«Нас ждет развитие по прямой»
Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Консолидация банковского сектора позволит высвободить средства для кредитования экономики. Тем более что на мировых рынках состояние паники прошло и появилась потребность в том, чтобы активы заработали. Такое мнение в беседе с «&» озвучил гендиректор Финансово-банковского совета СНГ Павел Нефидов.
– Павел Павлович, в настоящее время, по заявлениям аналитиков, мир подходит к рецессии. Об ожидании спада в экономике Казахстана заявил также министр финансов страны. Не могли бы вы озвучить свое мнение на этот счет?
– Я считаю, что ожидание определенного коллапса в экономике уже ослабло. Поэтому в дальнейшем я предполагаю наступление относительно длительного периода без оптимистичного роста, но и без резкого ухудшения показателей, как это предрекают эксперты. Я склоняюсь к сценарию «L», когда падение вниз уже произошло, а теперь нас ждет развитие по прямой.
– На ваш взгляд, что изменится в банковском секторе, в том числе в Казахстане, в связи с этим?
– Прежде всего сейчас банковский сектор во всем мире, а не только на пространстве СНГ, начинает консолидироваться. Состояние паники прошло, появилась потребность в том, чтобы банковские активы работали. Эта тенденция постепенно укрепляется. Соответственно, в процессе консолидации в банках снова появятся средства, в том числе и на то, чтобы снова кредитовать экономики стран, реальный сектор. Этот момент, по моему мнению, будет главным драйвером последующего роста.
Однако есть и отрицательные ожидания: сейчас над банками нависает большой проблемный козырек по кредитам в рамках кредитных карт. На сегодня выпущено очень много необеспеченных кредитных карт, которые могут негативно повлиять на финансовое состояние банков.
– Президент Казахстана поручил Нацбанку, Агентству по финансовому надзору и правительству разработать новую концепцию финансовой системы страны. Не могли бы вы оценить, на каких принципах должна базироваться новая финсистема Казахстана, какие положения изменятся?
– Я считаю, что будут введены жесткие ограничения по объему внешних заимствований финансовых компаний, в том числе, конечно, банков. Однако я не думаю, что необходимо глобально пересматривать сложившуюся финансовую систему в Казахстане.
– В настоящий момент в казахстанском обществе активно обсуждается возможность приобретения Сбербанком России пакета акций БТА Банка. Как вы думаете, совершится ли эта сделка?
– Прежде всего надо отметить, что сделка по приобретению БТА или доли в нем Сбербанком не прошла сразу. Это значит, что по определенным параметрам стороны не пришли к компромиссу. Однако переговоры продолжаются. Так что, судя по всему, Сбербанк может осуществить операцию покупки, но только каких-то выборочных активов БТА.
– А как себя чувствует «дочка» БТА Банка на российском рынке?
– Могу сказать лишь, что, судя по тому, что объем рекламной кампании БТА Банка в Москве не уменьшился, банк, видимо, ощущает себя весьма и весьма устойчиво.
– Недавно глава казахстанского БТА Банка заявил, что, возможно, материнская структура продаст свои зарубежные «дочки». В случае, если БТА выставит на продажу дочерний банк на российском рынке, есть ли потенциальные покупатели на этот актив?
– Я думаю, что их можно пересчитать по пальцам одной руки. Не думаю, что сейчас объявится множество покупателей. В числе возможных кандидатов могут быть два-три крупных банка. Однако практически все эти игроки и так имеют развитую инфраструктуру в России и в большинстве своем не развивают сейчас высокой активности по приобретению дополнительных активов. Сегодня речь идет не о планах, а о выполнении вполне адекватных задач настоящего дня.
– В настоящий момент в парламенте Казахстана пересматривается схема возврата средств вкладчикам банка-банкрота. Согласно изменениям активы лопнувшего банка, в том числе депозиты, будут передаваться в здоровый банк. Как вы оцениваете данную схему?
– Прежде всего я бы оценивал адекватность этой схемы с точки зрения здорового банка – того самого, куда, по идее, будут передаваться активы банкрота. Насколько третьему игроку будет интересна эта передача, насколько она для него будет безболезненна? Необходимо точно понять, что это за активы, реальные ли они или их уже де-факто можно обнулить. В то же время обязательства перед населением – это вполне реальная вещь. Здоровые банки должны быть готовы переварить эту массу.
Поэтому в случае принятия новой схемы возврата средств при банкротстве банка требуется детальная классификация передаваемых активов. Кроме того, необходимо четко прописать, каким банкам и в каких пропорциях они могут быть переданы, для того чтобы принимающая сторона не опасалась резкого ухудшения своих балансовых показателей.
– В Казахстане отдельные финансовые организации заявили, что будут ужесточать работу с проблемными заемщиками. Оцените, пожалуйста, последствия и необходимость более жесткого подхода.
– Я не буду говорить о том, какая дискуссия сейчас развернулась по этому поводу в казахстанском обществе, но в России продолжает активно продвигаться мысль, что во время кризиса долги можно и не возвращать. А, как вы знаете, ничего более убийственного для банков придумать нельзя.
Я считаю, банки должны выдержать определенный баланс. Это прежде всего отказ от механического подхода, когда никакие трудности заемщика не берутся в расчет и кредитор просто забирает залоговое имущество. Однако процедура получения залога, решение о том, как его реализовать, длительные судебные заседания и прочее ничего, кроме головной боли, для банков не создают. Так что при наличии убедительных аргументов от заемщика о том, что его трудности не носят абсолютно необратимого характера, банк должен идти навстречу и проводить реструктуризацию его кредита.
Но, с другой стороны, здесь необходима четкая позиция государства, которое говорит о том, что банковская система не должна быть разрушена в результате массовых неплатежей должников – частных лиц.
– Глава Агентства по финансовому надзору Елена Бахмутова недавно предложила ввести в законодательство понятие «фидуциарной ответственности по членам совета директоров». Как вы думаете, что стало причиной введения этого понятия? Какие результаты повлечет за собой введение этой нормы?
– Я думаю, что это предложение прежде всего связано с недавними событиями на казахстанском банковском рынке, когда или владельцы, или люди, представляющие владельцев одного из крупных банков, принимали решения не в пользу структуры, а в угоду главным акционерам. Считаю, что эти меры направлены на пресечение подобных действий в будущем. Их можно назвать вполне оправданными в текущей ситуации.
Айгуль Кисыкбасова
Страница 1 из 1
«Нас ждет развитие по прямой» Гендиректор ФБС СНГ Павел Нефидов
Поделиться темой:
Страница 1 из 1