Инвесторы ждут план
Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Напряженность, возникшая в казахстанской финансовой системе, подпортила имидж отечественных банков, признававшихся самыми прогрессивными на территории СНГ. По мнению заместителя директора группы «Финансовые институты» международного рейтингового агентства Standard & Poor’s Екатерины Трофимовой, иностранные инвесторы ожидают от Казахстана четкого плана действий по выходу из сложившейся ситуации и дальнейшей работы после наступления полной стабилизации.
– Недавние рейтинговые действия агентства Standard & Poor’s, в том числе снижение суверенного рейтинга и пересмотр прогнозов по рейтингам крупнейших банков, вызвали волну критики в Казахстане, в том числе со стороны официальных лиц. Что вы думаете по этому поводу?
– S&P всегда являлось сторонником конструктивной выработки решений. Для нас очень важно получение полной объективной информации по всем вопросам. Мы очень внимательно прислушиваемся к любой критике и комментариям, которые исходят не только от участников рынков, но и от регуляторов. Мы плотно общаемся с представителями властей Казахстана, банков и с крупнейшими инвесторами. В текущем режиме продолжаем мониторинг ситуации в Казахстане. Безусловно, ситуация меняется день ото дня, и мы будем стараться адекватно отражать ее в наших рейтинговых решениях. В ответ на ваш вопрос хотела бы перефразировать выражение «В споре рождается истина»: нашим кредо является то, что истина рождается в конструктивном диалоге, в котором каждая из сторон аргументированно высказывает свое мнение.
– Некоторые аналитики полагают, что всемерная поддержка государства в отношении банков порождает у них ощущение безнаказанности и сегодняшние трудности ничему не научат их в итоге. Разделяете ли вы эту точку зрения?
– Мы не видим никаких перегибов в этом направлении. Поддержка государства действительно присутствует, но она носит вполне здравый, взвешенный и умеренный характер. Если говорить о средствах, выделенных для поддержки банков и некоторых отраслей экономики, в частности $4 млрд., то эта сумма не представляется в процентном соотношении столь уж впечатляющей по сравнению с объемами банковской системы страны. Она не создает нездорового дисбаланса в системе, а кроме прямого финансирования является и важным эмоциональным фактором для поддержания стабильности в системе. По сравнению с опытом поддержки банков в других странах в Казахстане последние действия властей не носят каких-то искаженных и неестественных форм. Мы надеемся, что от правительства Казахстана последуют и дальнейшие меры для поддержания участников финансового рынка. В частности, мы очень приветствуем инициативу развития государственной компании по реструктуризации проблемных активов, которая была изложена в Меморандуме о финансовой стабильности, подписанном в ноябре 2007 года. Развитие данной инициативы стало бы серьезным позитивным сигналом для инвесторов. На данном этапе большую озабоченность вызывает именно опасность ухудшения качества кредитного портфеля банков, а эта мера стала бы серьезным инструментом в решении данного вопроса.
– Регуляторы констатируют устойчивый интерес иностранных инвесторов к казахстанскому банковскому рынку. Их, похоже, не смущает завершение «золотого» периода всеобщего бурного роста…
– Несмотря на последние события интерес иностранных инвесторов действительно высок. В качестве примера можно привести продажу АТФБанка, которая произошла на пике обеспокоенности, но со стороны новых акционеров не было никаких попыток перенести или свернуть сделку. Уверена, что объемы иностранных инвестиций в банковскую систему Казахстана будут увеличиваться, потому что в Казахстане доля иностранного капитала является одной из самых низких среди развивающихся рынков. По нашей оценке, она находится на уровне ниже 15%, что меньше, чем в России, и значительно ниже, чем в Украине.
Сейчас в Казахстане назрел серьезный переломный момент. Мы надеемся, что период бурного роста в определенной степени себя исчерпал. Банки выросли в размере настолько значительно, что продолжение наращивания капитала для акционеров становится все более сложным процессом. В данной ситуации именно приход иностранных инвесторов является одним из возможных решений, но этот процесс будет протекать не очень массированно. Сегодняшняя напряженная ситуация не позволяет адекватно оценивать банковские активы, поэтому, на мой взгляд, до наступления стабилизации ожидать массовых сделок точно не стоит.
– Осенью вы говорили, что сложившаяся ситуация обнаружила отсутствие четкой программы действий у регуляторов и правительства, разработанной на случай возникновения кризисных явлений. Можно ли сегодня сказать, что ситуация взята ими под свой контроль?
– На первоначальном этапе действительно так и было, к сожалению. Мы ожидали, что Меморандум о финансовой стабильности будет выработан значительно раньше. В казахстанской банковской системе, включая и банки, и регуляторов, отсутствовал практический опыт управления в стрессовых ситуациях, позитивное развитие финансового рынка в последние годы способствовало самоуспокоению всех его участников. Когда грянул гром, то мало кто из игроков был к этому готов. Россия, например, неоднократно испытывала стрессы, и у российских менеджеров накопился определенный опыт, как себя вести в подобной ситуации. Поэтому неразбериха, которая была вначале, вполне объяснима. Казахстанские банки с помощью Нацбанка, АФН и правительства успешно справились с первым шоком от дестабилизации мировых финансовых рынков. Однако в настоящее время озабоченность вызывает то, что период нестабильности на мировых финансовых рынках затягивается. Становится очевидным, что многие международные финансовые проблемы усугубляются, в частности, в отношении положения некоторых крупнейших мировых финансовых групп. Напряженность на мировых рынках, по нашим оценкам, продлится большую часть 2008 года. Сейчас ожидается публикация отчетности крупных мировых финансовых групп, и вряд ли они будут столь позитивны. Казахстанская банковская система значительно интегрирована в мировую систему, и, соответственно, ожидать быстрого возвращения иностранного финансирования не приходится.
– С подачи главы государства казахстанские чиновники в интервью и комментариях старательно избегают употребления слова «кризис». Тем не менее налицо инфляция выше 18%, понижение суверенного рейтинга страны и ведущих банков, ожидаемое сокращение кредитования экономики, роста ВВП. Это не кризис?
– На наш взгляд, называть сложившуюся ситуацию кризисом не стоит, мы используем термин «напряженность». Ситуация, безусловно, непростая, но вполне управляемая, и правительство действует наиболее адекватно в сложившихся обстоятельствах. Становится все более очевидным, что период напряженности не будет столь скоротечным, как это предполагали многие обозреватели еще осенью. К сожалению, на данный момент все еще нет понимания того, как казахстанская банковская система будет развиваться в новых реалиях. Иностранные инвесторы ожидают от Казахстана четко сформулированного плана развития финансового сектора.
– Стоит ли казахстанским банкам ожидать каких-либо рейтинговых действий со стороны S&P?
– Безусловно, рейтинговые изменения возможны, и они будут связаны с той динамично меняющейся ситуацией, которую мы наблюдаем. Но даже если ситуация полностью стабилизируется и казахстанские банки вернутся к старой пагубной практике наращивания активов за счет внешних заимствований, то со стороны S&P могут быть негативные изменения рейтингов даже на этом этапе. Сейчас есть возможность максимально безболезненно скорректировать ситуацию в банковском секторе, а возврат к предыдущей практике приведет к тому, что казахстанская банковская система будет представлять пороховую бочку для экономики страны. Это может очень болезненно отразиться на развитии Казахстана при не столь благоприятной макроэкономической и политической ситуации как сейчас.
Исключительность ситуации связана еще и с тем, что именно сейчас власти могут найти понимание с банкирами о необходимости реформирования, поскольку не секрет, что торможение многих регулятивных мер предыдущих лет во многом было связано с неприятием этого, в частности, крупнейшими банками.
– До августовских событий банки из первой пятерки озвучивали свои планы экспансии на соседние рынки. Не могли бы вы оценить их шансы по завоеванию других рынков в нынешних условиях?
– В этом вопросе мы ожидаем определенных изменений. К сожалению, стоит признать, что последние события отразились на имидже казахстанских банков. Если они раньше признавались наиболее прогрессивными банками в СНГ и носителями лучших бизнес-практик, то сегодня многие финансисты из других стран с осторожностью относятся к казахстанским банкам, которым придется много работать, чтобы укрепить свой имидж. Хотя, с нашей точки зрения, казахстанские банки действительно наиболее развитые в СНГ, даже если поддержание лидерства становится все более сложным и ответственным процессом.
Айнура КАРГАЛИНОВА
Страница 1 из 1
Инвесторы ждут план Зам. директора в группе «Финансовые институты» S&P Елена Трофимова
Поделиться темой:
Страница 1 из 1