Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»

Чиновники предлагают сократить число игроков на банковском поле. С этим не согласен главный банк страны. Профучастники рынка констатируют, что даже если рынок сожмется, потребители от этого не пострадают.
Необходимо сократить количество казахстанских банков, повысив требования к минимальному размеру их капитала, заявил на заседании правительства во вторник глава госфонда «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов. «Может быть, мы более радикально подошли бы к этой цифре и, например, начали хотя бы с 15 млрд тенге. На мой взгляд, может быть, не 37 банков в Казахстане должно быть, а не больше 10-15, поскольку мы столкнулись в период кризиса с неадекватной ответственностью акционеров по отношению к деятельности в этой сфере», – сказал он.
Г-н Келимбетов напомнил, что действующий минимальный размер капитала банков составляет 5 млрд тенге, предполагается, что с 1 июля 2010 года он будет повышен до 10 млрд.
Однако председатель Нацбанка Григорий Марченко не ожидает резкого сокращения числа местных банков. Об этом он сообщил в ходе традиционной пресс-конференции в Алматы. «Если мы повысим требования, мы будем оказывать давление на иностранные банки, потому что крупные казахстанские финструктуры имеют существенно больший капитал. Например, у ТАИБ Банка были проблемы с повышением капитала, у Нацбанка Пакистана, на каком-то этапе даже у Торгово-промышленного банка Китая», – пояснил он.
По мнению г-на Марченко, реализация этого предложения будет противоречить задаче развития Алматы как регионального финансового центра. Но в то же время глава Нацбанка не отрицает, что плюсом будет больший капитал банка и подушка для защиты в случае кризиса. Также он заявил «&», что сокращение количества банков не повлияет на банковские тарифы. «Говорить о том, что если будет 10 банков, а не 35, то цена банковских услуг резко вырастет или резко упадет, нельзя. Это еще не олигополия. Если финорганизаций останется всего 4 или 5, тогда очень велика вероятность такого сценария», – рассуждает он.
Согласен с г-ном Марченко и заместитель гендиректора рейтингового агентства KzRating Денис Рыбалкин. Мелкие банки занимают ничтожно малый процент от деятельности всей казахстанской банковской системы, и их уход не принесет никакого ущерба ни экономике, ни конкуренции, считает он. Основной лейтмотив такого рода заявлений о консолидации банковского рынка – это оптимизация регулирования и контроля за их деятельностью и возможных ситуаций с теоретическим банкротством, убежден г-н Рыбалкин.
«Ценовую политику определяют крупные игроки. Остальные идут в фарватере – они не могут устанавливать большие тарифные ставки, потому что любой предприниматель пойдет обслуживаться в банк с наименьшими тарифами, при прочих равных условиях надежности», – говорит он.
Системообразующие банки также вряд ли пойдут на повышение стоимости услуг, если не говорить о возможности сговора между банками о поднятии тарифа, что, в принципе, маловероятно, считает г-н Рыбалкин. «Исключая крупные предприятия, которые могут пользоваться скидками в связи со своими объемами, остальные достаточно чувствительны к изменению ценовой политики по тарифам. Не думаю, что в ближайшее время сокращение количества банков приведет к повышению комиссий», – заключил аналитик.
По мнению представителя банковских кругов, пожелавшего остаться неназванным, 10-12 банков действительно могут обеспечить хороший уровень конкуренции и исключить возможность для необоснованного завышения ставок ради сверхприбылей. Около 40 финструктур в стране с 15,8 млн населения – это действительно слишком много, заявил «&» собеседник, однако сокращение количества вызывает прежде всего ограничение выбора.
«Банки должны сокращаться эволюционным путем. Определить оптимальную цифру для Казахстана достаточно тяжело, поэтому нужно учитывать, какие размеры будут иметь банки и насколько они будут конкурентными по отношению друг к другу. Если среди них будут 3 крупных и 7 мелких, это будет очень ограниченная конкуренция», – заметил он.
Если же рассмотреть равные по размерам банковские структуры, стоимость финуслуг будет определяться экономической ситуацией и целесообразностью, поскольку уровень ставок или комиссий – это довольно субъективный вопрос.
«Кто-то считает, что в Казахстане очень высокие ставки по сравнению со странами Европы, но молчит о том, что в Евросоюзе уровень инфляции – 1%. Кто-то говорит, что ставки слишком низкие для местного уровня инфляции. Но в этой ситуации они будут экономически обусловленными», – заключил собеседник.
Елена Дмитриева







