Завуалированная «привлекательность»
4 сентября 2008 | Просмотров: 100 | Категория: Новости
Канат Берентаев
Мажилисом Парламента Республики Казахстан принят к рассмотрению проект Налогового кодекса, внесенный на днях правительством страны. Его принятие, по мнению разработчиков, позволит реализовать указания президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о снижении налогового бремени на перерабатывающие отрасли и его компенсации за счет увеличения налоговых поступлений от добывающего сектора экономики страны. Это, по мнению разработчиков Налогового кодекса, позволит значительно улучшить инвестиционный климат в республике, а снижение корпоративного подоходного налога почти на 300 млрд. тенге в 2009 году станет источником дополнительных инвестиций в перерабатывающий сектор и на развитие малого и среднего бизнеса.
В этой связи представляет определенный интерес следующее: насколько проект нового Налогового кодекса будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране и диверсификации казахстанской экономики?
Сразу оговоримся, что конкретные недостатки нового Налогового кодекса уже обсуждались на страницах «Капитал.kz». Поэтому следует сделать упор на такой жизненно важной проблеме: как и в каком направлении может измениться инвестиционный климат в Казахстане при принятии новой редакции Налогового кодекса (специально подчеркиваем, что речь пойдет о новой редакции Налогового кодекса, так как все предлагаемые нововведения, по сути, являются корректировкой действующего Налогового кодекса и не привносят принципиальных отличий, что позволило бы говорить о новом Налоговом кодексе).
Первое, что можно отметить - это то, что ни в одной из доступных редакций проекта кодекса не содержатся конкретные ставки налогов – налога на добавленную стоимость, корпоративного подоходного налога и других. В этой связи можно смело предположить, что работа Рабочей группы Мажилиса Парламента РК сосредоточится на обсуждении ставок конкретных налогов, а принципиальные вопросы о необходимости принятия нового Налогового кодекса окажутся на втором плане.
Второй момент, который является более важным, – это оценка влияния изменения налоговой системы на инвестиционный климат. К сожалению, у нас превалирует мнение, что определяющее влияние на инвестиционный климат оказывают налоги. Безусловно, налоги играют важную роль в социально-экономическом развитии страны, но инвестиционный климат определяется всем комплексом социально-экономических, политических, организационных и нормативно-правовых факторов, которые в совокупности определяют условия для инвестиционной деятельности.
Пренебрежение одними факторами и принятие мер по активизации других факторов не гарантируют улучшение инвестиционного климата. Ярким примером является создание СЭЗ и индустриальных парков, бизнес-инкубаторов, социально-предпринимательских корпораций и других институтов развития, которые не совсем оправдали надежды. В этой связи для улучшения инвестиционного климата в стране необходимо принятие взаимосвязанного комплекса мер, в котором совершенствование налоговой политики будет важной, но частной мерой.
Здесь необходимо отметить, что разработка проекта нового Налогового кодекса связана, прежде всего, с изъятием сверхвысоких прибылей добывающего сектора – нефтяного и металлургического, а также со снижением налоговой нагрузки на перерабатывающий сектор экономики. Ясно, что устранение чрезмерного разрыва в уровне рентабельности добывающего экспортоориентированного сектора ничем не оправдано, и меры в данном направлении, безусловно, приветствуются всеми хозяйствующими субъектами. Но большим вопросом является следующее: станут ли изъятые сверхдоходы добывающего сектора базой для решения всех социально-экономических проблем. Ответ на этот вопрос имеет не только теоретический, но и практический интерес, тем более что представители добывающего сектора грозят уходом потенциальных инвесторов из страны в связи с ухудшением условий деятельности. Вот почему целесообразным является выявление природы сверхдоходов сырьевых секторов экономики, чтобы выбрать адекватный способ их регулирования и перераспределения.
К настоящему времени существуют два источника сверхдоходов сырьевых отраслей – природная рента и высокие цены на сырьевые ресурсы.
Как известно, рента возникает в силу различных причин. Связанных с ограниченностью запасов природных ресурсов, горно-геологическими, транспортными и другими условиями. Поэтому величина ренты определяется предельными издержками на добычу полезных ископаемых на замыкающих предприятиях, которые должны иметь нормальную для данной отрасли рентабельность. Здесь важно то, что величина ренты не зависит от цены реализации продукции, а является более или менее постоянной.
С точки зрения политэкономии, рента рассматривается как часть совокупного дохода и валового внутреннего продукта, которая получена в результате различий в условиях приложения капитала. В итоге, независимо от того, кто присваивает эту ренту – государство или непосредственно сама компания, на динамику ВВП это не оказывает негативного влияния. Как мы уже неоднократно отмечали, налогообложение недропользователей должно идти по пути максимального изъятия природной ренты. Механизмом ее изъятия является роялти, который сейчас пытаются отменить. А на деле, ставка роялти должна быть предметом переговоров с добывающими компаниями, чтобы максимально изъять природную ренту и заинтересовать компанию в освоении месторождения.
Иной вопрос, когда устанавливаются монопольные цены на топливо и другие виды сырья. Очевидно, что механизм образования сверхдоходов совершенно иной. Цены формируются на основе сдерживания предложения. В полной мере это относится и к сверхдоходам, полученным за счет роста внутренних цен на топливно-энергетические и другие ресурсы. Объяснение роста внутренних цен связывается с общемировой тенденцией и желанием производителей получить максимальную прибыль.
В проекте Налогового кодекса предложен механизм изъятия – экспортные пошлины на нефть и металлы. На первый взгляд, это вполне разумная мера, которая позволяет перераспределить часть сверхдоходов от экспортирующих компаний в бюджет страны, то есть в пользу общества. С точки же зрения динамики производства можно отметить, что экспортные пошлины не могут снизить негативные тенденции в развитии экономики. Сырьевые отрасли стремятся подтянуть внутренние цены к мировым, что ведет к росту издержек в национальной экономике. Поэтому снижается рентабельность потребителей экспортируемого сырья, то есть обрабатывающей промышленности. В частности, сдерживание объемов переработки нефти на отечественных НПЗ не только снижает показатели этой отрасли, но и приводит к потере доходов конечных потребителей моторного топлива и горюче-смазочных материалов. Таким образом, мы имеем двойной ущерб, снижается рентабельность перерабатывающей промышленности, уровень жизни населения, сдерживается научно-технический прогресс.
Развитие же экономики у нас прямо связывается с ростом экспорта. В частности, на это нацелены и Стратегия индустриально-инновационного развития, и прорывные проекты, программа «30 корпоративных лидеров Казахстана». Не секрет, что поддержка экспортоориентированных отраслей стала основным направлением экономической политики правительства. Тем более что считается, что доход экспортеры получают от реализации своей продукции за рубежом, не оказывают негативного влияния на внутренний рынок. Однако не всякий рост экспорта связан с ростом экономики. Так, в последнее время рост экспорта в стоимостном выражении не сопровождается ростом экспорта в натуральном выражении. Формальный разрыв в уровне внутренних и экспортных цен всячески стимулирует экспорт в ущерб внутреннему потреблению. В этой связи рост экспорта сдерживает рост других секторов экономики, а частичное изъятие дополнительного дохода экспортных отраслей через экспортные пошлины является достаточно спорной мерой для последующего перераспределения с точки зрения экономического развития страны.
Можно отметить, что улучшение инвестиционного климата в решающей степени должно зависеть от изменения механизма перераспределения национального дохода и повышения инвестиционного спроса реального сектора экономики. Как известно, малая инвестиционная активность перерабатывающего сектора связана с его низкой рентабельностью. В этой связи задачей Налогового кодекса должно было бы стать выравнивание условий хозяйствования во всех сферах экономической деятельности. Но это предполагает выработку новой модели хозяйствования, а национальное законодательство должно способствовать ее реализации. К настоящему времени такой модели пока нет, а предлагаемые меры по улучшению налоговой и бюджетной политики носят чисто косметический характер.
«Капитал.kz» №32 (169), 04.09.2008 г.
e-mail: kapital.kz@kazmg.kz
www.gazetakapital.kz
Страница 1 из 1