Первый банковский!: «Мы еще вернемся к ужесточению своей политики» - Первый банковский!

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1

«Мы еще вернемся к ужесточению своей политики» Интервью с заместителем председателя Нацбанка Данияром Акишевым Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   eug 

  • Главный специалист
  • Группа: Администрация
  • Сообщений: 20527
  • Регистрация: 06 December 06

Отправлено 11 October 2007 - 09:21

«Мы еще вернемся к ужесточению своей политики»

Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Изображение


ИзображениеЕсли банки и строительные компании в сегодняшней сложной ситуации легко решат свои проблемы за государственный счет, то им вряд ли пойдет на пользу урок, преподанный мировым финансовым рынком. Такое мнение в интервью «&» высказал заместитель председателя Национального банка Данияр Акишев.

- Каково ваше отношение к инициативе главы Мининдустрии, который предложил Нацбанку снизить требования к банкам для того, чтобы «высвободить» средства для поддержки строительной отрасли? Насколько это согласуется с политикой Нацбанка?

- Поскольку Национальный банк ответствен за обеспечение финансовой стабильности в Казахстане, мы не можем давать однозначную оценку таким предложениям. С одной стороны, хорошо, что государство обеспокоено проблемами в строительной отрасли. Мы надеемся, что корректировки в кредитных программах банков заставят строительные компании более взвешенно подходить к своей политике. Однако, прежде чем помогать кому-то, необходимо помнить, что каждый институт должен сделать свои выводы. Если же помощь пойдет во благо и ситуация быстро стабилизируется, то выводов сделано не будет. По моему мнению, любая помощь должна сопровождаться какими-то условиями. Что касается конкретных параметров, которые озвучены Министерством индустрии и торговли, то они до сих пор обсуждаются.

Проблема в том, что масштабы кредитования банками строительной отрасли очень большие. Остаток кредитов, выданных банками строительству, составляет 1,116 трлн. тенге, или 16% от общего портфеля отечественных банков. В мае 2007 года объем кредитования этого сектора составил 178 млрд. тенге, в августе эта цифра сократилась до 107 млрд. тенге. Звучало мнение о том, что в этих показателях очень высока доля Казахстанской ипотечной компании (КИК). Но если обратиться к цифрам, то видно, что на конец августа 2007 года остаток по ипотечным кредитам БВУ составил 681 млрд. тенге, а КИК выкупила займов всего на сумму 53 млрд. тенге, то есть меньше 10 %. Банки в большинстве своем кредитуют строительную отрасль и население за счет собственных программ. Поэтому если мы говорим о каких-то точечных вливаниях, то нужно четко понимать, какие источники фондирования правительство будет использовать. Если просто призывать банки не сокращать объемы кредитования, не повышать ставки, то это не конструктивный разговор. Правительство должно предложить, каким образом и за счет каких средств банки продолжат финансирование строительства на выгодных условиях. Если использовать возможности КИК, то надо понимать, что согласно закону, компания работает только с кредитами под залог недвижимости, то есть ипотекой. Застройщики, у которых есть проблемы, связанные с незавершенным строительством, без внесения изменений в законодательство, посредством КИК решить их не смогут. Нужно вырабатывать другие механизмы. При этом необходимо учитывать, какое значение имеет строительная отрасль для каждого банка в его кредитной политике. На конец августа 2007 года банки выдали кредиты на строительство и приобретение жилья гражданами в объеме 855 млрд. тенге, на новое строительство и реконструкцию – 777 млрд. тенге. Правительство должно понимать, что поддержка строительства невозможна только за счет средств банков.

- Сегодня нередко звучат предложения направить на латание «финансовых дыр» средства Национального фонда. Нет ли планов использовать средства фонда для поддержания строительной отрасли?

- Позиция Национального банка в данном случае категорична. Средства Национального фонда должны быть использованы строго по назначению, как это предусмотрено в законе и в концепции развития Нацфонда. Они могут использоваться только через гарантированный трансферт в бюджет на программы развития. Но вносить изменения в концепцию Нацфонда только для того, чтобы поддержать строительную отрасль, мы считаем абсолютно нелогичным.

Нацбанк не собирается поддерживать точечно какую-то отрасль, мы поддерживаем банковскую систему в целом. Меры, которые Нацбанк предпринимал в августе и сентябре, достаточно красноречиво свидетельствуют о том, что мы понимаем свою задачу. По итогам августа для поддержания ликвидности банки получили кредиты на сумму около $10 млрд., в сентябре около $2 млрд. мы предоставляем еженедельно. Как будут использованы эти средства - дело банков, вполне возможно, от этого будут выигрывать строительные компании.

Мы предлагаем финансирование под залог тех средств, которые банки держат в качестве минимальных резервных требований (МРТ). Банки могут получить финансирование в размере 70% от этого объема. Это и есть задача Нацбанка – поддержать ликвидность в банковской системе. Для поддержания строительной отрасли необходимы действия правительства.

- В течение какого времени Нацбанк намерен предоставлять кредиты банкам второго уровня, на какие еще послабления готов пойти регулятор?

- Сложно ответить, поскольку все очень сильно зависит от состояния на внешних рынках. Сейчас мы не видим значительного сокращения внешнего заимствования банков в абсолютном выражении. На конец июля 2007 года объем внешних займов составлял $45 млрд. Из балансов БВУ видно, что эта сумма на 15 сентября составляет $44 млрд. Таким образом, эта цифра сократилась на $1 млрд. Значит, банки выплатили долги, возможно, используя более дорогие ресурсы посредством рефинансирования. В III квартале 2007 года банки должны были выплатить 4,5 млрд. долларов США. Раз значительного сокращения долга не произошло, это позволяет сделать вывод, что банки справляются с ситуацией. Статичность суммы внешнего долга не может не радовать.

До конца года мы ожидаем стабилизацию ситуации в вопросах внешних заимствований. Многое будет зависеть от ситуации в мировой финансовой системе, насколько быстро она восстановится после коррекции. Опыт показывает, что инвесторы очень быстро «закрываются» для развивающихся стран, но они также быстро «открываются».

В настоящее время норма МРТ составляет 6-8%. Мы планировали с 29 августа повысить данные нормы до 5-10%, но отложили это до 9 октября. Теперь же принято решение об отсрочке введения новых норм до15 января 2008 года.

- Некоторые банкиры предлагают отменить МРТ, так как считают, что сегодня эти деньги можно с большой пользой использовать для преодоления кризиса ликвидности. Что вы думаете по этому поводу?

- Мы и так пошли на значительные уступки, сократив базу расчета обязательств, исключив из нее субординированные облигации со сроком до и свыше 5 лет, субординированный долг банков до и свыше 5 лет, бессрочные облигации. Мы сократили обязательства банков на сумму всех операций РЕПО как с резидентами, так и нерезидентами, включили в состав резервных активов наличную иностранную валюту. Все это позволяет банкам относительно безболезненно переносить существующую ситуацию.

- Однако некоторые участники банковского рынка настаивают на отмене МРТ вообще…

- Тогда можно говорить об отмене всех пруденциальных нормативов, можно требовать отмены надзора и лицензирования! МРТ - это классический инструмент денежно-кредитной политики, направленный на сокращение мультипликации денег в стране. Основную задачу Нацбанка – обеспечение стабильности цен - никто не отменял, мы остаемся ответственными за это. Однозначно МРТ отменены не будут. Уровень инфляции в Казахстане высок, и ценовое давление не снижается, соответственно, Нацбанк, используя классический инструментарий, целенаправленно вводит инструменты, повышающие ставки.

Банки справлялись с этими требованиями. Если бы не события в июле-августе, мы бы спокойно подняли нормы по резервированию, понимая, что для банков ресурсы становятся еще дороже. В сложившейся ситуации заемные ресурсы для банков подорожали и без нашего участия. В этих условиях мы понимаем, что необходимо поддержать банковскую систему. Как только ситуация стабилизируется, мы вернемся к дальнейшему ужесточению своей политики. Предоставляя большие суммы, пусть даже на краткосрочной основе, мы имеем право требовать от банков корректировки своей политики, в случае их несогласия они не смогут рассчитывать на помощь в таком объеме.

Гульмира Кунапия

Сообщение отредактировал eug: 13 October 2007 - 13:08

0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1


Быстрый ответ