Главное
Тот, кто собирается стать воином, считает своей самой главной заботой помнить о смерти все время, каждый день и каждую ночь, начиная с утра наступающего нового года и до поздней ночи года уходящего.
Война с клеветой
Для воина, нанятого на государственную службу, крайне необходимо всегда быть осторожным в словах и не сплетничать, даже если вы видите или слышите что-то нехорошее о своих сослуживцах. Так следует поступать потому, что вы никогда не знаете, какого рода ошибки или недоразумения вы сами можете совершить.
К тому же старшие должностные лица и чиновники назначены сюзереном, которому вы служите, в соответствии с его прозорливостью, и говорить о них плохое равносильно порочению или очернению своего хозяина.
К тому же может случиться так, что по какой-либо причине вам придется просить этих людей о чем-нибудь, быть вынужденным следить за тем, когда они в хорошем настроении, и умолять, сложив ладони и преклонив колени, умалчивая о том, о чем до сего времени сплетничали и что осуждали. Независимо от сути дела, подобные разговоры не к лицу тому, кто собирается стать воином.
Поведение в чрезвычайных обстоятельствах
Когда два сюзерена встречаются на переправе у реки на пути их следования, если их слуги начнут перепалку и это перерастет в схватку, то в зависимости от развития событий сюзерены могут быть вынуждены вступить в бой друг с другом. И не надо говорить, чем все это кончается, когда два лорда вступают в поединок. Поэтому крайне необходимо осознавать, что «неприятности поднимаются (возникают) снизу», и быть осторожным, сопровождая своего господина в путешествии. Вы должны не только сами быть всегда настороже, но и держать в постоянной готовности своих товарищей. Необходимо удостовериться, что предостережения «не делать никаких глупостей» дошли до всех по нисходящей линии, даже до самых низших слуг.
Справедливость и несправедливость
Пока считается, что воины обязаны разбираться в понятиях добра и зла и стараться поступать справедливо и избегать ошибок, Путь самурая живет.
Справедливость и несправедливость означают добро и зло. Справедливо — это хорошо, несправедливо — это плохо. Обычно люди не лишены полностью понимания добра и зла, справедливости и несправедливости, но они находят неинтересным и утомительным поступать справедливо и быть великодушными. Поступать несправедливо и плохо вести себя — дело более забавное и привычное; поэтому они склоняются в сторону неправильных и плохих дел, и им становится трудно поступать по справедливости и делать добро.
Законченный глупец, который не различает добро и зло или справедливость и несправедливость, не достоин даже, чтобы о нем говорили. Однажды определив что-то как неправильное и плохое, а затем поступить не по совести и справедливости и сделать то, что несправедливо — такое поведение недостойно рыцаря. Это олицетворение несовершенства нашего времени. Его истоки в недостатке у людей выносливости и способности переносить страдания. Недостаток выносливости — вообще-то явление вполне нормальное, но вы обнаружите, что оно проистекает из малодушия. Поэтому воины считают крайне важным всегда остерегаться ошибок и поступать по справедливости.
Не забывай о сражении
Есть старая поговорка: «Когда ты выходишь за дверь, тебя уже ждет враг». С тех пор как ты стал профессиональным воином и носишь меч на боку, никогда не забывай о военном духе.
Если не забываешь о настрое на битву, значит ты, пусть неосознанно, действуешь, исходя из необходимости постоянно помнить о смерти.
Воин, который носит два меча на боку, но не ощущает в своем сердце готовности к сражению, не кто иной, как крестьянин или торговец, нарядившийся в шкуру воина.
Лицом к смерти
Главное, что должно беспокоить любого воина, независимо от его ранга — как он поведет себя в момент смерти. Не важно, насколько красноречивы и умны вы обычно; если вы потеряете самообладание на грани смерти и умрете неподобающим образом (недостойно), все ваше предшествующее хорошее поведение пойдет насмарку, и вы упадете в глазах уважаемых людей. Это очень большой позор.
Воин совершит выдающиеся подвиги на поле битвы и заслужит высочайших почестей, только смирившись с фактом, что ему предстоит умереть. Вследствие этого, если ему не повезло, и он потерпел поражение, когда наступает момент сложить голову, и враги спрашивают, как его зовут, он четко называет свое имя и встречает смерть с улыбкой, не выказывая ни малейших признаков страха.
Сделать четкое последнее заявление — обязанность истинного воина. Один мудрец по этому поводу так сказал: «Когда люди близки к смерти, пусть слова их будут хорошими».
и на закуску
Поборы
(вымогательство)
Для рыцарей на государственной службе бывает сложно заниматься делами казначейства. Это происходит потому, что непривычно и трудно человеку рядовых способностей и возможностей оплачивать расходы господина и при этом не обидеть никого из служащих в поместье, поселян, живущих вокруг замка, и крестьян в деревнях. Когда вы думаете только о соблюдении интересов своего господина, страдают его приближенные, те, кто внизу. Если же вы стараетесь доставить удовольствие тем, кто внизу, страдают финансы хозяина. Любая крайность порождает проблему.
К тому же не имеет значения, каким ловким и способным может быть воин от рождения, он все равно подвержен вирусу жадности. В силу этого, если кто-либо свободно распоряжается финансированием расходов своего господина, выделяя их персоналу владения и управляя вложением денег, он может со временем зазнаться и захотеть прославить себя и повысить свой статус. Тогда он хитроумно присваивает деньги господина, строит шикарный дом, обставляет его античной мебелью и принимает с щедростью гостей. Таких казначеев называют вороватыми министрами, или министрами-ворами.
И далее, допустим, что кто-нибудь создает новый свод правил и наставлений, отличный от эталонов прежних поколений. Он утверждает, что делается это в интересах господина, и не признает, что новый кодекс создает трудности для всего хозяйства поместья; требует выполнения непомерных обязанностей от горожан и обременяет крестьян в деревнях высокими налогами, не думая, как плохо это отразится на крестьянах в будущем, а руководствуясь лишь сиюминутной выгодой и заботясь только о немедленном доходе. Он приписками увеличивает по меньшей мере вдвое число проницательных старцев и чиновников во владении, согласных с этим, и добивается незаконных повышений окладов и премий в их учреждениях. Если новый свод законов признают непрофессиональным и неэффективным, он спишет все на ошибки в переписи вышеупомянутых старцев и чиновников, укрывшись в их тени, дабы избежать какой-либо ответственности и осуждения, показывая этим, что не испытывает сам никакого беспокойства. Деятелей, подобных этому персонажу, называют министрами - вымогателями.
Если же министр вороват, даже хотя он и крадет у своего господина и ведет себя неподобающим рыцарю образом, когда его покарают небеса, и вор будет брошен на произвол судьбы, он потеряет свою жизнь. Когда такая личность терпит крах, проблема разрешается — банкрот не может более причинять другим затруднения и беспокойство, он перестает быть помехой властям или позором нации.
Что же до министра-вымогателя, то он создает проблемы для всех. Потому что инициирует непоправимые действия, которые реально мешают национальному правительству, даже если он и не преследует цели личного обогащения; тем не менее его преступление еще тяжелее. Вот почему древние мудрецы говорили: «Лучше иметь вороватого министра, чем министра-вымогателя».
Казалось бы, для рыцаря не может быть ничего более позорного, чем получить репутацию вороватого министра, но, исходя из смысла вышеприведенной цитаты, самое тяжкое преступление — стать министром-вымогателем. Следовательно, если наказанием для вороватого министра определяют обезглавливание, для министра-вымогателя карой должно стать четвертование.
Это соответствовало действительности, потому что в старые времена министры-вымогатели и вороватые министры различались так, что в народе привыкли говорить: вороватый министр лучше министра-вымогателя. В наше время министры-вымогатели также поступают подобно вороватым министрам: стараются создать видимость заботы об интересах сюзерена, в то время как исподтишка тратят доходы владения на свои личные нужды. Они министры-вымогатели и вороватые министры в одном лице одновременно; они просто бандиты. Какого вида наказания заслуживают подобные преступники? Даже трудно сказать.
Я извиняюсь за оффтоп, но думаю, что эти цитаты достаточны для того, чтобы понять что в данной ситуации делать всем, включая нас.
Сообщение отредактировал Финт: 12 July 2009 - 15:14