Молчание инвесторов
Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
До 2011 года частный капитал в фонде стрессовых активов (ФСА) не появится, прогнозирует глава «Самрук-Казыны» Кайрат Келимбетов. В ближайшие два года, по его информации, проблемные кредиты будут выкупаться на бюджетные средства. Отдельные аналитики опасаются, что вложения в ФСА вообще не заинтересуют рынок.
«Я думаю, реальных инвесторов в ФСА мы раньше 2011 года не увидим. Поэтому пока мы можем говорить только о поддержке со стороны государства», – сказал г-н Келимбетов 21 января на пресс-конференции в Алматы. Сегодня, уточнил он, капитализация ФСА составляет 70 млрд. тенге. Как известно, в структуру, созданную для выкупа проблемных активов у банков, власти планируют влить $1 млрд. из бюджета, а впоследствии привлечь порядка $5 млрд. частных инвестиций. «Конечно, $1 млрд. не покроет всех тех проблем, которые есть у наших банков, но такой задачи и не ставилось. Задача правительством была поставлена – нащупать механизм. Как только этот фонд заработает, то дополнительные средства (из бюджета. – «&»), я думаю, соответственно будут выделяться», – подчеркнул г-н Келимбетов.
Основными характеристиками высказываний руководителя «Самрук-Казыны», как правило, являются их «четкая прагматичность и реальная оценка ситуации», делится мнением с «&» зампредседателя правления Цеснабанка Марс Алдашов. «На самом деле заявления властей о потенциальном интересе инвесторов к ФСА изначально были очень вялыми. Непонятно, откуда в настоящее время может появиться частный капитал, тем более в столь значительных объемах. Фонд, аккумулирующий стрессовые активы в развивающейся стране, которая пользуется репутацией государства, сильно пострадавшего от кризиса, да еще и в эпоху нестабильности на мировых рынках, – очень спорный объект инвестирования», – рассуждает банкир. По его мнению, инвесторы, готовые рисковать, рассматривают совсем иные объекты для вложений, и таких объектов сегодня в мире очень много. «Поэтому им нет нужды искать варианты в Казахстане – лучше вложиться в развитых странах, где законы стабильнее, политические риски меньше и все гораздо более предсказуемо», – подчеркнул собеседник.
По оценке г-на Алдашова, в этой ситуации правительство может привлечь инвесторов лишь одним способом – возможностью получить хорошую прибыль от вложений в ФСА. «Здесь важно подумать над качеством активов, ценообразованием по ним, а также над условиями, по которым эти активы будут реализовываться. Кроме того, потенциальных инвесторов ФСА можно заинтересовать налоговыми льготами», – заключил банкир.
Заместитель гендиректора агентства KzRating Денис Рыбалкин скептически отнесся как к срокам, озвученным Келимбетовым, так и к идее создания фонда в целом. По его мнению, частные инвесторы могут вообще не заинтересоваться покупкой стрессовых активов или проявить интерес только через 3-4 года, когда необходимость в существовании ФСА уже отпадет. «Я прогнозирую, что государству придется полностью финансировать фонд, поскольку ни один адекватный инвестор в среднесрочной перспективе в него не зайдет», – заявил аналитик «&». Хуже того, считает он, ФСА позволит «списать ошибки, допущенные менеджментом того или иного банка, за счет всего населения Казахстана». «Кроме того, трата государством денег на выкуп стрессовых активов приводит к снижению валютных резервов, что в момент неблагоприятной конъюнктуры на международных рынках является дополнительным негативным фактором для суверенного рейтинга страны», – подчеркнул г-н Рыбалкин.
Противоположная точка зрения у зампредседателя правления Народного банка Аскара Смагулова. По его словам, ФСА будет играть важную роль на финансовом рынке не только в период нестабильности, но и в дальнейшем. В кризисные времена, сказал он «&», потенциально фонд способен решить несколько проблем: во-первых, обеспечить дополнительную ликвидность для банков, хотя бы в ограниченном размере, во-вторых, изолировать проблемный класс кредитов, наиболее пострадавший от кризиса, от других активов банков, нуждающихся в поддержке и расширении. «В дальнейшем разработка прозрачного и понятного механизма отделения плохих активов и их последующая продажа при участии ФСА помогли бы установить ценовые ориентиры на тот или иной блок активов, например, на земельные участки или квартиры», – отметил он.
Оценивая варианты вливаний в капитал фонда, г-н Смагулов подчеркнул, что кризис нетипичный и, соответственно, требует неординарных решений. «Как говорится, лучше промочить ноги в борьбе с огнем, чем остаться сухим на пепелище. Согласен, вполне может случиться так, что государству придется полностью финансировать ФСА. Тем не менее в ближайшей перспективе опасаться того, что бюджетные деньги будут замещать частные, наверное, не стоит. По меркам текущего кризиса, будущие инфляция и дефицит бюджета, которые могут возникнуть из-за увеличения госрасходов в целях поддержания экономики, – меньшее зло по сравнению с падением ВВП и ростом безработицы», – резюмировал банкир.
Айгуль Кисыкбасова
Страница 1 из 1