Источник цитаты (орган): Сайт газеты «Литер» (
http://www.liter.kz)
[20.11.2007]
Даулет Сембаев: Жизнь должна идти вперед
Даулета Сембаева нередко и заслуженно называют патриархом казахстанской экономики. С 1966 года он трудился в советском Генплане, в период становления независимого Казахстана был вице-премьером страны, затем возглавлял Национальный банк, руководил Ассоциацией финансистов. Сейчас Даулет Хамитович работает в составе совета директоров Казкоммерцбанка. Он по-прежнему является авторитетным экспертом в области экономики, к его мнению прислушиваются теоретики и практики. Сегодня Даулет Сембаев отвечает на вопросы «Айкына» и «Литера», это тем более приятно, что он избегает встреч с журналистами и не любит повышенного к себе внимания.
– Даулет Хамитович, нервозная ситуация, сложившаяся сейчас в банковском секторе, оценивается неоднозначно. Кто-то говорит о признаках финансового кризиса, кто-то – о корректировке рынка. Что, по вашему мнению, происходит на самом деле?
– О финансовом кризисе не может быть и речи. Для этого нет ни объективных, ни субъективных предпосылок. Экономика страны развивается высокими темпами, растет валовый внутренний продукт (ВВП), бюджет профицитный. Цены на экспортное казахстанское сырье близки к достижению исторического максимума. Нервозная ситуация, как вы выразились, не в самом банковском секторе, а вокруг него и создается искусственно.
Что происходит с банками, почему возросли процентные ставки по кредитам, почему сокращаются объемы кредитования? Вот сегодня главные вопросы, на которые я попытаюсь ответить.
Ипотечный кризис в США, а затем и в Европе привел к дефициту ликвидности на мировых рынках капитала. Для Казахстана это означает резкое сокращение объемов внешнего кредитования наших банков, увеличение стоимости такого заимствования. Иными словами, банки в сложившихся условиях вынуждены сократить объем кредитования экономики. В ближайшее время роста кредитного портфеля на 50–70 процентов в год уже не будет. Но кредитовать банки все равно будут и при изменившихся условиях, так как основными источникам фондирования станут внутренние финансовые ресурсы. Они дороже, чем были внешние, именно поэтому растут процентные ставки.
Сегодня все банки работают в нормальном режиме, выполняют свои обязательства. Ни об одном случае дефолта по обязательствам со стороны банков мне неизвестно. Если взять в целом банковскую систему, то ни среди банков первой десятки, ни среди остальных я не вижу кандидатов на банкротство. Вынужденная коррекция кредитной политики только увеличит их опыт работы в условиях глобализации.
– А что происходит с Казкоммерцбанком? Некоторые известные банкиры говорят, что в условиях большого объема внешнего заимствования и дефицита ликвидности Казкому и его клиентам приходится тяжело…
– Как я понимаю, вопрос вызван слухами о том, что самый крупный банк страны испытывает самые крупные затруднения. Это не так. Начнем с того, что Казкоммерцбанк, являясь одним из самых крупных частных банков в СНГ, имеет самые большие активы и депозиты, самый большой кредитный портфель. Хочу подчеркнуть, что такого объема резервов, как в Казкоме, нет ни в одном банке страны.
Проводимая банком консервативная, в хорошем понимании этого слова, кредитная политика, а также отстроенная жесткая система оценки рисков, влияют на мнение ряда клиентов о том, что в банке трудно получить кредит, здесь требуют много документов, справок различного рода, обоснований предстоящих расходов и подтверждения эффективности бизнеса.
Могу подтвердить, что Казком привлек средств на внешних рынках больше, чем другие банки. Но привлеченные деньги не лежат мертвым грузом на счетах или в хранилищах банка, они направлены на кредитование экономики страны и населения. Поэтому у Казкома и самый большой кредитный портфель – почти в 19 млрд долларов. К тому же привлеченные средства достаточно длинные (долгосрочные) и не столь дорогие.
За девять месяцев 2007 года, в том числе тревожных августа и сентября, рост объемов кредитования клиентов нашего банка составил 52,4 процента, объема депозитов – 28,8 процента, капитал вырос почти на четверть, достигнув на конец сентября 2,4 млрд долларов. Мы исполняем все утвержденные нормативы. Банк не испытывает проблем ни с ликвидностью, ни с доверием клиентов.
– Даулет Хамитович, что касается пресловутых четырех миллиардов. Нам приходится выслушивать разные мнения по этому поводу, и далеко не всегда позитивные, дескать, банки сами назанимали за границей, а расплачиваться теперь будет государство…
– Ситуация вокруг 4 млрд долларов многими трактуется совершенно не верно. Во-первых, банки не просили денег у государства для себя. Во-вторых, эти деньги нельзя считать подарком – их надо вернуть в оговоренные сроки и с процентом. А ситуация складывалась таким образом: банки через Ассоциацию финансистов проинформировали Агентство финансового надзора, Нацбанк и правительство о предстоящем вынужденном сокращении объемов кредитования экономики и изменении самих условий кредитования. Банки сделали реалистичную оценку возможных социально-экономических последствий для строительных организаций, дольщиков жилищного строительства, субъектов малого и среднего бизнеса, а также крупных инвестиционных проектов. В результате по поручению президента страны правительством был найден оптимальный, как мне кажется, вариант решения возникших проблем. Парламент одобрил поправки, вносимые в бюджеты 2007–2008 годов, которые за счет оптимизации расходной и доходной частей бюджета позволили изыскать за два года эти 4 млрд долларов без пересмотра социальных приоритетов. Сейчас соответствующие органы готовят к утверждению правительством целевое назначение указанных средств и механизмы их использования.
Если говорить кратко, выделенные финансовые ресурсы будут сконцентрированы на таких направлениях, как поддержка ипотечного кредитование через Казахстанскую ипотечную компанию (КИК), кредитование строительных компаний для ввода в действие строящихся жилых домов и защита интересов дольщиков через Фонд устойчивого развития «Казына» и Государственный банк развития (БРК), а также на финансирование малого и среднего бизнеса через Фонд развития предпринимательства. Правительство и акиматы определяют конкретные строительные компании и объекты, которые будут финансироваться. Как видите, ни о каком прямом финансировании банков второго уровня за счет государства речи нет. Как вы понимаете, выкуп прав требований по ипотеке будет оговорен определенными жесткими условиями, кредитование индустриально-инновационных проектов также будет иметь для банков ряд ограничений. Поэтому нельзя считать эти деньги подарком для банков. Но в целом принятое правительством и парламентом решение представляется мне единственно правильным выходом из сложившейся ситуации.
– Пару лет назад Григорий Марченко прогнозировал, что цены на жилье должны упасть настолько, насколько они были завышены. Сейчас на рынке недвижимости наблюдается некое затишье, говорит ли это о том, что цены действительно начнут реально падать?
– Я не являюсь сильным специалистом по недвижимости и поэтому мне достаточно трудно предполагать, куда двинется рынок недвижимости – вверх или вниз. В самом общем виде при рыночных отношениях цена на товар складывается из взаимоотношений таких категорий, как спрос и предложение. Это, мне кажется, понятно всем. Сейчас на рынке жилья существует большой неудовлетворенный спрос. При этом спрос обеспеченный. Иными словами, очень много людей готовы покупать жилье, не прибегая к ипотеке, оплачивая его своими деньгами. Сентябрь и октябрь не характерны, так как большинство заняло выжидательную позицию, и сделок, как на первичном, так и вторичном рынках, было мало. Хотя есть данные, которые говорят о том, что более половины покупателей квартир в многоэтажных домах заплатили за них без кредитов. В пользу этого довода говорит статистика итогов легализации: населением было легализовано наличными около 4,4 млрд долларов. Такие деньги надо размещать в какие-либо инструменты, и они, скорее всего, были и будут направлены в недвижимость с целью последующей перепродажи. Все видели этот спекулятивный процесс, но мер экономического характера не принималось. И только недавно парламент внес несколько поправок в закон «О долевом участий в жилищном строительстве».
Если есть неудовлетворенный спрос, а он есть, ожидать в ближайшие месяцы резкого падения цен на недвижимость не следует. Хотя, исходя из ситуации, и компании-застройщики, и риэлторские компании должны несколько снизить цены, чтобы оживить рынок жилья.
– Вы когда-то говорили, что для сдерживания инфляции усилий лишь одного Нацбанка будет недостаточно. Сейчас уже и правительство, и Нацбанк пытаются сдерживать инфляцию совместно. Но жизнь доказывает, что и этих усилий мало. Не кажется ли вам, что необходимо создать комиссию по борьбе с инфляцией?
– Если б я был уверен, что через создание комиссий или рабочих групп, или еще каких-либо образований можно было бы снижать инфляцию, я бы предложил создать их много, дабы Казахстан приблизился к уровню инфляции европейских государств. Но это невозможно. Я вообще противник борьбы с инфляцией методом создания комиссий, комитетов и рабочих групп. Не хотелось бы к определению «страна нереализованных программ» добавлять еще и «страна бесправных комиссий».
В мире давно образовались рычаги сдерживания и подавления инфляции. О них знают и ими пользуются и Нацбанк, и правительство. Но нельзя действовать полумерами, нужна решительность и воля, хотя это может не всем нравиться. Но я уверен, что с инфляцией нельзя бороться административными, запретительными мерами. Это видимость защиты населения, этим проблему инфляции нам не решить.
– В начале 90-х годов вы участвовали в процессе заключения контрактов с иностранными инвесторами. Существовал ли тогда способ оговорить возможность пересмотра контактов при необходимости?
– В переговорах и при заключении контрактов с инвесторами я не участвовал, так как уже ушел из правительства в Нацбанк. Там мне хватало забот, связанных с прямыми обязанностями главного банка страны. Но я хорошо понимаю, почему у вас такой вопрос. Когда мы беремся обсуждать вопрос 10–15-летней давности, объективно необходимо учитывать условия, в которых тогда находился Казахстан, только получивший независимость и столкнувшийся с последствиями развала экономики СССР. Тогда мы более справедливо оценим, была ли возможность быть столь дальновидными и предвидеть все тонкости условий инвестиционных контрактов.
– С 2009 года правительство перейдет на трехлетнюю систему планирования республиканского бюджета. Вам хорошо знакома работа парламента, процедура планирования и разработки бюджета. Насколько эффективно трехлетнее планирование? Не кажется ли вам, что при разработке новой системы правительство попыталось использовать опыт знаменитых пятилеток?
– Если в правительстве нет «временщиков», живущих только сегодняшним днем, то для нормального государства трехлетний бюджет – это расширение горизонта обозримого развития экономики, возможность балансирования многих очень важных показателей, включая рост благосостояния населения, его увязки с реальными возможностями государства. Разработка бюджета на три года – решение, безусловно, прогрессивное, тем более, что после завершения первого года разрабатывается новый трехлетний бюджет, в зависимости от конкретных результатов вносятся те или иные коррективы.
Сравнивать советские пятилетние планы с трехлетним планированием нашего бюджета не совсем корректно. Как я понимаю, в первом случае речь шла о государственном плане, обязательном для исполнения, во втором – это, скорее, индикативный план, что характеризует его как вспомогательный. И еще. Ничего зазорного в советском опыте годового и пятилетнего планирования нет. Указанные планы были сбалансированы, опирались на нормативную базу и создавали предсказуемость развития страны. И если в планировании экономики есть нечто рациональное и полезное для сегодняшнего дня, то почему бы их не использовать. Кстати, есть страны с развитыми рыночными отношениями, однако там существует практика разработки планов.
– Недавно председатель Фонда устойчивого развития «Казына» г-н Келимбетов предложил коммерческим банкам идею совместного финансирования прорывных проектов. Как вы оцениваете перспективу альянса коммерческих банков и государства?
– Идеи государственно-частного партнерства обсуждаются уже некоторое время, и, в принципе, банками поддерживаются. Теперь нужны конкретные проекты, которые должны быть рассмотрены, утверждены механизмы разделения рисков и так далее. Важно, чтобы предложенные проекты были окупаемыми. В противном случае коммерческие банки откажутся от таких проектов.
– В последнее время вы держитесь в стороне от больших политических событий. В чем причина?
– Думаю, что это естественно. На первый план выходит новое молодое поколение, которое мне очень нравится. Это очень образованная, энергичная и амбиционная молодежь, понимающая как решать проблемы экономики. Мне приятно общаться с такими людьми, работа с ними меня просто радует. Новое поколение банковских лидеров не на словах, а на деле болеет за нашу страну, и нет необходимости призывать их к патриотизму.
Мое поколение в этих условиях должно уступить дорогу новому, жизнь должна идти вперед. Поэтому во многих случаях лучше постепенно отойти добровольно, не дожидаясь, когда кто-либо скажет тебе об этом.
Гулбаршын САБАЕВА, Ирина САВЕЛЬЕВА, Алматы
http://www.zakon.kz/...asp?id=30143724