Скоринг анализ кредитоспособности
#1
Отправлено 12 November 2007 - 13:56
Так вот предлагаю обсудить, так сказать модные тенденции , а также хотелось бы понять как отличить "хорошего" клиента от "плохого", какие параметры влияет на это, а какие абсолютно бессмысленны.
Анализ который я проводил по Клиентской базе, в принципе особо не удивило.
Вот некоторые выводы, с удовольствием делюсь, надеюсь на взаимность.
мужчины где то на 50% допускаю просрочку больше чем женщины
женаты в два раза меньше
самые хорошие клиенты в возрасте старше 36 лет
это всё понятно
есть ещё такие результаты:
клиенты в гражданском браке платят аналогично разведенным
наличие авто не как не влияет на платежеспособность
Ещё хотелось бы провести небольшой опрос, который несомненно пригодиться всем,
такой небольшой экспертный анализ
Какие параметры вы считаете самые важные и просто важные при анализе кредитоспособности физ. лиц при беззалоговом кредитовании?
мое мнение:
1) Кредитная история
2) Наличие депозита
3) Возраст и семейное положение
4) Уровень доходов
Делитесь опытом!!!
#2
Отправлено 12 November 2007 - 14:27
Наличие депозита думаю второстепенный вопрос.
Еще бы не помешало уточнить у клиента цель получения займа, на что именно будут потрачены деньги.
#3
Отправлено 12 November 2007 - 15:40
Наличие депозита думаю второстепенный вопрос.
Еще бы не помешало уточнить у клиента цель получения займа, на что именно будут потрачены деньги.
Что удивительно, но согласно моей выборке уровень доходов не так сильно влияет на уровень просрочки. Конечно его надо учитывать при расчете суммы займа.
Например, у Клиенты зарабатывающих 50 000 гораздо лучшая дисциплина погашения
#4
Отправлено 12 November 2007 - 16:16
Цитата
Вот мои критерии для беззалоговых:
1) Уровень доходов (реальная платежеспособность);
2) Стаж работы на последнем месте (либо в одной сфере);
3) Кредитная история (если брал уже кредит, то как платил нужно посмотреть);
Остальное - косвенное и субъективное и доля этих факторов не должна быть в скоринге очень большой....
#5
Отправлено 12 November 2007 - 18:56
#7
Отправлено 13 November 2007 - 13:53
Сообщение отредактировал eurei: 13 November 2007 - 13:54
#9
Отправлено 13 November 2007 - 22:42
[/quote]
Интересно, и какие параметры оценки "хороший-плохой" клиент на Ваш взгляд наиболее значимые?
Конкретно по рознице?
#10
Отправлено 14 November 2007 - 09:56
#11
Отправлено 14 November 2007 - 10:09
Специалисты говорят, Experian Decision Analytics - это правда круто. Но и цена, наверное, серьезная..
В этой рекламной статье, есть кое-что интересное..
"Ускорим" для малого бизнеса /Тимур Тулегенов/
На днях Казком представил ряд новых программ кредитования для малого бизнеса.
Теперь займы этой категории клиентов будут выдаваться быстрее и проще в соответствии с новой эффективной системой принятия решений, разработать которую лидеру банковского сектора экономики страны помогали лучшие специалисты в области риск-менеджмента из голландского ABN AMRO Bank.
Не секрет, что Казком всегда позиционировал себя как корпоративный банк. В принципе он им и остается, но стратегическая линия развития бизнеса подразумевает более активное расширение спектра услуг для мелких предпринимателей. Это тем более важно и актуально, что само государе тво уделяет все большее внимание малому и среднему бизнесу. И хотя базис экономики нашей страны пока составляют крупные корпорации, в будущем роль небольших предприятий и индивидуального предпринимательства ожидаемо будет возрастать, как это было во всех развитых странах мира.
Здесь стоит отметить, что ККБ уже на протяжении 8 лет успешно работает с малым бизнесом. Еще в 1998 году при помощи Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) была запущена специальная программа финансирования, с которой, собственно, и началась практика кредитования малого бизнеса в Казахстане. Это позволило привить казахстанским предпринимателям культуру кредитования, а банковским служащим понимать специфику выдачи небольших кредитов для бизнеса. Во втором полугодии 2005 года программа ЕБРР была закрыта как выполнившая свою историческую миссию, и Казкоммерцбанк продолжил самостоятельно развивать финансирования малого бизнеса. Чтобы использовать в своей работе лучший мировой опыт, в течение последних двух лет специалисты Казкоммерцбанка совместно с консультантами ABN AMRO Bank разрабатывали новые процедуры кредитования малого бизнеса.
В чем их преимущества и новизна?
Во-первых, сама технология выдачи кредитов в банке значительно изменилась - здесь внедрен так называемый скоринг: автоматическая проверка клиента на кредито и платежеспособность. Скоринг разработан совместно с известным глобальным поставщиком информационных решений - компанией Experian Decision Analytics. И его смело можно назвать "ускорингом". Если раньше заявка клиента рассматривалась одним филиалом, то теперь все данные, согласно заполненным заявкам, стекаются в головной офис, и уже здесь принимается окончательное решение. Причем процесс рассмотрения заявки автоматизирован и проходит в несколько раз быстрее, нежели прежде. Подобный механизм достаточно давно работает в самых продвинутых западных банках и доказал свою эффективность.
- Данным шагом Казкоммерцбанк продемонстрировал свою приверженность к сохранению лидерства в банковском секторе Республики Казахстан, где кредитная индустрия имеет большой потенциал для роста, - отметил глава представительства Experian Decision Analytics в России и СНГ Даниэль ЗЕЛЕНСКИ.
Разумеется, прежняя схема рассмотрения заявки в филиалах была удобнее и лояльнее в том плане, что на местах лучше знают клиента "в лицо". Однако личные отношения в бизнесе зачастую субъективны: близость отношений людей, к сожалению, пока мало влияет на их платежеспособность. Скоринг позволяет исключить из взаимоотношений "банк - клиент" пресловутый человеческий фактор, выводя их в русло чистого бизнеса.
- Наверное, каким-то нашим клиентам такой подход не понравится, - заметил на специальной пресс конференции управляющий директор Казкоммерцбанка Бейбит АПСЕНБЕТОВ. И в первую очередь тем, кто работал "на отношениях". А качественных клиентов, сфокусированных на получение прибыли, будет сразу видно
уже по заявке. В прошлом году мы уже опробовали систему на рознице. Поначалу был спад клиентской активности, однако потом вновь пошел прирост. Причем качественный, поскольку скоринг повышает требования к заемщикам.
Как известно, время - деньги. Те клиенты, которые это понимают, наверняка оценят заметное увеличение скорости рассмотрения кре дитной заявки с внедрением скоринга. Кстати, это первый банк в стране, где вместе с западными специалистами разработали самостоятельную и действительно дееспособную систему скоринга, хотя ранее о внедрении аналогичных механизмов заявляли и другие финансовые институты.
В связи с изменением технической платформы банк пересмотрел весь продуктовый ряд, и совсем скоро как состоявшиеся, так и потенциальные клиенты узнают о новых продуктах из рекламных проспектов. Пока же можно сказать о том, что впервые в банковской практике страны Казкоммерцбанк ввел платежную карту Checking Card для субъектов малого бизнеса, благодаря которой клиент будет иметь доступ к своему счету в любое время суток и любой точке мира.
Особенность этой карты в том, что она обслуживает текущий клиентский счет, а не карточный. Удобства стандартных платежных карт неоспоримы, однако у них есть и ограничения, связанные со спецификой применения. Например, карточный счет не укажешь в реквизитах, и на него нельзя напрямую направить текущие платежи. С внедрением Checking Card эти не удобства сошли на нет - текущий счет у клиента всегда под рукой. Он может работать с ним за компьютером через сервис Homebank или посредством банкоматов, не заходя непосредственно в банк. Соответственно, у банка снижаются операционные расходы, поэтому тарифы на обслуживание при помощи Checking Card ниже, чем обычно. Кроме того, сама карточка достается частному предпринимателю совершенно бесплатно, в подарок.
Пока это революционное новшество введено только для физических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Естественно, Checking Card была бы очень полезна и другим категориям предпринимателей, однако это вопрос больше не банковский, а юридический, связанный с необходимостью внесения изменений в некоторые нормативные акты законодательства страны.
И еще. В преддверии нового, 2008 года Казкоммерцбанк планирует проведение так называемой акции лояльности "Год успешного сотрудничества". Каждый действующий клиент из малого бизнеса по лучит от банка благодарственное письмо за успешную работу с ККБ и подарок.
Чтобы успешно работалось и дальше.
#12
Отправлено 14 November 2007 - 12:11
Ну что ж пожелаем ККБ удачи
Сообщение отредактировал eurei: 14 November 2007 - 12:11
#13
Отправлено 26 December 2007 - 17:37
#14
Отправлено 06 January 2008 - 18:13
Так вот предлагаю обсудить, так сказать модные тенденции , а также хотелось бы понять как отличить "хорошего" клиента от "плохого", какие параметры влияет на это, а какие абсолютно бессмысленны.
Анализ который я проводил по Клиентской базе, в принципе особо не удивило.
Вот некоторые выводы, с удовольствием делюсь, надеюсь на взаимность.
мужчины где то на 50% допускаю просрочку больше чем женщины
женаты в два раза меньше
самые хорошие клиенты в возрасте старше 36 лет
это всё понятно
есть ещё такие результаты:
клиенты в гражданском браке платят аналогично разведенным
наличие авто не как не влияет на платежеспособность
Ещё хотелось бы провести небольшой опрос, который несомненно пригодиться всем,
такой небольшой экспертный анализ
Какие параметры вы считаете самые важные и просто важные при анализе кредитоспособности физ. лиц при беззалоговом кредитовании?
мое мнение:
1) Кредитная история
2) Наличие депозита
3) Возраст и семейное положение
4) Уровень доходов
Делитесь опытом!!!
Так же хотел добавить:
- наличии недвижимого и движимого имущества;
- размер депозита;
- стаж работы (причины перехода с прежних мест работ).
#15
Отправлено 10 January 2008 - 21:27
#16
Отправлено 24 January 2008 - 19:17
Вот если бы исполнялись мечты, я бы ввёл повсеместно кредитование исключительно при наличии созаёмщика или поручителя. Всегда, деньги заёмщика нужны ещё кому-то. А просто так возложить на себя бремя ответственности не захочет никто. Из практики: колличество невозвратов кэша с вышеуказанным условием близко к нулю.
#17
Отправлено 24 January 2008 - 19:59
Своего опыта пока нет, но чужие грабли в этом вопросе тоже начали коллекционировать.
Из всего списка поставщиков Experian мы отбросили - да, на качество их продукции жаловаться грех, но ряд нюансов это все перекрывает: техническая поддержка не устраивает, внедрение происходит долго, ну и цена, конечно, заоблачная.
К SASу в принципе те же претензии, + они делают упор на постройку модели, а вот для автоматизации обработки заявки нужно докупать что-то другое. А такой удара по карману может уложить в нок-аут большинство отечественных банков.
#18
Отправлено 25 January 2008 - 13:12
#19
Отправлено 25 January 2008 - 14:17
В большинстве банках "посткред" уже установлен в виде опердня. А АФН разве разрешает БВУ вести финучет в разных системах?