Отправлено 18 May 2009 - 14:04
Respublika.kz
БТА с возу – кобылам легче, а Грефу?
18 Май, 2009 at 11:07 AM
БТА_Сбер
БАНКИ - Ситуация в финансовой системе страны продолжает стремительно меняться не в лучшую для правительства сторону. После недавнего снижения международных рейтингов трем системообразующим банкам страны и «Астане-Финанс», причем последней и «Казкоммерцбанку» настолько существенно, что в ближайшие месяц-два должны начать «выстреливать» ковенанты и по их кредитным договорам, государство оказалось перед сложной дилеммой – кого спасать в первую очередь? БТА, «Казком», «Народный» или всю финансовую систему страны?
Мухамеджан АДИЛОВ
Проблема топ-менеджеров БТА и госчиновников не только в том, что в условиях мирового кризиса возможности государства значительно сократились, а вся выделенная президентом госпомощь банковскому сектору использована и теперь БТА поддерживается на плаву только кредитами Нацбанка и деньгами принудительно заведенных в банк нацкомпаний. Беда для них заключается в другом — для получения дополнительных траншей из Нацфонда придется обращаться лично к Нурсултану Назарбаеву, который уже публично его «запечатал».
Тест на выживание
Представляете, каково это будет — объяснять главе государства, зачем и почему понадобились очередные миллиарды долларов из госрезерва? Да еще в условиях, когда действия «тимуровцев» как по захвату «БТА Банка», так и по управлению экономикой страны подвергаются жесткой, но справедливой критике уже не только общественностью и независимыми СМИ, но и значительной частью элиты.
Просьба дать еще немного миллиардов из «заначки» может оказаться той самой соломинкой, что сломает спину верблюда, и тогда президент отправит в отставку не оправдавших его высокого доверия государственных топ-менеджеров. И чтобы избежать подобного развития событий, руководству правительства и Нацбанка предстоит решить задачку на сообразительность: перевезти козу, волка и капусту через реку в лодке грузоподъемностью на одного пассажира.
Другими словами, ближе к финансовой терминологии, Карим Масимов и Григорий Марченко вместе со своими подчиненными должны, во-первых, не допустить банкротства или консервации «БТА Банка», которая не только нанесет очередную пробоину финансовой системе, но и поставит крест на их личной репутации, причем навсегда. Во-вторых, удержать на плаву «Казкоммерцбанк», которому предстоит пройти все то, через что прошел БТА. В-третьих, сделать так, чтобы «Альянс Банк» и «Астана-Финанс» если и утонули, то негромко и не обидно для их личного имиджа.
Но в условиях острого дефицита времени и денежных ресурсов они располагают только административными возможностями. А в силу того, что зарубежные рынки капитала захлопнулись, возможности нацкомпаний своими денежными средствами поддерживать отдельные банки второго уровня исчерпаны. Более того, выполнение этой задачи поставило под угрозу финансовую устойчивость и госсектора экономики, а обменять эти адмресурсы на дополнительное время и деньги невозможно. В связи с этим единственный выход из тупика правительство видит в том, чтобы сбыть «БТА Банк» российскому «Сбербанку».
С глаз долой — из фонда вон!
Надо отметить, что разговоры о возможной продаже госпакета акций «БТА Банка» стратегическому инвестору как-то быстро свелись к адресной передаче его российскому финансовому гиганту. Причем сначала речь шла о продаже за деньги, равные или большие, чем потратило на его захват правительство. Теперь же, судя по оговоркам высокопоставленных чиновников и слухам из «Ак орды», речь идет об уменьшении продаваемого пакета акций с 75,1 до 51%, что означает меньшие расходы для покупателя, либо передачу госпакета во внешнее управление, или продажу путем обмена госпакета акций «БТА Банка» на пакет акций «Сбербанка РФ».
Другими словами, «БТА Банк» пытаются сбыть с рук любой ценой, лишь бы переложить ответственность за него с плеч казахстанского государства на кого-то другого, у кого хватит самоубийственной решимости подставиться. Если бы не было мирового кризиса, сам «Сбербанк» не являлся бы системообразующим банком России и одним из основных инструментов проведения госполитики по поддержке российской экономики, а БТА не был предварительно захвачен и не оказался бы под угрозой судебных исков со стороны акционеров и зарубежных кредиторов, то сделка имела бы смысл.
Покупка «БТА Банка», который располагает широкой филиальной сетью в Казахстане, дочерними финансовыми институтами в СНГ, финансировал крупные инвестиционные проекты на территории России, обладал высокопрофессиональным менеджерским составом, технологиями и опытом работы в сложных условиях развивающихся стран, почти решала бы для «Сбербанка» стратегическую задачу превращения в международный банк.
Однако сегодня приобрести госпакет акций «БТА Банка» может только инвестор-самоубийца. Способ, каким казахстанское правительство приобрело контроль над крупнейшим частным банком СНГ, превращает последний в мину замедленного действия, которая способна взорваться в любой момент времени.
И это означает, что сделка по покупке «БТА Банка» «Сбербанком» может иметь только политический характер и смысл, при которой экономическая целесообразность, юридическая чистота, международная репутация покупателя и прочие немаловажные для цивилизованного мира с рыночной системой экономики обстоятельства отходят на второй план перед необходимостью пойти навстречу партнеру, получив взамен существенные уступки в другом месте.
Мы не знаем, о чем точно разговаривал с руководством КНР Нурсултан Назарбаев во время недавнего официального визита в эту страну, куда он срочно летал на майские праздники, но допускаем, что слухи о том, что президент искал покупателя на «БТА Банк», но не нашел, могут соответствовать действительности. И это означает, что свет сошелся клином на российском банковском гиганте.
За и против
Поскольку возможная покупка «Сбербанком России» «БТА Банка» начала активно муссироваться и российскими СМИ, есть смысл более внимательно рассмотреть ее целесообразность с трех позиций: покупателя и стоящего за его спиной правительства России, продавца — правительства РК — и национальных интересов Казахстана.
«Сбербанк», купив проблемный актив, тем не менее получает, во-первых, мощный плацдарм для экономической экспансии на территории Казахстана, несопоставимый даже с нефтегазодобывающими проектами в Прикаспийском регионе. Дело не столько в том, что «БТА Банк» — крупнейший в стране по активам, сколько в его диверсифицированности. Информация — это деньги, а ее с избытком в БТА, плюс опыт работы практически во всех отраслях экономики. Грубо говоря, БТА даже в сегодняшнем обрезанном, обрубленном и убитом виде может стать ширококолейной магистралью для широкомасштабного вторжения инвесторов из России, тех самых, что не часто привечают у нас.
Во-вторых, покупая госпакет БТА, «Сбербанк» делает гигантское одолжение казахстанским властям, в первую очередь доминирующей группировке Тимура Кулибаева и его верным соратникам Кариму Масимову и Григорию Марченко, снимая с них ответственность за будущее системообразующего казахстанского банка и переговоры с зарубежными кредиторами БТА.
В-третьих, если покупка будет стоить недорого — скажем, миллиард долларов наличными, или оплачиваться акциями самого «Сбербанка», появляется возможность не только получить точку опоры в Казахстане, но и заработать на реструктуризации как внешних задолженностей банка, так и его кредитного портфеля, особенно по проектам на территории России.
Теперь что касается минусов возможной сделки. Сразу отметим, что все они носят отложенный характер, то есть будут проявляться по мере того, как сделка будет совершаться, а покупатель начнет входить в права собственности и устанавливать свой контроль над БТА.
Первое. «Сбербанку» придется решать вопрос замещения средств Нацбанка, правительства и национальных компаний, которые были заведены после рейдерского захвата банка, чтобы удержать его на плаву. Это, по нашим оценкам,
$4 — 5 миллиардов, которые продавец захочет получить назад немедленно или в ближайшее время, чтобы использовать для поддержки других системообразующих банков, в первую очередь «Казкоммерцбанка».
Второе. «Сбербанку» придется иметь дело с зарубежными кредиторами, в том числе и такими, для которых банкротство «БТА Банка» экономически выгоднее, чем успешная реструктуризация внешней задолженности. И в этом смысле смена в банке мажоритарного акционера для них благо — российский финансовый институт намного уязвимее как оппонент в зарубежных юрисдикциях, чем казахстанское государство. Более того, появление «Сбербанка» резко снижает возможность и размер дисконтов — скажем, с 70 — 80% сегодня до 10 — 20% после покупки «БТА Банка».
Другими словами, даже если сама сделка по покупке госпакета акций БТА будет стоить недорого, разруливание ситуации с внешней задолженностью обойдется «Сбербанку» приблизительно в $5 — 6 миллиардов, возможно, не сегодня, а в ближайшие несколько лет, но платить их придется в любом случае.
Третье. Акционеры «БТА Банка», которых правительство, Нацбанк и Агентство финансового надзора лишило контроля над финансовым институтом и нанесло им материальный и моральный ущерб, получат нового соответчика по своим искам. Будет логичным с их стороны начать судебные процессы не только против казахстанского государства, но и против «Сбербанка», который купил «уведенный» актив. Учитывая общее настроение зарубежной общественности, и без того раздраженной делом Юкоса, а также готовность зарубежных судов рассматривать иски к российскому государству — последний, напомним, составил аж 50 миллиардов долларов, вхождение «Сбербанка» в «БТА Банк» может сыграть положительную роль. Для истцов, конечно.
Четвертое. Если бы контрольный пакет акций «БТА Банка» продавали прежние акционеры, а не правительство, то покупатель получил бы банк с перспективой. Теперь же, когда правоохранительные органы Казахстана с подачи политического и экономического руководства страны буквально разгромили группу БТА, объявили уголовными преступниками значительную часть топ-менеджеров, финансовый институт превратился в свое воспоминание.
Новое руководство банка явно потеряло контроль над ним, не смогло удержать многих топ-менеджеров, которые, испугавшись возможного причисления к ОПГ Аблязова или соучастия в крахе банка, уволилось. Плюс обычная для Казахстана практика использования бизнеса и его возможностей для удовлетворения частных интересов высокопоставленных чиновников, что продемонстрировал премьер-министр, добиваясь от Романа Солодченко кредита своему отцу и повышения какой-то девушки. Таких руководящих «кадров» в Казахстане пруд пруди. В результате вместо работающего бизнес-механизма «Сбербанк» получит структуру, систематически генерирующую проблемы.
Пятое. В пиковом положении после сделки окажется руководство «Сбербанка России» во главе с Германом Грефом, пользующимся репутацией профессионала и либерала. Покупка у правительства Казахстана актива, перешедшего в собственность государства в результате оспариваемого в зарубежных судах захвата, конечно, не слишком ударит по имиджу России, который сильно потускнел за последние несколько лет, но заставит задуматься многих на мировом финансовом рынке, где репутация стоит зачастую дороже, чем деньги.
Мы не будем касаться технических проблем, которые неизбежно появятся у «Сбербанка России», если он все же решится купить 51 или 75% акций БТА. Если сделка будет оплачиваться деньгами, «Сбербанку» придется занимать у российского правительства как минимум миллиард долларов, на меньшее продавец не согласится только из соображений престижа. Купить актив за 2 миллиарда и продать его за сотни миллионов долларов — это лучшее доказательство как бессмысленности его захвата, так и неэффективности госуправления.
Вариант передачи госпакета акций в управление или продажи с отсрочкой получше для покупателя, но намного хуже для продавца — позор тот же, а наличных поступлений меньше. В случае оплаты сделки акциями «Сбербанка» тому придется или производить дополнительную эмиссию, или выкупать ценные бумаги с рынка. Не говоря уже о цене вопроса, это займет много времени, и к тому же любой миноритарий, а их у российского банка миллионы, может затормозить сделку иском в российском или зарубежном суде на неопределенный срок.
Таким образом, продав контрольный пакет акций БТА, правительство выиграет намного больше, чем «Сбербанк России», который его купит. Перекрыть разницу должна политика, когда президент, премьер-министр и глава Нацбанка будут убеждать Владимира Путина (а именно от него, как главы российского правительства, в конечном счете зависит решение о стратегической покупке), что сделка стоит овчинки.
Подсчитаем убытки
Поскольку повлиять на ситуацию в стране общественность не в состоянии, нам остается лишь подсчитывать убытки для национальных интересов даже не столько от покупки «БТА Банка» «Сбербанком» — это лишь следствие, сколько от непрофессиональных действий госчиновников.
Итак, после покупки «БТА Банка» российским инвестором казахстанская финансовая система становится в основном неказахстанской — кто не верит, может изучить статистику Нацбанка.
Вместо превращения «БТА Банка» в международную банковскую группу, через которую Казахстан мог бы экспортировать капитал и свое влияние, страна получила очередной госбанк со всеми его проблемами, недостатками, рисками.
Вслед за БТА на грань прекращения платежей по внешним задолженностям поставлены «Казкоммерцбанк» и в меньшей степени «Народный банк Казахстана», не говоря уже про «Альянс Банк» и «Астану-Финанс», судьба которых уже предопределена.
Встал вопрос об угрозе финансовой системе страны в целом, поскольку снижение рейтингов основных системообразующих банков до дефолтного уровня и ухудшение торгового и платежного баланса приведут к снижению суверенных рейтингов и всеобщему кросс-дефолту.
И это все только в финансовой сфере. Но проблемы в ней обязательно перекинутся на реальную экономику плюс отзовутся в социальной и в политической сферах. Так что цена глупости отдельных чиновников даже не десяток-другой миллиардов долларов госсредств — она намного выше, и расплачиваться придется всем нам. Вот уж воистину, как говорил бывший премьер-министр России Виктор Степанович Черномырдин, видимо, по личному опыту осознавший суровую истину: если государством управляют неумелые люди, а государственные решения осуществляются в частных интересах, то результат стандартный — хотели как лучше, а получилось как всегда.
Когда верстался номер
Когда этот материал уже стоял на полосе, наш источник в банковских кругах со слов топ-менеджеров «БТА Банка» сообщил, что решение о заходе в него «Сбербанка» будет принято до 19 мая. Если россияне откажутся от сделки, руководство банка будет вынуждено начать массовые увольнения сотрудников.
Газета «Республика» от 15.05. 2005 года