Первый банковский!: Государство открыто инициативам и новым проектам - Первый банковский!

Перейти к содержимому

Правила конференции

Внимание! Ответственность за содержание публикуемых материалов лежит целиком на авторах статей.
Мнение Администрации сайта может не совпадать с мнениями авторов публикаций.
Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Государство открыто инициативам и новым проектам Асет Исекешев Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Igor 

  • Банкир
  • Группа: Банкир
  • Сообщений: 698
  • Регистрация: 02 February 01

Отправлено 19 August 2003 - 20:00

Автор:
Вице-Министр индустрии и торговли РК Асет Исекешев


Государство открыто инициативам и проектам предпринимателей Казахстана и готово оказать поддержку в их реализации.


Какие в настоящее время предпринимаются шаги, направленные на реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы?

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан была утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года №1096. Кроме того, в Послании Главы государства народу Казахстана Правительству Республики Казахстан также были даны поручения по развитию промышленности республики в области создания высокотехнологичных и наукоемких производств, производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, реализации эффективной инновационной политики.  

Учитывая приоритеты, заложенные в Стратегии, а также поручения Главы государства Министерством индустрии и торговли совместно с Министерством экономики и бюджетного планирования был разработан План мероприятий по реализации Стратегии, который был принят Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2003 года № 712-1. Учитывая долгосрочный характер разработанной Стратегии было решено разбить процесс реализации Стратегии на несколько этапов. Первый этап будет подготовительным и будет завершен в 2005 году. В течение первого этапа Правительство планирует провести масштабные исследования по определению инновационного и инвестиционного потенциала страны, оценить и выявить наиболее перспективные отрасли и виды производств, в которых Казахстан может успешно конкурировать на международном рынке в производстве товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, кроме того, на первый этап запланированы мероприятия связанные с подготовкой соответствующей нормативной базы, внесением необходимых изменений в налоговое, таможенное и иное законодательство республики.  

На основе результатов полученных в течение первого этапа будут определены конкретные точки наибольшего размещения ресурсов, то есть отрасли, производства и т.д. на развитии которых будут сконцентрировано внимание государства и бизнеса в последующие этапы реализации Стратегии.


Если говорить конкретно, то, какие мероприятия планируется осуществить в рамках первого этапа.

Вообще в рамках Плана мероприятий запланировано осуществление более 100 мероприятий.

Если говорить о мероприятиях инвестиционного и инновационного характера, то это проведение аудита и сравнительного анализа казахстанских научных разработок и изобретений для определения инновационного потенциала страны, осуществление анализа инвестиционных потоков в базовых отраслях Казахстана, что позволит создавать смежные и обслуживающие их производства, обеспечить формирование баз данных по всем инициативам и проектам частного сектора, с предоставлением к ним доступа инвесторам и всем заинтересованным лицам, оценить инновационный и инвестиционный потенциал отраслей экономики Казахстана. И это лишь малая часть того, что запланировано. Кроме этого в Плане заложены мероприятия по торговой, инвестиционной, налоговой, образовательной политике и другим секторам.  


Какое место в реализации Стратегии вы отводите государственным институтам развития?

Государственные институты развития должны стать рыночными инструментами Правительства по реализации Стратегии. Идея создания государственных институтов развития заключается в том, чтобы полностью охватить процесс реализации инвестиционных проектов от стадии зарождения инвестиционной идеи до стадии запуска массового производства.

Каждый из институтов развития ориентирован под конкретный этап реализации инвестиционного проекта (под инвестиционным проектом я понимаю в том числе и инновационные проекты) и наделен соответствующим инструментарием. Инновационный фонд должен охватить стадию научно-прикладных исследований, результатом которых должны стать коммерциализированные  инновационные проекты, прошедшие стадию формализации и готовые к финансированию. Этап наращивания объемов производства и полного становления предприятия должен быть охвачен Инвестиционным фондом, на этапе расширения и модернизации производства подключается Банк Развития Казахстана.

Вместе с тем, самой важной задачей государственных институтов развития является мобилизация частного капитала и вовлечения его в процесс финансирования инвестиционных проектов, направленных на производство новых товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, особенно на этапе зарождения и первичного развития инвестиционной идеи/проекта. Для нас очевидно, что ни одна государственная инициатива без активного, причем решающего участия частного сектора желаемого результата не достигнет.


Учитывая, что в этом году было создано сразу несколько институтов развития, в  том числе и Центр инжиниринга и трансферта технологий, Центр маркетингово-аналитических исследований возникает реальная проблема слаженности действий институтов развития и необходимость координации их деятельности. Как Правительство намерено решать эту проблему?

Вы абсолютно правы, эффективная координация деятельности институтов развития необходима и будет являться залогом успешной реализации Стратегии. В этой связи распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан Ахметова Д.К. от 8 августа 2003 года № 168-р создана Рабочая группа по отбору и продвижению инвестиционных проектов. В состав группы вошли представители всех государственных институтов развития, как финансовых, так и нефинансовых, кроме того, представители Фонда развития малого бизнеса, представители канцелярии Премьер-министра, министерств индустрии и торговли, экономики и бюджетного планирования и финансов. Кроме того, как я уже говорил, мы понимаем важность вовлечения в инициативы государства предпринимателей, на которых и ориентирована работа Рабочей группы, поэтому в ее состав включены также представители предпринимательской среды, в частности председатель Совета Форума предпринимателей Казахстана господин Баталов.

Рабочая группа призвана стать аналитическим центром, осуществляющий анализ инвестиционных проектов на соответствие приоритетам заложенным в Стратегии. В случае соответствия проекта изложенным в Стратегии приоритетам, Рабочей группой будет осуществляться поиск заинтересованных инвесторов как среди государственных институтов развития, так и среди частного сектора. Так, проекты, направленные на создание высокотехнологичных и наукоемких производств, производство продукции с высокой добавленной стоимостью будут продвигаться по всем возможным источникам финансирования. При этом, важно отметить, что окончательное решение по целесообразности  финансирования или не финансирования проекта будет приниматься непосредственно заинтересованным инвестором после тщательного проектного  анализа, будь то государственные институты развития или частные  инвесторы.

Для нас важно сейчас найти инициативы, которые бы соответствовали приоритетам индустриально-инновационного развития страны и довести их до сведения инвесторов. Кроме того, это позволит объективно оценить инвестиционный спрос и предложения, оценить качество проектов и выявить причины, по которым они не финансируются.  

Кроме того, группа дает возможность государственным институтам развития осуществлять обмен информацией, координировать свою деятельность и постоянно получать новые проекты.


Для реализации своей цели Рабочая группа должна будет наладить активные контакты с внешней средой, из которой она будет получать на рассмотрение проекты. Первоочередными целевыми направлениями деятельности Рабочей группы станут частные финансовые организации, различные отраслевые, региональные, республиканские ассоциации и форумы предпринимателей, промышленников и т.д. Кроме того, уже налажен канал взаимодействия с местными исполнительными органами, которые также располагают значительной информацией по наличию инвестиционных проектов в своих регионах.  

Мне хотелось бы сказать, что деятельность Рабочей группы будет абсолютно прозрачной и транспарентной. Мы ориентируем Рабочую группу на полную открытость и стремимся наладить тесные контакты  с частными финансовыми организациями, в частности банками второго уровня, инвестиционными компаниями, компаниями по управлению пенсионными активами.


Вы неоднократно отмечали важность участия частного капитала и предпринимателей в реализации Стратегии, какие механизмы вы можете предложить частному сектору в рамках созданной Премьер-Министром Рабочей группы.


В Стратегии отмечено, что основным двигателем всех проводимых реформ должны стать инициативы частного сектора и это не пустые слова. В этой связи мы призываем предпринимателей, присылать нам свои инвестиционные проекты. Кроме того, я хотел бы обратиться к банкам второго уровня, различным инвестиционным компаниям сотрудничать с нами, существует значительное количество проектов, направленных на создание производства продукции с высокой добавленной стоимостью, которые на сегодня недостаточно проработаны, возможно, отсутствует бизнес план, отсутствуют залоги, мы готовы посредством подключения государственных институтов развития осуществлять поиск финансирования таких проектов на условиях приемлемых для всех условиях.

Одной из основных задач Рабочей группы является систематизация инициатив частного сектора, соответствующих приоритетам индустриального развития и формирование базы данных, постоянно обновляемой за счет связей с бизнес средой. Доступ к этой базе данных будет полностью открытым для всех инвесторов. Будут выработаны определенные технические условия, например наличие бизнес-плана и т.д. при выполнении которых проект будет заноситься в базу и постоянно актуализироваться, то есть информация по нему будет постоянно обновляться. Соответствующие приоритетам Стратегии инвестиционные проекты будут активно продвигаться для поиска заинтересованного инвестора и реализации.

Если говорить непосредственно о механизмах взаимодействия с частным капиталом, то мы считаем следующее. Как я уже говорил, на сегодня в Казахстане существует достаточное количество инвестиционных проектов, однако некоторые из них по ряду объективных причин неприемлемы для финансирования банками второго уровня, в частности возможно по залогам, по срокам и ставкам кредитования. В этой связи мы считаем, что такие проекты банками второго уровня могут реализовывать совместно с государственными институтами развития, которые обладает более долгосрочной ресурсной базой. Так, Инвестиционный фонд напрямую участвуют в уставном капитале предприятий, и если инвестиционный проект недостаточно капитализирован, то за счет участия названных фондов в уставном капитале проекта возможно снизить кредитные и иные риски для банков второго уровня. Также допустим, Банк Развития за счет более дешевой ресурсной базы мог бы удешевлять общую стоимость кредитных ресурсов по инвестиционным проектам при совместном кредитовании проектов, которые по доходности не удовлетворяют требованиям банков. Несомненно, каждый проект требует отдельного рассмотрения, однако при наличии качественного канала взаимодействия, каковым может стать Рабочая группа, возможно, будет найти оптимальную для всех схему реализации инвестиционных проектов. Пользуясь случаем, я приглашаю банки второго уровня направлять нам все проекты, в реализации которых они заинтересованы, но которым было отклонено в предоставлении  кредитов, с предложениями по возможным схемам совместной с государственными институтами развития реализации подобных проектов


Чем сейчас занимается Рабочая группа, достигнуты ли какие-то предварительные результаты и что в итоге должна будет достигнуть Рабочая группа.

В настоящее время мы проводим активную работу с местными исполнительными органами по изучению инвестиционных проектов, которые направлялись предпринимателями в акиматы. Мы направили запросы во все областные акиматы с предложением представить на рассмотрение Рабочей группы инвестиционные проекты. Всего было представлено более 200 проектов, из которых Рабочей группой после предварительного анализа было отобрано 146 проектов. Далее мы планируем проводить заседания с участием представителей акиматов областей, а также предпринимателей, чьи проекты нас заинтересовали, с дальнейшим направлением проектов в институты развития для проектного анализа. Мы планируем завершить работу по поступившим проектам к концу сентября.

Кроме того, сейчас нами направлены письма-приглашения к совместно работе частным финансовым организациям, центральным исполнительным органам, а также различным объединениям предпринимателей и промышленников.

В целом мы планируем, что по итогам работы Рабочей группы будут создаваться различные базы данных, постоянно обновляемые за счет связей с бизнес средой. Доступ к этим базам данных будет полностью открытым для всех инвесторов. Будут выработаны определенные технические условия, например наличие бизнес-плана и т.д. при выполнении которых проект будет заноситься в базу и постоянно актуализироваться, то есть информация по нему будет постоянно обновляться.

Также в рамках деятельности группы будут прорабатываться вопросы взаимодействия с транснациональными корпорациями по созданию в Казахстане новых высокотехнологичных производств, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Деятельность Рабочей группы будет открытой и все решения Рабочей группы, результаты ее работы будут постоянно публиковаться в СМИ, информационных сайтах.


Вопрос к Вам как к руководителю Рабочей группы. Как и куда следует обращаться предпринимателям для направления своего проекта на рассмотрение Рабочей группы?

Секретариат Рабочей группы будет при Министерстве индустрии и торговли, поэтому все предложения следует направлять к нам.

Еще раз хотел бы обратиться к нашим предпринимателям и инвесторам и сказать, что государство открыто для всех Ваших интересных идей и проектов, государственные институты развития для того и созданы, чтобы помочь Вам реализовать их. Каждый проект обязательно будет рассмотрен и по нему будет принято адекватное решение.



Статью прислал:
Бишимбаев Куаныш
bishimbaev_kv@minplan.kz

0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему