439774$ | 10 453 690$ |
Альянсбанк | 5 442 293$ | 144080$ | 953024$ | 691197$ | 7 230 594$ |
Казкоммерцбанк | 5 483 671$ | 226308$ | 781924$ | 326089$ | 6 817 992$ |
Народныйбанк Казахстана | 5 632 840$ | 66956$ | 221319$ | 180952$ | 6 102 067$ |
АТФ Банк | 4 318 502$ | 92776$ | 662820$ | 151121$ | 5 225 219$ |
1 По данным MMI 2006 - опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и более, среди людей в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составил 2500 респондентов.
2 Расходы на размещение рекламы приводятся в соответствии с официальными прайс-листами, без учета скидок и льгот.
Ирина Шайхина, TNS Gallup Media Asia
[2007-08-08]