Опубликовано в деловом еженедельнике «КУРСИВъ»
/images/art/aug09/Marchenko.jpgЕсли цена на нефть опустится до $30 и продержится на этом уровне шесть месяцев, в Казахстане наступит третья фаза кризиса, прогнозирует глава Нацбанка Григорий Марченко. Однако такое развитие сценария маловероятно, уверяет он читателей «Къ».
– Григорий Александрович, недавно было заявлено о принятии новой концепции национальной финансовой системы. По вашему мнению, казахстанская финансовая система действительно нуждается в радикальных изменениях?
– Нельзя однозначно утверждать, что полностью вся финансовая система Казахстана нуждается в радикальных изменениях. Действительно, глобальный финансово-экономический кризис продемонстрировал недостатки существующих моделей финансовых отношений как в общемировом масштабе, так и на национальном уровне. Слабые стороны были выявлены в структуре государственного регулирования и в деятельности самих финансовых институтов. Проблемы последних проявились в вопросах несовершенства и несоответствия систем управления рисками, низкого уровня корпоративного управления, недостаточной прозрачности и, как следствие, неэффективности бизнес-моделей, оказавшихся чувствительными к негативным тенденциям. Поэтому основные усилия будут направлены на повышение устойчивости финансового сектора, стимулирование инвестиционной активности и укрепление доверия к финансовому сектору республики как со стороны инвесторов, так и со стороны потребителей финансовых услуг.
– По прошествии полугода можно подвести промежуточные итоги реализации Плана совместных действий правительства, Нацбанка, АФН по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009-2010 гг. Насколько успешно был взят старт в борьбе с финансовым кризисом и что на данный момент сделано?
– В целом на реализацию антикризисных мероприятий государством выделено более $19 млрд, что соответствует 14% ВВП страны. Уже сегодня мы ощущаем начальные положительные результаты.
Во-первых, удалось стабилизировать проблему занятости. Благодаря бюджетным инвестициям в инфраструктуру, транспорт и социальные объекты; по всей стране создано около 100 тысяч рабочих мест. Безработица остановлена на уровне 7,2%, и есть уверенность, что выше этого порога она не поднимется.
Во-вторых, несмотря на снижение цен по экспортным товарам Казахстана, международные резервы страны стабилизировались на уровне $42,5 млрд, и даже наметился рост.
В-третьих, в целом достигнута общая стабилизация финансовой системы. Наблюдается рост объемов кредитования, экономики, снижена инфляция.
В реальном секторе благодаря поддержке государства решаются проблемы более 40 тысяч дольщиков. Оказана беспрецедентная поддержка сельскому хозяйству, что позволило, несмотря на кризис, в полном объеме провести посев, увеличить его площади на 1,6 миллиона гектаров.
– Убытки БТА и Альянса перекрыли совокупный капитал всех банков. Стабилизируется ли, по вашему мнению, ситуация вокруг этих двух банков? Насколько реально сейчас для них провести реструктуризацию долгов и уладить ситуацию с проблемными кредитами и оттоком депозитов?
– Да, согласно данным Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, убытки АО «БТА Банк» и АО «Альянс Банк» за май 2009 года выросли в несколько раз, и у банков сформировался отрицательный собственный капитал.
7 июля текущего года АО «Альянс Банк» подписал Меморандум о взаимопонимании с Комитетом кредиторов, который представляет все типы кредиторов, начиная от держателей внешних облигаций до держателей субординированных займов. В Комитет вошли 9 самых крупных кредиторов. Согласно подписанному Меморандуму до 31 октября этого года АО «Альянс Банк» реструктурирует внешнюю задолженность, которая сегодня составляет более $4 млрд. Условия реструктуризации, достигнутые в результате открытого и прозрачного диалога с инвесторами, регуляторами и кредиторами, оптимальные и согласованные.
Такого же меморандума взаимосогласия со всеми кредиторами в ближайшее время, думаем, достигнет и АО «БТА Банк». В настоящее время он находится в процессе переговоров по реструктуризации своих долгов. В случае достижения компромисса с кредиторами по их требованиям количественные и качественные показатели банка пойдут на улучшение.
– Вы заявляли, что некоторые Казахстанские банки используют слишком агрессивную рекламу для привлечения депозитов. В свою очередь и АФН обратилось с официальным письмом к банкам, чтобы они вели консервативную политику по привлечению депозитов и не завышали ставки. То есть сейчас некоторые банки из-за проблем с ликвидностью действительно ведут необдуманную политику по привлечению депозитов. К чему это может привести?
– Действительно, подходы банков к привлечению депозитов изменились. В связи со сложностями внешнего фондирования они пересмотрели депозитную политику, повысив ставки по привлекаемым депозитам и создавая привлекательные условия вкладов. При этом некоторые банки проводят агрессивную депозитную политику, повышая уровень предлагаемых процентных ставок по депозитам, в том числе, до уровня, не имеющего под собой оправданного экономического обоснования, что, в свою очередь, способствует удорожанию заемных средств банков.
При этом такое удорожание заемных средств не всегда носит адекватный и взвешенный характер по отношению к предлагаемому уровню вознаграждения по привлекаемым депозитам и создает дополнительные несоразмерные с имеющимися потенциальными возможностями банков риски.
Повышение банками второго уровня процентных ставок по депозитам может привести к увеличению их кредитного риска, связанному с ростом процентных ставок по кредитам, либо повлиять на снижение процентной маржи, что усилит давление на собственный капитал.
В связи с этим АФН выразило свою обеспокоенность и, принимая во внимание целесообразность обеспечения разумного баланса между коммерческими целями банков второго уровня и поддержания развития отечественной экономики, рекомендовало банкам второго уровня придерживаться консервативной и взвешенной политики в части установления процентных ставок по привлекаемым депозитам.
– А можно условно разделить банковский рынок на две части: те, у кого нет проблем, и те, у кого они есть?
– Однозначно разделить невозможно. Проблемы есть у каждого банка, а вот степень их глубины, действительно, разная. Те банки, которые имеют большие внешние долги, конечно, столкнулись с более серьезными проблемами, чем остальные.
– Эксперты говорят о второй волне кризиса, которая окажется намного сильнее первой. А на ваш взгляд, до стабилизации ситуации на рынках еще далеко?
– Эксперты, на которых вы ссылаетесь, скорее всего, не из Казахстана. Мы уже пережили две фазы кризиса – осенью 2007 года и осенью 2008 года, в отличие, например, от России, которую волна кризиса 2007 года практически не затронула.
Во время первой фазы, после августа 2007 года, на самом деле были проблемы у некоторых крупных банков, у строительной промышленности и индустрии стройматериалов. Если брать сырьевой сектор, то при цене нефти $140 за баррель было все очень даже хорошо. Когда в октябре 2008 года резко упали цены на сырье, тогда поняли, что такое настоящий кризис, что я называю второй фазой, и что с ним можно бороться.
Казахстан, я считаю, прошел дно второй фазы кризиса, и если она будет последней, то в целом все будет нормально. Как уже отмечалось, в результате реализации антикризисной программы в стране удалось стабилизировать основные экономические показатели.
При этом необходимо отметить, что в Казахстане теоретически возможна и третья фаза кризиса, которой, скорее всего, не будет. Но полностью исключить такую возможность тоже нельзя.
Третья фаза кризиса в Казахстане возможна при падении цен на нефть до $30 за баррель и ниже, и сохранении их на этом уровне в течение более шести месяцев. Реализация третьей фазы кризиса предполагает активизацию отдельного плана реагирования на него. Правительство и Национальный Банк располагают таким планом.
В целом ситуация в экономике Казахстана во многом будет определяться в зависимости от развития событий на мировых рынках, поэтому сложно говорить – следует ли еще ждать последствий мирового финансового кризиса.
– Как вы относитесь к совместным мерам противодействия кризису, принимаемым правительствами ведущих стран. В частности, выделением странами G20 $5 трлн в ближайшие пять лет? Не приведет ли это к отрицательным последствиям из-за поступления большой массы «дешевых» денег?
– Антикризисная политика определяется, в первую очередь, складывающимися макроэкономическими предпосылками, и ее направление зависит от выбираемой каждым государством цели: экономический рост, безработица, инфляция или финансовая стабильность.
Говоря о мерах государственной поддержки в развитых странах, необходимо отметить, что средства выделяются для поддержания экономического роста, в некоторых странах наблюдаются дефляционные процессы.
В случае Казахстана мы также не ожидаем роста инфляции вследствие выделяемых средств в рамках антикризисной программы.
В целом я считаю, что принятие совместных усилий различных государств по преодолению кризиса является, несомненно, положительным и правильным шагом.
Так, в соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 4 февраля 2009 года, в целях противодействия негативным последствиям мирового финансового и экономического кризиса для национальных экономик, одобрены основные принципы деятельности создаваемого Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
Основной целью Фонда является преодоление негативных последствий мирового финансового и экономического кризиса национальными экономиками, обеспечения их экономической и финансовой устойчивости, а также содействие дальнейшему углублению интеграции экономик государств-участников Фонда.
– На протяжении длительного времени муссируются слухи о возможном падении курса американского доллара и об отказе от него, как от резервной валюты. В частности, недавно Нацбанк инициировал поправки в валютное законодательство, разрешающие свободно продавать и покупать золото резидентам страны, чтобы последние имели дополнительный актив. Как вы можете это прокомментировать?
– Золото утратило свои основные денежные функции и покинуло денежное обращение в рамках международных расчетов, и в настоящее время часто используется как высоколиквидный финансовый актив, и одновременно биржевой товар, традиционно используемый в целях сбережения и накопления капитала.
По действовавшему законодательству только банки были вправе свободно покупать, а также продавать аффинированное золото в слитках физическим и юридическим лицам, в то время как дальнейшая перепродажа аффинированного золота в слитках между физическими и небанковскими юридическими лицами была запрещена. В то же время аффинированное золото в слитках является стандартным биржевым товаром и базовым активом для банковских металлических счетов, поэтому этот запрет являлся одним из основных препятствий для развития биржевого рынка золота и использования депозитов в золоте в качестве инвестиционного актива.
После вступления в силу Закона РК от 04 июля 2009 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля», осуществление операций по покупке и продаже аффинированного золота в слитках по операциям между резидентами будут разрешены. Таким образом, для резидентов РК аффинированное золото в слитках станет еще одним инвестиционным инструментом, своего рода альтернативой покупке ценных бумаг в ситуации, когда снижение стоимости ценных бумаг становится устойчивой тенденцией.
Аффинированное золото в слитках станет, с одной стороны, специализированным финансовым инструментом профессиональных участников рынка и биржевой торговли, а с другой, дополнительным инструментом инвестирования наряду с аналогичным, уже существующим – инвестиционными монетами из золота. Выпущенные Национальным Банком и уже обращающиеся инвестиционные монеты доступны не только профессиональным участникам рынка, но и рядовым гражданам, поскольку четыре весовых вида этих монет, а следовательно, и ценовая дифференциация в зависимости от веса, делает их доступными для граждан с любыми доходами.
Принятие поправки позволит повысить интерес к рынку золота посредством привлечения широкого круга участников, что, в свою очередь, даст возможность свободной купле-продаже между участниками рынка и развитию биржевой торговли в целом данным финансовым инструментом.
Таким образом, изменения в валютном законодательстве направлены в основном на развитие внутреннего предложения финансовых инструментов и дальнейшее развитие биржевой торговли.
– Предложенная вами схема хранения сбережений 50/50 сейчас является актуальной или вы рекомендуете гражданам переводить часть накоплений в другие активы, золото?
– Да, рекомендации по диверсификации депозитной корзины путем использования различных валют до сих пор актуальны. Кроме того, принятые 4 июля текущего года поправки в законодательство по вопросам валютного регулирования и контроля предполагают включение в список разрешенных валютных операций покупку и продажу резидентами аффинированного золота. Это позволит создать вторичный рынок золота, то есть предприятия и население смогут купить его не только у банков, но и друг у друга. И тогда можно будет диверсифицировать свои риски дополнительным финансовым активом – золотом, который будет пригоден для инвестиций со стороны населения и предприятий.
Но в целом золото не должно составлять более 5-10% от всего портфеля.
– На фоне того, что Россия и Китай все больше продвигают свои валюты в качестве региональных, может быть казахстанцам стоит часть своих сбережений держать в рублях или юанях?
– Хранить сбережения в разных валютах – давняя и проверенная практика, и Национальный Банк всегда рекомендовал ее придерживаться. В этом вопросе следует также принимать в расчет, в какой валюте вам предстоят расходы. Если вы ведете торговые отношения с Россией, и вам предстоит закупать товары или услуги в России, рационально держать часть сбережений в рублях. Аналогично в отношении китайского юаня.
– Ситуацию с обменными пунктами удалось урегулировать без радикальных мер?
– Предпринятые в феврале текущего года Национальным Банком РК меры по урегулированию деятельности обменных пунктов привели к снятию социальной напряженности у населения, возникшей в связи со спекулятивными операциями с наличной иностранной валютой. Поэтому вопрос о закрытии обменных пунктов уполномоченных организаций в настоящее время Национальным Банком не рассматривается.
Одной из предпринятых мер является предусмотренное в Законе РК от 4 июля 2009 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» установление права Национального Банка на ограничение маржи между курсами покупки и продажи наличной иностранной валюты для операций, проводимых уполномоченными банками и уполномоченными организациями через обменные пункты с населением.
В настоящее время Национальным Банком РК разрабатывается нормативный правовой акт, где определен механизм реализации функции Национального Банка по установлению пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты, и порядок установления Национальным Банком максимально допустимой маржи по операциям обменных пунктов и видов валют, в отношении которых могут быть установлены такие требования.
Такое ограничение будет вводиться только на период ажиотажного спроса населения на иностранную валюту в целях защиты интересов населения как потребителей услуг, оказываемых уполномоченными банками и уполномоченными организациями на организованном рынке обмена валют, а также недопущения развития «теневого» рынка.
Таким образом, Национальным Банком Республики Казахстан продолжается работа по совершенствованию регулирования организованного рынка обмена валют, целью которой является устранение риска возникновения дестабилизирующих факторов и подогрева девальвационных ожиданий. Основная работа направлена на усиление требований к деятельности как банковских, так и небанковских обменных пунктов.
Основная цель предпринимаемых Национальным Банком мер – улучшение конкурентной среды на организованном рынке обмена валют, защита интересов населения, недопущение проведения валютообменных операций вне организованного рынка обмена валют.
– Инфляция в 2009 году прогнозируется на уровне 11%. Исходя из итогов первого полугодия, можно говорить, что заявленная планка не будет превышена?
– Прогноз по инфляции на текущий год был пересмотрен уже по итогам мая месяца. Так, Национальный Банк ожидает, что по итогам 2009 года инфляция не превысит 9,0% (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года). Прогноз может быть еще снижен по итогам июля-августа.
Григорий Марченко, Председатель национального банка Республики казахстан
Родился 26 декабря 1959 года в городе Алма-Ата.
В 1984 году окончил МГИМО по специальности «Международные экономические отношения».
С 1992 года по 1994 год – помощник вице-президента РК.
С 1994 года по 1996 год – заместитель Председателя НацБанка.
С 1996 года по 1997 год – председатель Национальной комиссии РК по ценным бумагам.
С 1997 года по 1999 год – внештатный советник президента Республики Казахстан.
С 1998 года по 1999 год – президент ОAO «Deutsche Bank – Securities (Kazakhstan)».
С 1999 года по 2004 год – Председатель НацБанка.
С января по апрель 2004 года – первый заместитель премьер-министра Республики Казахстан.
С апреля по октябрь 2004 года – помощник президента Республики Казахстан по экономическим вопросам.
С 2004 года по январь 2009 года – внештатный советник президента Республики Казахстан.
С 2005 года по 2009 год – Председатель правления АО «Народный сберегательный банк Казахстана».
С января 2009 года повторно назначен Председателем Национального Банка Республики Казахстан.
Константин КИМ
Сообщение отредактировал eug: 06 August 2009 - 16:25