Отправлено 07 December 2009 - 22:55
Теоретически возможно все
Владельцам акций БТА и Альянс банков придется ждать итогов реструктуризации.
2 ноября 2009 года простые акции БТА и Альянс банков были исключены из официального списка Казахстанской фондовой биржи (KASE) по причине несоответствия размера собственного капитала листинговым требованиям. Миноритарные владельцы акций, в качестве которых выступили частные лица и профессиональные инвесторы, остались не у дел. Ценные бумаги, некогда имевшие стоимость и приносившие доход, в одночасье стали фикцией. Их продажа обратно обществу или же третьим лицам представляется весьма сомнительной.
Бизнес на доверии
Когда в апреле текущего года БТА и Альянс объявили технический дефолт по своим обязательствам и стали утверждать планы реструктуризации, миноритарные инвесторы остались спокойными. Уверения банкиров в будущем финансовом оздоровлении учреждений хоть и разбавлялись сомнениями экспертов, все же поддерживали котировки акций. Казалось, что проблемы банков касались лишь их кредиторов. Именно они теряют деньги на дисконтах от выкупа облигаций. А мелким акционерам бояться нечего. Когда закончится кризис, конец которого вроде бы не за горами, бумаги банков постепенно пойдут в рост. Стоить 80 и 25 тыс. тенге, как в ноябре 2007 года, акции БТА и Альянса, конечно, больше не будут. Зато могут запросто подняться с нынешних 2 тыс. и 800 тенге до 14 и 3,5 тыс. тенге, которые давали на конец января 2009 года — перед вхождением государства в капитал БТА и решением собственника Альянс Банка продать его «Самрук-Казыне» за 100 тенге.
Однако объявленные планы реструктуризации повергли миноритариев в шок. Оказалось, что 24,9% акций БТА, не входящие в пакет «Самрук», могут быть переписаны в пользу кредиторов банка. А с миноритарным пакетом Альянс Банка вообще вопрос решенный. Опция передачи акций миноритариев уже предусмотрена планом реструктуризации.
Что же могут предпринять владельцы акций? Законно ли ведение переговоров в отношении судьбы акций миноритариев без согласия действующих владельцев акций?
На нужды государства
Когда дело касается отчуждения собственности, юристы обращаются к статье 26 Конституции страны, пункт 3 которой гласит, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Что, в общем-то, справедливо. Но далее оговаривается возможность принудительного отчуждения имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, при условии его равноценного возмещения. Ключевой здесь становится фраза «исключительные случаи». Однако Конституция страны не определяет содержание понятий «государственные нужды», «исключительные случаи», «условия равноценного возмещения» и возлагает эту задачу на законы. Где также ничего не прописано. Конституционный совет РК считает, что термин «государственные нужды» следует понимать и применять в сочетании с понятием «исключительные случаи». Тем самым исключительность случаев принудительного изъятия имущества предполагает отсутствие иного способа удовлетворения государственных нужд без такого изъятия. И обязательным условием становится возмещение собственнику равноценного возмещения имущества.
Если рассмотреть ситуацию с акциями миноритариев БТА и Альянс банков в контексте пункта 3 статьи 26, отчуждение акций будет иметь место с целью удовлетворения государственных интересов. Но, похоже, этим правом государство воспользуется лишь в крайнем случае. Слишком велик риск того, что отчуждение ударит по институту частной собственности. И немногие физические лица, пришедшие на фондовый рынок в поисках ощущений и доходностей, поставят под сомнение его надежность для частных собственников.
«Я не думаю, что произойдет отчуждение, — считает председатель правления брокерской компании “Астана-Финанс” Шухрат Адилов. — Обязательно будет учитываться вопрос защиты прав миноритариев, владеющих фри-флоутом. Тем более что отчуждение акций у миноритариев — вопрос скорее социальный, нежели экономический».
Как продать неликвидные акции?
Дальнейшие шаги акционеров банков зависят от их стратегии. «Если пакет крупный и ситуация с ликвидностью не позволяет ждать возврата денег, конечно, надо продавать. Если инвесторы не способны мириться с убытками, лучше ждать. Особенно учитывая, как сильно упали цены с тем периодом, когда несколько лет назад брали бумаги по максимуму», — отмечает г-н Адилов.
Но продать сегодня акции двух банков достаточно сложно, хотя технически шансы есть. Их можно реализовать вне биржи, а акции БТА Банка еще и на нелистинговой площадке фондовой биржи. Вопрос в том, где находится соотношение точек спроса и предложения. И найти покупателя при тех рисках, которые сегодня давят на бумаги банков.
Другой вариант — продать акции обратно эмитенту. Здесь ключевой вопрос — оценка стоимости акции. К сожалению, даже их балансовая стоимость сегодня нулевая, потому что собственный капитал банков — отрицательный. Акционер не может претендовать на долю в капитале, которого нет.
Пока реализуется программа банков по реструктуризации долгов, цены у них никакой не будет.
Если же говорить о выплате дивидендов по привилегированным акциям (если они выпускались банками), то законодательство позволяет не осуществлять выплаты при наступлении соответствующих условий, указанных в законе. Даже если рассматривать право таких акционеров требовать выкупа в связи с реструктуризацией долгов банков, цена выкупа будет, скорее всего, никакая.
«Согласно закону об акционерных обществах акционер вправе требовать выкупа в случае принятия общим собранием акционеров решения о делистинге акций. Или же когда биржа принимает такое решение, — комментирует заместитель председателя правления компании REAL INVEST Наталья Максимова. — Выкуп осуществляется в соответствии с методикой выкупа, действующей в каждом банке. Акционеру, намеренному заявить о выкупе, следует почитать данные методики с целью определения возможности хоть что-то получить. А можно ждать итогов реструктуризации. Учитывая государственную поддержку, есть вероятность того, что банки выплывут».