
Давайте обсудим рейтинги.....кто их ставит по каким методикам, и нужны ли рейтинги нам вообще.....попробуй на NYSE привлекись без них ))
Сначала близкие рейтинги
Рейтинговую оценку было поручено получить как среди казахстанских рейтинговых агентств, так и российских, что гарантировало бы облегчение выхода на российский фондовый рынок. Нами было проанализирована возможность получения рейтинга ведущих рейтинговых агентств Казахстана и России.
Получение российского рейтинга является наиболее логически выверенным шагом компании, так как планируется, что развитие финансовых отношений в стране подтолкнет крупные капитализированные брокерские компании Казахстана осваивать российский рынок ценных бумаг. Потребность же в этом ощущается уже сейчас. Поэтому, несмотря на высокозатратность и относительную долговременность, получение российского рейтинга уже сейчас позволит профучастникам сделать первый шаг к началу своей экспансии в Россию, при этом это позволит также укрепить свою репутацию и дать качественный импульс своей рекламной имиджевой кампании.
В России существуют 5 (пять) основных интересных для нас рейтинговых агентств.
1. Эксперт РА, безусловно, лидер рынка, наиболее авторитетная организация на территории СНГ в области рейтинговых оценок. Более того, активно работает в Казахстане, имеет разветвленную сеть экспертов по казахстанскому финансовому сектору. Долгое время входило в список АФН как нормативно обязательное агентство для соблюдения пруденциальных нормативов и листинговых требований разных категорий.
Преимущества: опыт работы на казахстанском рынке, знание и профессиональные навыки, подтвержденные субъектами финансового сектора, авторитет, возможность публикации в журнале Эксперт для целевой аудитории.
Недостатки: большая стоимость услуг, рейтинговая оценка не качеству управления, а статистическим показателям деятельности фирмы.
Не занимается оценкой субъектов (профучастников) рынка ценных бумаг Казахстана (только инструментов)
Рекомендация: можно воспользоваться услугами в получении исследовательской информации о положении дел на казахстанском рынке ценных бумаг и инсайдерской информации конкурентов, воспользоваться услугами консалтинга агентства.
2. Рейтинговое агентство РусРейтинг, второе по авторитетности и значимости оценок агентство в России, специализируется в основном на предприятиях промышленности и соцкультбыта, также является филиалом (дочкой) национального рейтингового агентства «Русские рейтинги». Не работают в Казахстане, только в России и на Украине
Преимущества: относительно небольшая стоимость услуг, авторитетность
Недостатки: отсутствие адекватной методики оценки финансовых организации (в сравнении), отсутствие опыта работы в Казахстане, не ранжируют компании по инвестспецифике.
Рекомендация: использование услугами не принесет значительной выгоды профучастникам
3. РА Науфор, агентство созданное при Национальной ассоциации участников фондового рынка, специализируется на финансовых организациях. Является наиболее авторитетным для субъектов инвестиционной сферы. Не работает в Казахстане, в основном работает на Украине и в России. Однако по оценкам сайта РБК – Рейтинг этого агентства является самым лучшим пропуском на российский рынок ценных бумаг.
Преимущества: авторитетность для финансовой сферы, пропуск на участие в российском рынке ценных бумаг с позиции их профессиональных участников рынка, статус первой компании в Казахстане получившей рейтинг Науфор, интегрированный в российский рейтинг, рейтинг участия, наличие адаптированной методики оценки.
Недостатки: большая стоимость услуг (включающая выезд, проживание, сбор информации экспертов), отсутствие опыта работы в Казахстане
Рекомендация: считаем получение российского рейтинга от этого рейтингового агентства наиболее оптимальным.
4. РА Interfax Moody*s специализируется на рейтинге кредитоспособности выпусков и предприятий. К оценке Компании не подходит.
5. РА «Тройка Рейтинг» компания не работает в Казахстане.
Процедура получения рейтинга от российского рейтингового агентства заключается:
1.Заполнение представленных анкет по различным аспектам функционирования предприятия.
2.Выезд экспертов агентства на место проведения оценки, изучение рынка, написание итогового отчета о положении фирмы на рынке ее потенциале и механизмах вывода из ситуации «отказа от лидерства» (метод Бостонской группы)
3. Получение рейтинга, выдача сертификата рейтингового агентства.
Получение рейтинга от казахстанского рейтингового агентства является не таким затратным и долговременным как в России, однако так же и не котируется среди профучастников. В Казахстане нет специализированного для финансового сегмента агентства занимающегося оценкой казахстанских фирм, была сделана попытка группой Казкоммерцбанка войти на эту нишу, однако в силу объективных причин затея не удалась, долгое время агентство оценивало только активы предприятий самой банковской группы. Существуют только 2 основные рейтинговые агентства, которые, к слову сказать, абсолютно не известны широкому потребителю подобных услуг, более того все они повсеместно занимаются выставлением политических и макроэкономических рейтингов. Выделяют
1.Евразийское рейтинговое агентство – данное агентство занимается бизнес-аналитикой направленной на оценку потенциала частных компаний в секторе промышленности.
2.Национальное рейтинговое агентство «Казрейтинг» - не специализируется на экономических рейтингах.
Таким образом, в Казахстане нет приемлемых рейтинговых агентств необходимых для получения объективного и полезного (авторитетного) рейтинга.