КазТАГ, www.kaztag.kz
Поправки в законодательство по вопросам валютного регулирования и контроля, одобренные мажилисом парламента 25 марта, вызвали множество вопросов у депутатов, в частности, относительно наделения Национального банка правом ограничивать маржу по обменным валютным операциям, а также свободного оборота аффинированного золота. О целесообразности данных нововведений рассказал в интервью агентству КазТАГ заместитель председателя Нацбанка Данияр Акишев.
- Вы согласны с тем, что данный законопроект предусматривает ограничение валютных операций на территории Казахстана? Взять, к примеру, возможность введения обязательной продажи экспортной выручки предприятиями?
- Нет, не согласен. Мы отменили лицензирование розничной торговли за наличную иностранную валюту. А режим обязательной продажи экспортной выручки может быть введен, а может - и нет. Это и раньше было возможным. Раньше глава государства мог вообще любые валютные ограничения вводить, а в данном законопроекте мы оставляем только 4 их вида. Прописали конкретный срок - их можно вводить только на год. Никаких новых принципиальных решений здесь не предложено.
- А предложение наделить Нацбанк правом ограничивать маржу по обменным операциям... ?
- Я хочу заметить, что это право Нацбанка, а не обязанность. В период ажиотажа объективно существует желание организаций, которые на этом рынке работают, заработать. Наказать обменные пункты за сверхприбыльные операции сейчас мы никак не можем. В феврале после девальвации мы несколько раз сталкивались с ситуацией, когда присутствовали спекулятивные настроения на фоне ажиотажа. И Нацбанк ничего не мог предпринять и действовал путем рекомендаций.
- Сейчас много говорят о возможности закрытия небанковских пунктов обмена валют. Насколько велика вероятность принятия такого решения?
- Нацбанк не обладает правом законодательной инициативы. Таким правом обладает только правительство и депутаты парламента.
- Но с таким предложением выступал сам председатель Национального банка Григорий Марченко…
- Если на каком-то этапе мы увидим необходимость в этом (в закрытии небанковских пунктов обмена валют - КазТАГ), то естественно, мы можем прийти в правительство, которое должно нас подержать.
- То есть, вы считаете, что сейчас нет необходимости в закрытии частных обменных пунктов?
- Я не могу сейчас ответить на этот вопрос. Возможно, что введение ограничения маржи по обменным операциям окажется достаточным шагом и Нацбанк не будет предпринимать таких кардинальных мер.
- В мире началась гонка девальваций национальных валют. Если начнется девальвация доллара США, о которой говорят аналитики, какие риски это несет для казахстанцев?
- Не знаю - пусть покупают золото. Мы же, как раз, даем возможность людям покупать золото.
- Как вы прокомментируете вхождение Нацбанка в состав акционеров АО «Delta bank»?
- У меня нет такой информации.
- Лично вы пострадали от произведенной в Казахстане девальвации тенге?
- Да, я пострадал. У меня зарплата в тенге и она сократилась. А накоплений особо не было. Но ничего страшного. Если бы цены выросли соответственно девальвации на 25%, тогда мы пострадали бы сильнее. А так в целом – нет.
Справка КазТАГ: Поправки в законодательство по вопросам валютного регулирования и контроля предполагают включение в список разрешенных валютных операций покупку и продажу резидентами аффинированного золота. «Это позволит создать вторичный рынок золота, то есть предприятия, население смогут купить его не только у банков, но и друг у друга. Цель, которую мы преследуем, создать дополнительный финансовый актив, который будет пригоден для инвестиций со стороны населения и предприятий», - пояснил в интервью журналистам Д.Акишев в кулуарах парламента.
О том, что Нацбанк стал акционером АО «Delta bank» стало официально известно 20 марта. На сайте Казахстанской фондовой биржи (KASE) была размещена информация, согласно которой Национальный банк на 6 марта владел 11,98% акций АО «Delta bank».
корреспондент агентства КазТАГ Дина Ермаганбетова
Сообщение отредактировал eug: 31 March 2009 - 16:02