«Рынок близок к насыщению»
Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Компании по страхованию жизни (КСЖ) с небольшой корзиной продуктов оказались очень уязвимы в период прекращения кредитного бума. Однако председатель правления СК «Alliance – Страхование жизни» Кайрат Чегебаев не связывает дальнейшее развитие КСЖ с ростом банковского страхования.
– Кайрат Садырбаевич, неоднократно представители страхового рынка отмечали, что население продолжает демонстрировать равнодушие к страхованию жизни и этот рынок растет крайне медленными темпами. Как вы думаете, когда ситуация изменится и приобретение полисов будет рассматриваться людьми как что-то само собой разумеющееся?
– На данный момент казахстанский рынок страхования находится на стадии становления. В основном это связано со спецификой этого бизнеса, договоры в котором, как правило, составляются на долгосрочный период. Развитие страхования жизни как самостоятельного направления требует достаточно больших усилий и времени. Но хочу отметить при этом, что данный бизнес менее подвержен временным колебаниям и является источником длинных денег. Еще один немаловажный аспект, который стоит подчеркнуть, – перспективы развития бизнеса. В первую очередь это видно по тому, что практически все крупные финансовые группы открыли компании по страхованию жизни. Мировой опыт для нас является основным ориентиром. Так, к примеру, в Польше годовые взносы по страхованию жизни на душу населения составляют свыше $70, тогда как в Казахстане этот показатель едва дотягивает до $3.
Что касается темпов роста этого сегмента, то на данный момент они составляют 25-35% в год, но это далеко не предел для казахстанского рынка страхования. Как правило, оценка эффективной деятельности любой страховой компании дается по широте и качеству агентской сети. На нашем рынке пока не все страховые компании могут похвалиться этим. Во многом это связано с тем, что построение качественной агентской сети – это крайне затратная, кропотливая и трудоемкая работа. Что касается нашей компании, мы продолжаем усердно работать в этом направлении, и надеюсь, результатом станет эффективная и работоспособная сеть.
Если говорить о проблемах на рынке страхования жизни, хотелось бы остановиться на наиболее важных. Первое – невысокий уровень доходов населения. Как правило, клиентами компаний по страхованию жизни выступают люди со средним доходом и выше. То есть чем выше уровень жизни в той или иной стране, тем более востребованными становятся программы по страхованию жизни. К примеру, немного статистики по развитым странам, где 90-95% населения имеют соответствующие программы страхования. Второе – низкий уровень информированности населения о программах по страхованию жизни. К сожалению, большинство наших граждан и по сей день не имеют представления о них. Это связано с тем, что большинство компаний по страхованию жизни в нашей стране осуществляют свою деятельность сравнительно недавно. У нас нет устоявшихся традиций по страхованию жизни, которые передаются из поколения в поколение, как, например, в развитых странах. Третий фактор – общее недоверие населения к финансовым институтам и, в частности, компаниям по страхованию жизни. Некоторые люди еще помнят печальный опыт из советского прошлого, когда большинство граждан нашего большого государства откладывали свои сбережения, а в результате распада Союза возврат этих средств оказался проблематичным. Естественно, нужно отметить, что данный факт входит в разряд форс-мажоров. Сегодня у нас другая страна, другие законодательные условия, механизм перестрахования и т.д. И последний фактор – степень развития рынка страхования в целом. Дело в том, что до сих пор происходит этап модернизации структуры страховых компаний и соответственно – перечня продуктов, которые могут быть предложены ими. Во многом, как уже упоминалось, это связано с относительно небольшой историей развития казахстанского рынка страхования. Но будем надеяться, что молодость данной отрасли станет тем недостатком, который пройдет очень быстро.
– Ожидаете ли вы сокращения рынка страхования жизни, который во многом рос благодаря кредитному буму, который к настоящему времени завершился. Как вы думаете, за счет чего сейчас будут расти компании по страхованию жизни?
– Хочу отметить, что данная ситуация оказала влияние на все отрасли экономики, и компании по страхованию жизни с небольшой корзиной страховых продуктов оказались подвержены влиянию нарастающего кризиса в финансовом секторе. Но я бы не стал очень тесно связывать дальнейшее развитие КСЖ с кредитованием населения. Для таких компаний есть и другие источники финансирования.
Одним из направлений, которое сейчас активно прорабатывается нашей компанией, является развитие аннуитетного страхования в рамках пенсионного обеспечения как одного из самых перспективных. К тому же мы акцентируем свое внимание на накопительном страховании жизни, которое несет в себе большое социальное значение и является основным потребительским продуктом КСЖ. Также хотелось бы отметить, что не стоит забывать об аннуитетном страховании в рамках Закона «Об обязательном страховании ГПО работодателя» (ОСОР), которое на данный момент преобладает в структуре премий многих компаний. Тот факт, что Агентство по финансовому надзору (АФН) планирует уже в четвертом квартале внести изменения в Закон об ОСОР, говорит сам за себя. По предварительным расчетам, эта мера позволит увеличить рынок страхования жизни приблизительно в 2,5 раза. Особый упор в данном случае будет сделан на развитие регионов, соответственно население получит информацию о продуктах КСЖ.
Однако обращу ваше внимание на то, что уровень развития страховой культуры в нашей стране повышается из года в год. Во-первых, на рынок приходят новые компании по страхованию жизни. На данный момент 7 компаний имеют лицензии на осуществление данного рода деятельности. Естественно, каждая из них проводит определенную информационную работу, в том числе и в СМИ, параллельно развивает различные каналы продаж. Кроме того, меняется менталитет наших граждан, отношение к распоряжению своими финансовыми ресурсами. Люди все с большей ответственностью относятся к распределению заработанных средств. Они чаще задумываются о создании определенного резерва перед выходом на пенсию, накоплений для своих детей, внуков. Я уверен, страховая культура в Казахстане со временем достигнет очень высокого уровня. Это лишь дело времени.
– Некоторые участники рынка отмечают, что в связи с ухудшением ссудного портфеля некоторых банков повысились выплаты отдельных страховых компаний. Теперь рынок будоражат слухи, что АФН не будет принимать страховку в качестве обеспечения и может вообще запретить использовать данный механизм снижения рисков для банков. Необходимо ли введение подобной меры?
– Наше мнение, что это все на уровне слухов. Только недавно с подачи АФН были введены в законодательство поправки, предусматривающие уточнение классов страхования, в частности, появился такой класс страхования, как страхование займов. Со стороны АФН было бы опрометчиво вводить поправки в законодательство с той лишь целью, чтобы изменить их в течение следующих месяцев. К тому же это является одним из видов обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных Гражданским кодексом РК. Поэтому АФН не пойдет на такой шаг, поскольку это является ограничением предпринимательской деятельности страховых организаций.
– А какие изменения тогда стоило бы внедрить на рынке страхования жизни регулятору?
– Специфика работы компаний по страхованию жизни заключается в том, что они, как правило, работают с наиболее социально уязвимыми слоями населения – инвалидами либо иждивенцами погибших при несчастном случае на производстве, пенсионерами. В связи с этим вопрос стабильности КСЖ должен быть приоритетным, и одним из важнейших факторов здесь считаю достаточность страховых резервов по аннуитетному страхованию. Для примера можно рассмотреть «Валют Транзит Лайф», при ликвидации которого резервов оказалось крайне недостаточно для обеспечения платежей клиентам. Я хотел бы подчеркнуть, что необходимы четкие требования при резервировании, такие, как, к примеру, создание понятия минимального резерва, который ежегодно должен подвергаться перерасчету. Данное изменение позволило бы компаниям подходить к ценообразованию более ответственно и не демпинговать на рынке.
На данный момент компании при расчете стоимости аннуитета сталкиваются с множеством достаточно сложно прогнозируемых факторов, таких, как будущая инфляция, средняя продолжительность жизни и ставки доходности. Для разработки соответствующих прогнозных значений необходимо достаточно большое количество трудовых и финансовых ресурсов, которые одна компания не сможет осилить. Необходимо данные вопросы решать с подачи АФН.
Также с позиции защиты прав клиентов страховых компаний по пенсионному обеспечению и ответственности работодателя с подачи АФН было бы полезным разработать концепцию государственного перестрахования рисков, так как из-за значительных рисков в этой сфере ни один перестраховщик не берется за их перестрахование.
– Отечественный страховой рынок сейчас привлекает внимание все большего количества иностранных игроков. Как вы думаете, насколько рынок готов к приему новых игроков и какие сегменты они могли бы «застолбить»?
– Вопрос достаточно сложный. По-моему, рынок на данный момент находится на стадии насыщения. Для обеспечения потребностей Казахстана с населением в 15 млн. хватило бы 15-20 хорошо капитализированных компаний с широкой агентской сетью. На данный же момент их 40, включая 5-10 компаний по страхованию жизни. Конечно же, принцип «выживает сильнейший» присутствует и на нашем рынке, но в целом на страховании он может отразиться крайне негативно. Так, банкротство или уход с рынка одного страховщика, пусть и небольшого по размерам, отразится на всем рынке. А ведь доверие населения – это основной фактор, которым должны руководствоваться страховщики и надзорный орган. Наилучшим решением мог бы стать сценарий, при котором происходит слияние мелких компаний для конкурирования с крупными иностранными страховщиками и локальными соперниками.
Стоит отметить, что местный рынок до сих пор остается интересным для международных страховщиков как одно из направлений экспансии в развивающиеся рынки. Я думаю, мы еще не раз увидим приход сильных игроков с мировыми брендами, но входить они будут, скорее всего, через покупку существующих страховщиков, что мы сейчас, в принципе, и наблюдаем. Страхование жизни будет интересно для компаний, которые способны построить прочные и эффективные агентские сети. К тому же не стоит упускать из виду и иностранных страховщиков, для которых наш рынок является своего рода плацдармом для экспансии на рынки Центральной Азии. Наши агенты частенько выходят на рынки соседних республик с большим потенциалом, однако здесь возникает ряд препятствий в виде несовершенной законодательной базы, опасений мошенничества, что является сдерживающим фактором в привлечении клиентов с соседних регионов. Но сбрасывать со счетов эти рынки нельзя ни в коем случае, так как они являются перспективными.
– Участники финансового рынка сейчас весьма активно обсуждают вопрос снижения КПН и выравнивания налогового режима. Не исключено, что и страховые компании попадут под изменения и останутся без льгот. Если это все же произойдет, то действительно увеличится налогооблагаемая база для компаний?
– На самом деле существующая система налогообложения достаточно разумна. При использовании общеустановленного порядка налогообложения могут возникнуть проблемы по отнесению на вычеты страховых резервов. Ведь эта величина рассчитывается лицензированным актуарием, следовательно, в известной мере является субъективной. Проверить правильность таких расчетов налоговый инспектор может, но для этого необходимо владеть техникой расчетов. Однако даже в этом случае крайне сложно оспорить методику расчетов актуария, так как их много, и горизонт разброса значений будет большим. К тому же действующий порядок налогообложения страховых организаций технически намного проще, что, в свою очередь, облегчает работу как налоговых инспекторов, так и бухгалтеров страховых компаний.
Если же посмотреть на этот вопрос с точки зрения экономии на налогах, такая позиция тоже может объясняться тем, что государство должно быть заинтересовано в развитии данного сегмента в связи с его социальной направленностью. Дело в том, что налоговое бремя в любом случае отражается на застрахованных, которыми являются пенсионеры, инвалиды и иждивенцы погибших при исполнении трудовых обязанностей работников. Поэтому объективно существующую систему можно пересмотреть в некоторых классах страхования в пользу понижения, и это положительно отразится на выплатах вышеуказанным категориям людей.
Айнура Каргалинова
Страница 1 из 1
«Рынок близок к насыщению» Председатель правления СК «Alliance–Страхование жизни» Кайрат Чегебаев
Поделиться темой:
Страница 1 из 1