Первый банковский!: «Необходимо предусмотреть стрессовый вариант» - Первый банковский!

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1

«Необходимо предусмотреть стрессовый вариант» Заместитель председателя правления инвестиционной компании Unicorn IFC Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   eug 

  • Главный специалист
  • Группа: Администрация
  • Сообщений: 20527
  • Регистрация: 06 December 06

Отправлено 19 December 2008 - 01:14

«Необходимо предусмотреть стрессовый вариант»

Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Изображение


ИзображениеАнтикризисная программа правительства позволит восстановить макроэкономическую стабильность в стране. Такого мнения придерживается заместитель председателя правления инвестиционной компании Unicorn IFC Екатерина Карцева.

– Екатерина, сегодня в Казахстане часто можно услышать, что государство успело адаптироваться к кризису и теперь переживает его с меньшими потерями, нежели другие страны. Вы разделяете эту уверенность?

– Не знаю, на чем основана эта уверенность и с какими странами сравнивается ситуация в Казахстане. Понятно, что первый шок прошел. Однако риски дальнейшего ухудшения макроэкономической ситуации сохраняются на фоне текущей ситуации на внешних рынках – недавнего падения цен на нефть и существенного объема внешнего долга банков. Если речь идет о сравнении с Россией, то при прочих равных условиях наша экономика менее диверсифицирована, и внутреннее производство менее развито, да и долг банковского сектора в относительных показателях существенно меньше, что делает нас более уязвимыми к внешним шокам. На мой взгляд, серьезные проблемы могут начаться позже, если цены на экспортируемые ресурсы будут в нынешних пределах долгое время, если не ниже. И последствия текущего снижения цен на нефть мы еще почувствуем где-то через квартал.

– Ваш взгляд на антикризисную программу правительства. Насколько озвученные планы действительно позволят решить назревшие проблемы, и хватит ли выделяемой суммы?

– Антикризисная программа правительства достаточно грамотная, меры поддержки четко прописаны. Секторы, которым будет оказана поддержка, действительно являются приоритетными для страны. Банковский сектор получит дополнительное вливание денег, будут выделены деньги на решение вопросов с жилищным строительством и выдачу ипотечных кредитов. Спрос на жилье остается высоким, и поддержка его платежеспособности позволит снять часть проблем, возникших в связи с кризисом, в том числе социальную напряженность. На мой взгляд, одним из наиболее важных направлений под¬держ¬ки является помощь агропромышленному сектору, что позволит поддержать продовольственную безопасность страны.

Некоторые сомнения возникают по программе «30 корпоративных лидеров». $1 млрд. на всех лидеров может не хватить, и стоит ли именно сейчас разворачивать полномасштабные проекты в условиях дефицита средств на рынках и существующих рисках ухудшения ситуации? Подход должен быть избирательным. В этой связи считаю сектор электроэнергетики одним из наиболее приоритетных направлений.

– Государство планирует привлечь средства накопительных фондов для реализации антикризисной программы правительства. Как вы думаете, насколько эта стратегия верна в нынешних условиях, учитывая тот факт, что это деньги будущих пенсионеров?

– На мой взгляд, не самая лучшая идея, поскольку это все-таки социальные деньги. «Распаковывание» пенсионных активов базируется на предположении, что Казахстан достаточно быстро и без сильных потерь выйдет из кризиса. Получается, что в этих планах кризисный сценарий не учитывается. А если кризис затянется, то денег, которые выделяются сейчас на сохранение важнейших игроков и секторов, может не хватить. Тогда государству придется вливать в экономику все больше средств. Соответственно, в будущем вопрос о сохранности и качестве пенсионных активов встанет очень остро. Здесь есть еще один момент – большинству игроков государство планирует или уже предоставило гарантии (увеличение суммы гарантированного возмещения по депозитам банкам, обеспечение дохода на уровне инфляции по всем взносам вкладчиков пенсионных фондов, гарантирование фондом «Даму» кредитов, предоставляемых МСБ). С одной стороны, это стабилизационные меры, вызванные ситуацией, но есть риск «перебрать» с гарантиями, и тогда давление на государственный бюджет, Нацфонд может оказаться более существенным.

– Правительство утвердило новый вариант трехлетнего бюджета страны. Не могли бы вы оценить «кризисные» корректировки, внесенные в этот документ?

– Прежде всего, в бюджете снизили прогнозы по нефтяным ценам. Это логично и своевременно, поскольку мировой спрос на сырье сокращается. Некоторые аналитики прогнозируют, что в дальнейшем это падение продолжится, в том числе и из-за перегретости экономики Китая и, соответственно, снижения спроса.

Что касается корректировок доходной части бюджета, то меня несколько озадачила формулировка об ожидаемых дополнительных поступлениях в бюджет (уже несколько скорректированных в сторону уменьшения) за счет расширения деловой активности предпринимателей в результате снижения ставок корпоративного подоходного налога и НДС. Несмотря на существенное снижение налогов, что является само по себе отличной новостью, текущая рыночная ситуация негативно влияет на деловую активность, и, на мой взгляд, будет достаточно сложно существенно простимулировать деловую активность с тем, чтобы компенсировать бюджету снижение налогов.

В общем, по трехлетнему бюджету, мне кажется, что это не самый консервативный сценарий развития. Правительству необходимо предусмотреть и стрессовый вариант в том случае, если цена на нефть станет меньше $50 за баррель.

– Недавно глава Национального банка Анвар Сайденов озвучил достаточно оптимистичный прогноз по инфляции на ближайшие два года. В 2009 году уровень годовой инфляции останется в рамках 7,5-9,5%, а в 2010-м – 7-9%. Как вы думаете, насколько реальны эти ожидания?

– Инфляция действительно будет иметь тенденцию к снижению в результате замедления экономической активности. Однако, на мой взгляд, инфляция в следующем году вряд ли сможет снизиться ниже 10%, а то и 12%. Основным фактором здесь является то, что Казахстан обладает ограниченными ресурсами для контроля инфляции, поскольку наша страна импортозависима. Также снижение золотовалютных резервов потенциально грозит снизить обеспеченность валюты с точки зрения способности финансировать импорт. Это, в свою очередь, повысит уровень цен на импортируемую продукцию ввиду роста спроса на иностранную валюту в Казахстане.

Кроме того, существует так называемый «эффект памяти», поскольку высокие цены являются результатом ошибок монетарной политики в прошлом, и их влияние не может быть быстро скорректировано. Плюс эффект привыкания к высокой инфляции заставляет систему посредничества в экономике закладывать в оценку товаров и услуг прошлый рост цен, чтобы удерживать экономическую рентабельность бизнеса.

– Не могли бы вы оценить состояние рынка паевых услуг в настоящий момент? С какими сложностями предстоит столкнуться казахстанским паевым фондам?

– ПИФы, как и все на рынке, столкнулись с существенным падением доходности. Отток пайщиков все еще продолжается. Эти факторы негативно повлияют на активность фондов в ближайшее время.

Брокерские и управляющие компании, помимо рыночных рисков, могут столкнуться и с возможным увеличением требований по капитализации с нынешних 55 млн. тенге до 1 млрд. тенге. Сейчас эта мера обсуждается. Если мне не изменяет память, в США требование к брокерской компании около $500 тыс., в России – $400 тыс., что сопоставимо и с текущими реалиями в Казахстане. На мой взгляд, подобная мера не является рыночной и необходимой в таком объеме. Если целью является обезопасить клиентов или сократить количество игроков на рынке, то по первому вопросу стоит напомнить, что суть этого бизнеса в том, что клиенты (как на брокерском обслуживании, так и при доверительном управлении) сами несут рыночные риски. Это не социальные деньги пенсионных фондов и депозиты в банках, а больше все-таки спекулятивный капитал. Именно поэтому, наверное, в США и России требования к капитализации в районе полумиллиона долларов. По второму вопросу – текущий кризис и так заставит многих игроков уйти с рынка, и потом, разве мы не «боремся» за развитие рыночных отношений и здоровой конкуренции?

– Многие эксперты сейчас прогнозируют укрепление доллара в 2009 году. Может ли произойти резкая девальвация тенге, на ваш взгляд?

– Риск девальвации сейчас существенно увеличился. Собственно, этот процесс уже идет: доллар стоит не 119 тенге, а 121. Девальвация в Казахстане в текущий момент возможна как по внешним, так и по внутренним причинам. Среди внешних факторов падение цены на нефть, большой внешний долг банков, проблемы с доступом к международным рынкам капитала для рефинансирования. Среди внутренних – ослабление деловой активности, а также сокращение золотовалютных резервов и средств Нацфонда, ухудшение качества банковских активов. Все это создает предпосылки для снижения курса тенге.


Айгуль КИСЫКБАСОВА

Сообщение отредактировал eug: 19 December 2008 - 01:20

0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1


Быстрый ответ