
На телеканале «Алматы» запускается новая программа, посвященная финансам. Первым гостем для нее был выбран председатель правления kaspi bank Михаил Ломтадзе, казахстанский банкир с гарвардским образованием и международным опытом работы. Предлагаем вашему вниманию ответы главы kaspi bank на вопросы программы «Деньги за работой!».
– Все вокруг говорят – «кризис», а цены на нефть ведь сейчас продолжают расти. Что, на ваш взгляд, происходит с казахстанской экономикой, почему не происходит роста, и почему ваш банк, наверное, единственный казахстанский игрок на рынке, кто на сегодняшний день активно развивается на этом фоне?
– Во всех мировых экономиках, и Казахстан не является исключением, одним из локомотивов роста является потребительский спрос. Именно потребительский спрос всегда стоит в основе развития любой внутренней экономики, ведь когда обычные люди приобретают товары за счет собственных финансовых возможностей или, к примеру, кредитных, то в результате они дают возможность для правильного функционирования и развития всему рынку: производителям, продавцам, всей цепочке, представителям всего МСБ.
В настоящее время во всем мире уже намечается выход из этого глобального кризиса, и, я думаю, что Казахстан одним из первых почувствует это. Сейчас уже можно достаточно уверенно говорить, что улучшения станут более заметными, но они будут зависеть от того, насколько быстро восстановится и будет расти потребительский спрос со стороны казахстанцев на товары и услуги.
У Казахстана в отличие от других стран есть большой фундаментальный плюс - природные ресурсы. Даже если цены на них будут не настольно высокими, какими были 2 года назад, у самой страны появляется больше ресурсов для того, чтобы государство финансировало инфраструктурные проекты. В свою очередь, большие проекты являются толчком для того, чтобы:
- поддержать потребительский спрос и…
- создать платформу для того, чтобы уже через год-два на уровне созданной инфраструктуры (к примеру, хороших дорог) можно еще эффективнее развивать экономический рост.
– Вы работаете в розничном сегменте, с обычными потребителями, а не с крупными корпорациями. Вы уже почувствовали на себе улучшения в потребительском секторе, когда началась реализация «дорожной карты» и других государственных проектов, которые были направлены на поддержку экономики?
– Я думаю, это можно понять по нашему сотрудничеству с крупнейшими торговыми сетями: «Сулпак», «Технодом», «Планета Электроники» и мн.другими. В периоды, когда мы проводим совместные акции, и банк предлагает отличные условия по потребительским кредитам – их продажи увеличиваются на 30-50%. Увеличение продаж обеспечивает этим торговым сетям возможность в следующем месяце закупить еще больше товара и сделать свой ассортимент бытовой техники еще шире. И, следовательно, как только на полках появляется больше товара, люди начинают приобретать его еще активнее. А мы, со своей стороны, как банк, помогаем казахстанцам приобретать товар, немного лучше того, который они смогли бы приобрести на имеющиеся у них средства. При этом зачастую «без переплаты».
– Михаил, возвращаясь к кризисным вопросам, скажите, а «был ли вообще мальчик»? Похоже, что кризис в Казахстане больше похож на профанацию!
– Ни одна экономика не может не отреагировать на то, что в нее перестают вливаться миллиарды долларов. А в результате сложностей на мировых финансовых рынках именно это мы и видели в Казахстане. Если бы не было внешних заимствований, если бы у банков было достаточно денег, они бы продолжали финансировать потребительскую индустрию так же, как и раньше, то, в принципе, – последствия кризиса отразились бы на стране меньше. Но, с другой стороны, я считаю, что это очень хороший опыт для финансового рынка Казахстана, и коррекция рынка – позитивный момент. Потому что каждый из нас учится лучше планировать и контролировать свои расходы, меньше делать спекулятивных операций, и в результате этого компании, население, топ-менеджеры - все станут намного более опытными, чем были до кризиса.
– kaspi bank, которым вы руководите, от кризиса больше выиграл, другие – многое потеряли. Что заставило вас в свое время выбрать эту нишу – нишу потребительского кредитования, и предполагали ли вы в то время, что она будет выигрышной во время кризиса?
– Когда международные инвесторы приобрели банк, у нас была долгосрочная стратегия, и с самого начала мы заявили о том, что хотим сделать лучший розничный банк в стране и Центральной Азии. Мы всегда инвестировали в этот приоритет. Соответственно, те технологии, в которые мы много вложили, позволили нам контролировать и риски, и в то же самое время они дали нам возможность предоставлять казахстанцам продукты мирового качества по своей сути и технологичности. В 2009 году эти технологии позволили нам наращивать бизнес более активно.
Что касается кризиса, то они происходят каждые 6-10 лет, поэтому эмоционально нужно быть готовыми к ним. Со своей стороны мы просто делали качественные фундаментальные инвестиции, которые предполагают развитие на 3-5 лет вперед. К примеру, масштабное изменение информационных технологий в любом банке занимает минимум 2 года, и это в том случае, если вся команда банка хорошо работает. Именно этим мы занимались, когда другие просто росли. Созданная нами платформа позволяет kaspi bank хорошо развиваться, как сейчас, так и в будущем, через 2-3 года. И мы будем постоянно в это инвестировать.
– Вы говорите о технологиях, а я хотел узнать о стратегии, поскольку, на мой взгляд, глядя на ваш банк, складывается ощущение, что вас можно назвать единственным банком, который понимает и знает, что делает. Я не вижу такой стратегии ни у одного банка в Казахстане: вы не строите фабрики и заводы, а финансируете потребительский спрос, не обрастая разными дочерними компаниями или строительными объектами. Это был случайный выбор?
– Нет, мы приняли такое решение в самом начале и теперь планомерно развиваем kaspi bank, стремясь к своей цели. Менять концепцию и стратегию бизнеса мы не намерены.
– Программа «Деньги за работой!» помогает людям работать с деньгами. Мы говорим «сэкономить - то же самое, что заработать», и мы учим зарабатывать на простых вещах. Какой совет сейчас можно дать людям, желающим получить финансовую выгоду?
– Депозиты – это инструмент номер один . Все остальные инструменты зависят от аппетита конкретного человека и его желания брать на себя риск. Например, цены на недвижимость, которые есть сейчас на рынке, позволят получить хороший доход в 5-10-летней перспективе. Поэтому недвижимость является сейчас одной из самых хороших инвестиций.
– А вы кредитуете недвижимость?
– Нет . Ипотека является сложным продуктом, а наша стратегия подразумевает простоту кредитных предложений. Ипотека просто не вписывается в нашу философию бизнеса. Что касается инвестиций в виде портфеля бумаг, начиная от самых безопасных американских государственных и заканчивая акциями конкретных компаний, это уже зависит от того, сможете ли вы подыскать хорошего финансового консультанта, у которого есть хорошая история, с точки зрения предоставления адекватной прибыли. Можно инвестировать в акции нефтяных компаний, мобильных операторов, потребительский сектор – все зависит от желания человека брать на себя весь риск, который заключается в том, что возврат средств не гарантируется.
– А вы планируете выпуск акций kaspi bank на свободный рынок для того, чтобы население могло на этом заработать, раз у вас уже есть успешная история развития, то есть банк прибыльный и интересный для вложения?
– Как только западные рынки капитала станут благоприятными, и сами площадки листинга смогут с оптимизмом смотреть на свое собственное развитие и финансовый сектор, то … мы в самом начале говорили, что одной из частей нашей стратегии будет размещение акций на западных торговых площадках – Лондон или Гонконг…
– Это западные биржи, а я имею в виду внутренний рынок. Если сейчас вы кредитуете население страны, то казахстанцы, которые смогут приобрести ваши акции, смогут кредитовать вас ? Если вы являетесь одним из самых прибыльных банков, то почему бы человеку при наличии 2-3 тысяч долларов не вложить в ваши акции или в ваши облигации и получить часть прибыли всего банка?
– С точки зрения нашего бизнеса, первым приоритетом является привлечение средств населения через депозиты на выгодных условиях. Что касается предложения облигации или акций населению, то это достаточно сложный процесс.
– По разным оценкам, свободных денег в Казахстане, которые можно привлечь очень быстро – порядка 2 миллиардов долларов. У каждой семьи, наверное, есть 300-400 долларов, которые они хотели бы вложить в более высокодоходный инструмент, чем депозиты. И мы бы хотели видеть банк, который сможет предложить населению войти в акционеры и зарабатывать вместе…
– Это интересная идея и, думаю, что существующие акционеры могут подумать по этому поводу .
– Скажите, а каков ваш личный секрет успеха? Что нужно в себе развивать человеку, чтобы стать председателем правления банка, ну, кроме образования?
– Я считаю, что не существует личного успеха. Это всегда результат команды людей, единомышленников, которые работают вместе. В нашем случае – это основной залог успеха.
– Появятся ли в Казахстане новые необычные банковские продукты, будет ли ваш банк предлагать что-то новое в ближайшее время, что поразит людей?
– Есть три вещи, вокруг которых мы постоянно внедряем инновации. Первое – это потребительские кредиты, второе – депозиты, третье – переводы. Вот это 3 основных направления. У нас одни из самых дешевых переводов, одни из самых выгодных депозитов, и у нас одни из самых удобных потребительских кредитов. И мы постоянно думаем о том, каким образом мы можем все это скомбинировать и наша задача – чтобы каждые 3-4 месяца мы смогли предложить новый продукт или новое условие. Соответственно, в ноябре мы предложим что-то новое…
И в следующем году появится еще одно направление, которое поможет нам консолидировать все продукты и предложить нашим клиентам безусловную ценность, с точки зрения работы с кредитными картами и отношений с банком в целом.
– Следующий вопрос о будущих технологиях, о которых вы наверняка уже думаете. Современные технологии позволяют фактически отказаться от офисов. Появится скоростной интернет и т.д. Скажите, вы готовитесь уже к этому периоду отказа от офисов, работы в электронном пространстве?
– Это одна из интересных задач, которая перед нами стоит – как с помощью интернета и других устройств поддерживать коммуникацию с клиентами. В целом, сложность заключается в том, что одна из стратегических вещей для нас – это персональный контакт с клиентами. Помните, когда появились каталоги, все говорили, что магазины больше не нужны – и когда появился интернет – то же самое. Но магазины существуют и продолжают открываться! То есть все равно: все приходят к тому, что специальные помещения для обслуживания клиентов нужны. Поэтому интернет и другие связи коммуникации с нашими клиентами мы будем рассматривать как важное дополнение для удобства, но розничный банк без широкой сети отделений в долгосрочной перспективе развивать очень сложно.
К примеру, создать розничный банк без отделений и в перспективе 3 лет развивать его, чтобы потом продать банку с отделениями – это можно рассматривать как идею, но учитывая, что у нас долгосрочная стратегия, мы наоборот сейчас делаем большие инвестиции в развитии филиальной сети и открытие 100 отделений нового формата обслуживания. В перспективе 5-10 лет это станет безусловным преимуществом для банка, который хочет занять лидерские позиции.
– Скажите, а как население оплачивает взятые потребительские кредиты? По последним официальным данным, вы выдаете 1 миллион долларов в день в виде потребительских кредитов.
– Качество выданных кредитов хорошее. И причина в том, что, несмотря на большие объемы присутствия через рекламу и объем продаж, шанс того, что вы получите кредит, я имею ввиду, среднестатистический шанс, составляет 50%. То есть, кредит у нас получает приблизительно каждый второй обратившийся к нам человек. И я надеюсь, что показатель будет увеличиваться с улучшением экономической ситуации.
Пресс-центр АО «Kaspi Bank»