Опубликовано в республиканской экономической газете "Деловой Казахстан"

До всеобщего финансового кризиса я как-то положительно относился к работе рейтинговых агентств. Я был уверен в их компетентности и объективности при оценке работы того или иного финансового учреждения и страны в целом. Однако публикации в СМИ последнего времени на эту тему существенно изменили мое мнение о деятельности рейтинговых агентств далеко не в лучшую сторону, поскольку становится ясно, что присвоение рейтингов идет без изучения ситуации в исследуемых компаниях.
Действительно, как можно понижать рейтинг работы того или иного финансового учреждения или страны в целом без глубокого анализа их деятельности, без учета реального финансового состояния банка или финансовой компании, не запрашивая необходимую информацию и не проводя соответственный мониторинг? Причем рейтинговые агентства прекрасно понимали, что такое понижение рейтинга провоцирует инвесторов на выдвижение требований к банку или другому финансовому органу, поскольку практически во всех соглашениях с инвесторами предусмотрены требования и условия (ковенанты) о досрочном погашении долга при снижении рейтинга. Если, конечно, оно вытекает по причине плохого финансового положения - тогда вопросов нет. Но в некоторых случаях ситуация оказывается совсем иной.
Возникает вопрос: а если это не единичные случаи? Не исключено, что в условиях финансового кризиса такая позиция рейтинговых агентств может превратиться в тенденцию, так как они практически не несут никакой ответственности за потери, понесенные банками и другими финансовыми органами. При этом снижается рейтинг той или иной страны в целом. Не исключается и такое положение, когда рейтинговые агентства могут выполнять заказы аффилированных с ними субъектов.
В этих условиях представляется целесообразным законодательно установить конкретные меры ответственности рейтинговых агентств на международном уровне в случае неоправданного понижения рейтинга тому или иному финансовому учреждению. Учитывая материальную и моральную ответственность, аналитики рейтинговых агентств хорошо подумают, прежде чем необоснованно понизить рейтинг финансового учреждения. Рейтинговым агентствам в этих условиях вряд ли захочется разделить потери банков и финансовых компаний, возникших по этой причине.
Безусловно, в свою очередь, финансовым компаниям нужно хорошо продумать, взвесить все свои возможности, а также более грамотно оговаривать условия оценки рейтинга инвесторами, прежде чем подписывать ковенанты.
Несколько слов о сложившейся позиции инвесторов. Они ринулись выдвигать требования к банкам и финансовым компаниям о досрочном погашении им долгов. Но, господа инвесторы, неужели Вы рассчитываете в этом случае получить долги по номиналу в условиях финансового кризиса? Вы же прекрасно понимали, что стоимость долговых обязательств зависит от конъюнктуры рынка. А эта конъюнктура в условиях кризиса такова, что придется терять многое, тогда как, получив оплату в установленные сроки, вы получите намного больше. Тем более что банки говорят о готовности платить в соответствии с графиком, а позиция государства в этом вопросе обозначена четко: оно не отвечает по частным долгам.
Хотел бы остановиться на реакции внутреннего рынка на подобные действия рейтинговых агентств и инвесторов. По данным Национального банка и АФН, особых негативных последствий в стране не наблюдается, даже у таких банков, как БТА и Альянс Банк. За последние месяцы вклады населения продолжают расти, кредиты банками погашаются в установленные сроки, активизируется деятельность по предоставлению кредитов народному хозяйству. По итогам первого квартала чистое поступление иностранных прямых инвестиций в Казахстан превысило 2,5 миллиарда долларов. Достигнуты договоренности о предоставлении долгосрочного кредита в размере 5 миллиардов долларов от китайских банков.
Просматриваются положительные перспективы и по другим инвесторам. Инфляция в стране замедлилась, в апреле она составляла 0,8% (год назад она составляла 0,9%). Стабилизировался валютный рынок. Снижение напряжения на валютном рынке положительно отразилось и на золотовалютных резервах. Внешние активы банков выросли на 1 миллиард долларов, а внешние обязательства банковского сектора уменьшились почти на 3,8 миллиарда.
Нельзя также не отметить неизмеримо огромную компетентность и глубокую прозорливость нашего президента Нурсултана Абишевича, по инициативе которого за счет отчислений от доходов сырьевого сектора был создан Национальный фонд стабилизации экономики. Нетрудно представить себе, в каком положении оказалась бы финансовая система, да и вся экономика республики, если бы своевременно не был создан этот фонд.
Валентин Назаров, экономист







