Опубликовано в республиканской экономической газете "Деловой Казахстан"

Захватывающий марафон по освоению государственных средств банками второго уровня в рамках программы «Поддержки малого и среднего бизнеса», выходит на финишную прямую. Процесс был наполнен интригующими, событиями. Например, лишит ли правительство тот или иной банк своего доверия, отзовет средства или нет. Сумеют ли банки доказать свой профессионализм в этом деле и освоить государственные средства. Состязание почти в духе олимпиад: быстрее, больше, точнее, а главное - эффективнее.
Практически еженедельно банки представляют отчеты об освоении средств, подогревая надежды на скорейшее оживление экономики. Ибо выделение средств - это только первый этап. Второй - реализация проектов, в рамках которых они были выделены. А потому есть интерес, где могут быть точки роста, что ожидать от финансируемых проектов МСБ.
Но, наверное, наиболее сложным, будет третий - успешность или провальность поддержанных государством проектов реального сектора, и в зависимости от их результатов будет и возвратность привлеченных средств в казну. Впрочем, риски по выданным займам целиком ложатся на банки второго уровня. Поэтому, предоставляя кредиты заемщикам или рефинансируя ранее выданные, банки должны были не просто быстро находить кредиторов, но и минимизировать собственные риски. То есть быть уверенными, как в себе самих, в кредитоспособности своих заемщиков: ибо все риски невозврата - это их собственные потери. Это изначально подчеркивается на самом высоком уровне: средства Национального фонда - «это народные деньги, поэтому банки должны обеспечить их возвратность, тщательно оценивая кредитные риски и не допуская выделения денег заведомо неплатежеспособными заемщикам».
Но сейчас важны результаты первого этапа. По этим предварительным данным уже можно составить некоторое представление об экономике завтрашнего дня. Благо, в начале текущей недели фонд «Самрук-Казына» представил сводный отчет по освоению средств банками «О ходе реализации антикризисной программы». Документ датирован 26 мая, но все данные банков с некоторым временным лагом - по состоянию на 22.05.2009 года. Как показывает отчет, практически все банки завершают процедуры заключения договоров и саму выдачу средств. Из выделенных 127 миллиардов тенге, согласно данным ФНБ на указанную дату было освоено 63% суммы - или около 75 миллиардов тенге. численность заемщиков получивших кредиты вплотную приблизилась к двум тысячам. И почти четыре сотни предпринимателей, с которыми заключили договора, должны к началу лета их получить. Причем, доля рефинансирования ранее полученных займов в целом по программе составила 53%, а доля финансирования новых проектов - 47%.
Как и следовало ожидать, наибольшая деловая активность в Алматы и Астане. В столице из 268 заемщиков профинансированы были проекты 202 предпринимателей. При общей договорной сумме 17 631 миллионов тенге было фактически выдано 10 276 миллионов тенге. В том числе объем рефинансирования составил 10 062 миллионов тенге. В Алматы число заемщиков, с которыми были подписаны договора в рамках программы, составило 398 человек. Общая сумма договоров - 39 927 миллиона тенге. Из фактически предоставленного объема кредитов (21 856 миллионов тенге) 20 542 миллиона составляет сумма рефинансирования. Если учитывать, что банки стремились минимизировать свои риски, то становится понятно, почему столь существенен объем рефинансирования прежних кредитов. Банкам крайне важны проверенные заемщики с хорошей кредитной историей. Можно сказать также, что по количеству уже выданных займов на эти два крупнейших города приходится четвертая часть от их общего количества (478 из 1931 получателя займов), по объему привлеченных ими средств - более 40 процентов (32 132 миллиона тенге из уже выданных 74 970 миллионов тенге). Следом с существенным отрывом от лидеров - 5 590 миллиона тенге привлеченных бизнесом госденег - идет Восточно-Казахстанская область. Четырехмиллиардный рубеж по привлечению государственных бизнесом в рамках госпрограммы смогли перейти Актюбинская, Карагандинская, Павлодарская и Костанайская области.
Что же касается отраслевой разбивки, то она повторяет структуру несырьевого сектора экономики страны. В лидерах - торговля, идущая от производственного сектора с огромным отрывом. Сборная графа - прочие услуги более чем трехкратно опережают по объему привлеченных средств финансирование промышленности. Сельское хозяйство - национальный приоритет которого сегодня бесспорен, обошло по объемам строительство. Что вполне можно объяснить двумя факторами: с одной стороны - спадом в стоительной отрасли, а с другой - иными каналами финансирования, например, господдержкой ипотечников, дольщиков.
Транспорт и связь в этом рейтинге приоритетов финансирования заняли шестую позицию.
Подготовила Ольга ЛАНСКАЯ
Сообщение отредактировал eug: 29 May 2009 - 14:21