Карточный армрестлинг
Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Конкуренция на рынке пластиковых карт обостряется. Банкиры прогнозируют, что в борьбе за клиентов будут внедрены «пластики» нового поколения, с помощью которых можно будет расплатиться в общественном транспорте, а при желании сделать их медицинской картой.
Исполнительный директор Евразийского банка Дмитрий Николин считает, что развитие дополнительных услуг, получаемых владельцами пластиковых карт, связано с внедрением так называемых чиповых карт. «Чип в платежных картах – это микропроцессор, на который можно записать дополнительные программы, что позволит предоставлять клиентам дополнительный сервис, никак не связанный с обслуживанием банковского счета», – поясняет он. По словам эксперта, платежная карта с микропроцессором, может стать еще и медицинской, если на чип записать информацию о заболеваниях клиента.
Вместе с тем г-н Николин прогнозирует стремительное расширение функций чиповых карт в перспективе. По его словам, карты нового поколения могут исполнять роль талона к водительскому удостоверению, служить посадочными талонами в аэропортах, средствами оплаты в общественном транспорте, идентификационным пропуском в офисы и прочее. Однако внедрение такой многофункциональности чиповых карт, отмечает г-н Николин, прежде всего зависит от развития инфраструктуры их обслуживания, а также от желания банков и их партнеров развивать дополнительные преимущества.
При внедрении чиповых карт банкиры оглядываются на европейскую практику. Начальник управления развития карточного бизнеса Банка ЦентрКредит Кайрат Тлеубеков рассказывает, что скоро клиентам не нужно будет носить с собой несколько карт, поскольку одна чиповая может вместить в себя различные приложения. «В западных странах активно развивается рынок бесконтактных платежей. Ими удобно пользоваться при небольших покупках, например в магазинах, метро, фастфудах. Ожидается, что в скором времени эти технологии будут доступны и у нас в Казахстане», – прогнозирует он. Вместе с тем большинство казахстанских банков предлагают продукты, ориентированные на разные категории клиентов. Так, у БТА Банка есть «пластик», которым могут пользоваться как взрослые, так и дети. «Можно прийти в банк, получить карту и отдать ее ребенку, чтобы тот учился копить деньги. Только в отличие от обычной копилки на карте накопления приумножаются», – рассказывает специалист по маркетингу БТА Банк Павел Мангольд.
Еще один вид «пластика» от БТА Банка для более взрослой категории клиентов – студентов – международная студенческая идентификационная карта. Она позволяет учащимся вузов получать скидки на товары и услуги в определенных торговых точках, а также использовать круглосуточную телефонную линию для получения медицинской и правовой помощи. Кроме того, как рассказывает г-н Мангольд, студенческая карточка позволяет делать телефонные звонки со скидкой до 85% в 137 странах мира, бесплатно пользоваться телефаксом, голосовым почтовым ящиком и электронной почтой.
Справка
Согласно данным Нацбанка, на 1 июля 2008 года банками выпущено 6,4 млн. платежных карточек, а количество держателей данных карточек составило 6 млн. человек. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года рост составляет 35,4% и 32,9% соответственно.
Айгуль Кисыкбасова
Страница 1 из 1