Первый банковский!: Льготы создают проблемы - Первый банковский!

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1

Льготы создают проблемы Глава представительства Всемирного банка в Казахстане C.Шаталов Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   eug 

  • Главный специалист
  • Группа: Администрация
  • Сообщений: 20527
  • Регистрация: 06 December 06

Отправлено 06 March 2009 - 18:10

Льготы создают проблемы

Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Изображение


Глава представительства Всемирного банка в Казахстане Сергей Шаталов отмечает, что опыт Казахстана в управлении нефтяным фондом является примером для других стран. В интервью «&» банкир дал свою оценку новому Налоговому кодексу.

– Сергей Иванович, как вы оцениваете проводимую в Казахстане налоговую реформу?

– Проведение налоговой реформы – сложный вопрос, поскольку перед Казахстаном в сфере налоговой политики стоят две взаимосвязанные непростые задачи. Первая – выстроить налоговый режим таким образом, чтобы он способствовал диверсификации экономики. Мы знаем, что значительная доля доходной части бюджета будет формироваться за счет налогов, идущих от добывающих отраслей.

Налоговая система – один из главных инструментов стимулирования диверсификации экономики. Эта задача очень важная, и правительство Казахстана четко видит ее. Такие страны, как Австралия и Канада, успешно использовали свои природные богатства для развития страны, достигли высокого уровня экономической зрелости.

Вторая задача, которую может решить налоговая система, – это эффективность применения и сбора налогов, то есть налоговое администрирование.

Казахстан имеет шансы избежать падения ВВП, которое наблюдается во многих странах с переходной экономикой, в частности в Венгрии, на Украине, в прибалтийских государствах. Ваша страна пока показывает позитивную экономическую динамику, и антикризисный план, предложенный правительством, обеспечит дополнительные стимулы для экономического роста. Но он уже не будет двузначным, как было последние семь лет, поэтому особенно важно, чтобы государство использовало налоговые рычаги для стимулирования МСБ, который в любой экономике создает наибольшее количество рабочих мест.

Мне представляется, что новый Налоговый кодекс достаточно эффективно решает задачу мобилизации ресурсов добывающего сектора через налоговую систему. Республика не может все время оставаться зависимой от добывающих отраслей. Казахстан располагает доказанными запасами нефти, позволяющими поддерживать значительный объем нефтедобычи на протяжении, как минимум, трех четвертей столетия. Это очень длительный период – у многих нефтедобывающих стран срок эксплуатации природных ресурсов гораздо короче – 10-20 лет. Тем не менее диверсификация казахстанской экономики должна идти сейчас, и то, что Кабмин уделяет этому большое внимание, весьма радует.

– Тем более что конъюнктура на рынке нефти изменилась не в лучшую сторону?

– Прогнозировать цены на нефть – занятие неблагодарное. Наиболее обнадеживающим аспектом госполитики в Казахстане был весьма консервативный подход к прогнозу нефтяных доходов: когда во многих нефтедобывающих странах бюджеты готовились и принимались, исходя из $70-80 за баррель, Казахстан уже имел консервативный прогноз, потом, оперативно перестроившись, принял бюджет-2009, исходя из $40, а на 2010-2011 годы – исходя из $50 за баррель. Многие международные эксперты, специализирующиеся на изучении мирового рынка нефти, полагают, что нынешнее падение цен на нефть будет сравнительно недол¬гим. Потому что налицо глубинная структурная диспропорция между спросом и предложением. Спрос на нефть в долгосрочном плане будет значительно опережать предложение. Конъюнктура рынка через год-два должна переломиться.

– Соответствует ли новый Налоговый кодекс необходимым условиям?

– Мне кажется, очень важно сейчас перейти к реализации тех важных положений, которые заложены в новом кодексе. То есть насколько формирующаяся налоговая система будет удовлетворять потребностям как казахстанского бизнеса, так и частных лиц-налогоплательщиков, зависит не только от того, как эти принципы отражены в кодексе, но и от того, как будет работать вся система. Насколько эффективно будет администрироваться каждый налог и насколько быстро можно будет снизить административный пресс, связанный с оплатой налогов, проверками, апелляциями и другими аспектами управления налоговой системой.

Правительство страны направило на реформирование налогового администрирования значительные человеческие ресурсы. Есть понимание направления, в котором необходимо двигаться, есть четкие сроки реализации. Даже в крупных странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) кардинальное улучшение налогового администрирования шло несколько лет. Я не вижу особых причин, по которым Казахстан не сможет пройти этот путь.

Сейчас ведется разработка единой информационной системы, которая позволит перевести всю систему налогового администрирования на принцип работы виртуального офиса. Это позволит пользователям работать через Интернет с нужными подразделениями налоговых служб. Так будет постепенно происходить переход от территориального принципа организации к функциональному подходу и повышению качества услуг, оказываемых налогоплательщикам. В этом направлении важные шаги уже делаются, отрабатываются стандарты качества услуг, новая система апелляций. То есть какие-то принципы уже вступают в действие сейчас, кадры мобилизованы, и это вселяет уверенность, что Казахстан может добиться столь же впечатляющих успехов, как и другие страны – новые члены ЕС, которые решали эту проблему последние пять лет.

– Какие рекомендации предоставлял Всемирный банк разработчикам Налогового кодекса?

– Я хотел бы подчеркнуть, что разработка нового кодекса велась экспертной группой правительства. Для нас большая честь, что Кабмин обратился к нам за советом. У нас сложился многолетний диалог по вопросам госполитики, в частности налоговой реформы. Проведенный Всемирным банком анализ налоговой политики и налогового администрирования – это фундаментальная работа в двух томах. Многие рекомендации детально обсуждались на протяжении нескольких лет. Отработка механизмов налогового администрирования – длительный процесс, и наше взаимодействие с экспертной группой правительства было долгим. К примеру, методику среднесрочного бюджетного планирования в странах с переходной экономикой наши эксперты привнесли, описывая опыт стран ОЭСР, сейчас ряд стран СНГ и Восточной Европы прокладывают дорогу в этом направлении. Казахстан в некоторых сферах способен самостоятельно прокладывать дорогу и становиться примером для других стран. Он уже и делает это в отношении управления нефтяными богатствами и Нацфондом.

– МСБ недоволен тем, что новый Налоговый кодекс не предусмотрел для них никаких послаблений…

– Одна из проблем налоговой системы Казахстана, существовавшей в республике последние десятилетия, – очень большое количество налоговых льгот, специальных режимов, послаблений и исключений. Система очень сложная, по многим налогам имеется большое количество ставок, поэтому ею трудно управлять. Опыт эффективно управляемых налоговых систем, которые добиваются высокой прозрачности, собираемости налогов, показывает, что чем проще система, тем она предсказуемее и создает более позитивный климат для предпринимателей, как иностранных, так и отечественных. В скандинавских странах уровень налоговых ставок сравнительно высок, но система очень проста, некоторые операции налогоплательщик может осуществлять, посылая SMS со своего мобильного телефона. Простая система, которая содержит небольшое число понятных режимов, более выгодна для предпринимательской деятельности, сложная же создает поле для коррупции. Нынешний кодекс, двигаясь в сторону упрощений, отражает международную практику и закладывает благоприятную основу для бизнеса.

– На ваш взгляд, правильно ли были выбраны приоритеты в антикризисной программе?

– Эффективное функционирование банковского сектора для современной экономики крайне важно, поддержка системных банков в этой ситуации мне кажется логичным и необходимым шагом. Увеличение роли государства в банковской системе Казахстана можно оценить позитивно – крупные системообразующие банки нуждались в поддержке. Что касается строительства, то нельзя забывать, что именно этот сектор давал значительный прирост ВВП. В той модели, которая отрабатывается, позитивно то, что риски должны быть разделены между всеми партнерами. Часть рисков должны нести акционеры и кредиторы банков, потому что таков, собственно, банковский бизнес. Ведь когда шел активный всплеск кредитования на национальном рынке, естественно, это был коммерческий процесс, и кредиторы понимали, что развивают рисковый бизнес. Было бы странно ожидать, что правительство возьмет на себя большую часть рисков.

Поддержка же строительной промышленности нужна не только самой отрасли, это поддержка экономики в целом и тех домохозяйств, которые планировали приобрести недвижимость. Несмотря на то, что цены на недвижимость упали по сравнению с пиковыми значениями позапрошлого года, они все еще остаются на том уровне, которые обеспечивают подавляющему большинству девелоперов окупаемость, это говорит о том, что отрасль фундаментально здоровая. Мы почувствуем эффект от принятых мер уже в текущем году.

Гульмира Кунапия
0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1


Быстрый ответ