Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Конкурентная борьба за новых клиентов на рынке платежных карточек развернулась в регионах. Банки стремятся «застолбить» место за счет новых продуктов.
Согласно данным Национального банка на 1 ноября 2007 года, банками выпущено 5,3 млн. платежных карточек, из которых 3,7 млн. – в областях. Количество транзакций в октябре составило 7,7 млн., и только 468 тыс. из них было проведено в регионах. Но несмотря на такие низкие показатели, банкиры делают ставку именно на потенциал последних.
- Сегодня в регионах наблюдается больший, чем в Алматы, прирост объемов карточек, - говорит начальник отдела развития карточных продуктов Банка ТуранАлем Рустем Исламов. - Это связано с тем, что рынок Алматы насыщен и банки в последние два-три года уделяют больше внимания возможностям региона. По нашим оценкам, на долю южной столицы в общем объеме выпущенных карт приходится 22%. Если рассматривать прирост выпускаемых карт в регионах, то по Алматинской области этот показатель в текущем году по сравнению с прошлым составил 30%, по остальным регионам - около 15%.
Однако популяризация пластика в областях для банкиров все еще сопряжена с трудностями. Увеличению операций по картам в торговых сетях препятствуют, с одной стороны, низкая финансовая культура пользователей: для большинства держателей зарплатных карт привычно подходить к банкомату раз в месяц и снимать всю полученную зарплату. С другой стороны, в регионах зачастую нет нормальной инфраструктуры для осуществления платежей.Директор департамента банковских карточек Казкоммерцбанка Инесса Еспенбетова считает, что этому процессу препятствуют сами торговые сети.
- Необходимо, чтобы супермаркеты понимали преимущество безналичных платежей, - отмечает эксперт, - а в регионах до сих пор надо работать с торговыми точками, чтобы они принимали в качестве оплаты пластиковые карточки.
По прогнозам банкиров, необходимо около двух лет, чтобы уровень развития карточного продукта в регионах достиг тех же показателей, что и в Алматы. Для сравнения: количество пластика в обращении на 1 ноября этого года в Алматы достигло 1,1 млн. В то же время в Карагандинской области этот показатель составляет 642,4 тыс., в Восточно-Казахстанской области – 439 тыс., а в Павлодарской области – 312,7 тыс.- Банки очень активно внедряют свои программы в регионы и работают над изменением менталитета населения, - отмечает г-н Исламов. – Например, предлагаются кредитные карточки или карточки с функцией депозита.
Кроме того, банкиры совершенствуют имеющиеся карты, внедряя в них все больше возможностей, например, оплату проезда в общественном транспорте.- Сейчас мы стоим на пороге нового этапа, - говорит г-н Исламов. - В Казахстане в следующем году появится новый продукт, который широко распространен на Западе. Карточка чаще используется как инструмент доступа к банковским продуктам, когда она привязана к нескольким счетам в банке – кредитному, текущему, депозитному. Проще говоря, с помощью только одной карточки можно управлять несколькими банковскими счетами, которыми располагает человек.
Байрам Азизов