Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Знание местного рынка и более чем вековой опыт международной торговли – ключ к успешному ведению бизнеса для клиентов HSBC Банка. Сегодня компании, занимающиеся экспортно-импортной деятельностью, имеют возможность получить не только выход на международные рынки капитала, но и мирового уровня сервис и опыт. Об этих и других возможностях рассказывает глава корпоративного департамента HSBC Банк Казахстан Марк Тэйт.
– Г-н Тэйт, сегодня на казахстанском и мировом рынках документарные и гарантийные операции становятся одними из наиболее востребованных банковских инструментов, используемых и в сфере торгового финансирования. В связи с этим не могли бы вы рассказать о том, что такое торговое финансирование?
– Фактически торговое финансирование – это система, направленная на поддержку бизнеса клиента. Под словом «бизнес» я подразумеваю как импорт товаров или услуг из-за рубежа, так и их экспорт. У HSBC более ста лет опыта работы в сфере торгового финансирования. Могу сказать, что изначально наш банк создавался именно для этой цели. Если говорить об инструментах торгового финансирования, то их множество. Начиная с таких простых вещей, как предоплата за товар, и заканчивая достаточно сложными структурированными финансовыми инструментами, которые предоставляют гарантию обеим сторонам сделки. Как правило, они включают в себя определенный период финансирования.
– Как долго оформляется сделка по финансированию в вашем банке?
– Я не могу дать однозначного ответа. К примеру, если это какая-то простая сделка, между HSBC и клиентом, то она будет завершена в течение нескольких дней. Если речь идет о какой-то сложной сделке, участниками которой являются несколько банков, то на ее оформление могут уйти недели.
– На какой срок ваш банк может предоставить финансирование по внешнеэкономическому контракту? От чего зависит срок финансирования?
– Этот период будет зависеть от потребности клиента. В целом период торгового финансирования может иметь широкий диапазон – от одного месяца до полутора лет. Рассмотрим пример, когда клиент занимается импортом каких-либо товаров. Для начала он размещает заказ на их импорт. Допустим, чтобы привезти товар на склад, понадобится около 30 дней. Именно в этот момент возникают обязательства оплаты поставщику. Мы осуществляем этот платеж, а своему клиенту предоставляем своего рода кредит на приобретение этого товара. Он выдается на тот период, в течение которого товар будет находиться на складе, к примеру 30 дней. Далее товар продан, выставляется счет-фактура, и платеж по ней поступает через 30 дней. В итоге полный период инструмента торгового финансирования составит 90 дней.
Прежде всего HSBC должен понять, как работает бизнес клиента. Где он приобретает товар, сколько он находится на складе, кому и каким путем продается. Также мы должны знать условия, на которых наш клиент предоставляет или получает кредиты в виде кредиторской или дебиторской задолженности.
– Некоторые эксперты отмечают, что в отношении новых сделок по торговому финансированию можно отметить тенденцию к сокращению сроков операций. А что касается сделок долгосрочного характера, то заметно увеличение спроса на долгосрочное финансирование с участием иностранных экспортных страховых агентств. По вашему мнению, с чем это связано?
– Могу предположить, что иностранные поставщики, учитывая существующие условия финансового кризиса, не готовы принимать на себя такие риски. Возможно, поэтому они и сокращают срок операций. Что касается экспорта, то, учитывая, что в Казахстане все сложнее и сложнее получить доступ к наличным деньгам у местных банков, экспортеры просто вынуждены сокращать периоды оплаты, которые предоставляют своим зарубежным клиентам.
Увеличение спроса на долгосрочное финансирование с участием иностранных экспортных страховых агентств, думаю, объясняется тем уровнем восприятия риска, который существует за рубежом в отношении работы с Казахстаном. Если говорить о страховании в целом, то сами продукты страхования для казахстанских экспортеров становятся дороже, что снижает возможность получения такого вида страхования. Все это связано с тем, что международный страховой рынок считает, что по сравнению с предыдущим периодом в Казахстане существенно повысился риск работы.
– Какие преимущества дает клиентам вашего банка в Казахстане использование торгового финансирования?
– Во-первых, большим преимуществом для казахстанских клиентов HSBC является то, что мы можем дать советы и рекомендации по тому, как лучше всего структурировать сделку. В частности, я говорю о возможности предоставления аккредитивов или предоставления банковских гарантий для поддержки бизнеса. Во-вторых, это присутствие HSBC на тех рынках, в которых работают наши клиенты. Учитывая настоящий финансовый кризис, зарубежные поставщики неохотно принимают те или иные гарантии, которые выставляют банки, работающие в Казахстане. Связано это с тем, что иностранные поставщики боятся риска дефолта – местные банки могут просто отказаться отвечать по своим обязательствам.
– Как вы думаете, предприятия каких отраслей экономики Казахстана наиболее заинтересованы в таком финансировании?
– Тут можно говорить о двух направлениях – экспорте и импорте. С точки зрения экспорта, я думаю, заинтересованы будут нефтегазовая, горнодобывающая и сельскохозяйственная отрасли. Что касается импорта, считаю, это будет интересно клиентам, импортирующим готовую продукцию и потребительские товары.
– Какие преимущества обслуживания по торговому финансированию имеют клиенты вашего банка по сравнению с банками-конкурентами (тарифы, сервис и др.)?
– Своим клиентам HSBC может предложить более высокое качество услуг в области структурирования сделок и приемлемые цены. У HSBC высокий уровень капитализации и ликвидности. Мы можем конкурировать с другими банками как по цене, так и по процентной ставке. В Казахстане очень мало банков, которые могут этим похвастаться.
Аида Мустафинова
Сообщение отредактировал eug: 02 November 2009 - 13:01