Отправлено 22 December 2009 - 16:14
«Пусть расСУДит президент»
Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ
17.12.2009
В результате принятого в минувший вторник плана реструктуризации АО «Альянс Банк» кредиторам отойдут 33% акций банка, 67% останется за ФНБ «Самрук-Казына». Однако против такого решения вопроса выступают нынешние миноритарные акционеры казахстанского БВУ, которые опасаются, что в результате распределения собственности могут и вовсе остаться ни с чем. В случае необходимости защиты своих прав они готовы обратиться к президенту страны и в международные суды.
Итогам реструктуризации обязательств АО «Альянс Банк» была посвящена пресс-конференция, прошедшая в Южной столице Казахстана. Помимо руководства в ней приняли участие зарубежные финансовый и юридические консультанты банка, принимавшие непосредственное участие в процессе реструктуризации.
500 млн «откупных»
Председатель правления АО «Альянс Банк» Максат Кабашев, занявший место в числе спикеров, излучал оптимизм и радость. Это было понятно: несколькими часами ранее 95,1% финансовых кредиторов при необходимом кворуме в 67% проголосовали за реструктуризацию внешней задолженности «Альянс Банка».
Поддержали план реструктуризации держатели внешних и внутренних облигаций, кредиторы —по двусторонним займам, по деривативным инструментам и по торговому финансированию.
Как ожидают в банке, после принятия данного решения общий объем долга уменьшится с 667 млрд тенге, включая начисленные проценты, приблизительно до 150 млрд тенге. При этом из 4,5 млрд долларов общего долга обязательства пред внутренними кредиторами составляют 280 млн долларов.
В результате реструктуризации к «кредиторам в лице участников комитета кредиторов» перейдут 33% акций банка, остальные 67% — сохранятся за ФНБ «Самрук-Казына». В то же время было отмечено, что в акции «Альянс Банка» будут конвертироваться те внешние обязательства, кредиторы которых выбрали «опцию номер пять (конвертация в простые акции — авт.) с дисконтом 80% и кредиторы, выбравшие другие опции», но в результате распределения механизма опции оставшиеся без них, и поэтому автоматически переходящие в опцию номер пять.
- У нас остаются 500 млн долларов для того, чтобы выкупить по опции номер один — то, что мы будем делать — с дисконтом в 77,5%.
Требования по опции номер два — 50% конвертируется в новые бумаги, а 50% — списывается. В следующих опциях долг не списывается совсем, а люди, оставшиеся в этих опциях, те, кому не хватило места, уходят в опцию номер пять и попадают в акционерный капитал, — сказал г-н Кабашев, добавив: — Мы сегодня точно не можем сказать, какое будет количество кредиторов, но мы уверяем, что после реализации механизма распределения капитал банка будет 55 млрд тенге.
- Несмотря на то что будут выбраны те или иные опции, существует риск перераспределения части выбора в другую опцию, — предупредил в свою очередь Газиз Шаханов. —Соответственно, сейчас очень сложно прогнозировать, какая подписка будет на каждую из опций. Какое будет перераспределение между опциями? Тем более очень сложно это прогнозировать в разрезе «внешний — внутренний кредитор» и так далее. И тем более —сколько и кто получит, какие акции?
Ясность в этих вопросах, утверждают банкиры, появится к 15 января, когда будут подсчитаны «все голоса». Также туманен срок завершения процесса вхождения ФНБ в «Альянс Банк».
- Когда это произойдет? — это вопрос больше к «Самрук-Казыне» и регуляторам. Но в ближайшее время, — заявил Максат Кабашев.
Одобренный план далее подлежит утверждению Специализированным финансовым судом города Алматы, куда будут поданы все необходимые документы. Весь процесс реструктуризации банка, считает он, будет завершен до 1 марта следующего года.
А менеджмент и ни при чем!
Но далее пресс-конференция, по всей видимости, пошла не по спланированному организаторами сценарию. Пользуясь случаем задать напрямую вопрос председателю правления АО «Альянс Банк», представитель миноритарных акционеров банка Марина Каришман, присутствовавшая на встрече с прессой, обратилась к г-ну Кабашеву:
- В представленном плане реструктуризации, который прошел в СМИ, после одобрения плана кредиторами «Самрук-Казына» выкупает 100% акции «Альянс Банка» и в дальнейшем структура распределения акционеров будет следующим образом: 67% — «Самрук-Казына» и 33% — кредиторы. Не считаете ли вы, что нарушены права миноритарных акционеров, предусмотренные Законом «Об акционерных обществах» и правом собственности, закрепленным Конституцией? Согласно вашим ответам на вопросы, когда к вам обращались миноритарные акционеры, вы ссылались на соглашение между АО «Финансовая корпорация «Сеймар Альянс» и АО «ФНБ «Самрук-Казына». На сегодняшний день миноритарным акционерам не представлено ни одного ответа, подтверждающего то, что их права нарушаются либо не нарушаются, и каким образом будут сохранены их права или нарушены.
- Мы знаем точно то, что соглашением между ФНБ «Самрук-Казына» и ФК «Сеймар Альянс», которое было заключено в феврале, — оно, скажу вам откровенно, честно — недоступно менеджменту банка, — изменился в лице предправления банка. — Это надо понимать с самого начала, потому что согласно, опять-таки, тем законодательным актам, которые вы упоминали, у нас в стране есть четкая система корпоративного управления, где акционеры отвечают за акционерный капитал, за создание капитала и за контроль над банком, менеджмент отвечает за работу по операционной деятельности... Нашей задачей было, согласно соглашению между кредиторами и ФНБ, подготовить ситуацию в банке так, чтобы «Самрук-Казына» был способен зайти в банк как акционер. Согласно закону любое изменение акционерного состава влечет за собой то, что любые прежние акционеры АО получают право преимущественного приобретения — и им должны быть предложены акции...
Дело — в праве!
Полученным ответом представитель миноритариев оказалась недовольна. Об этом она рассказала нам уже по завершении пресс-конференции:
- Я задавала вопрос г-ну Кабашеву, на который он до сих пор так ни разу и не ответил. В своих письменных ответах он ссылается на соглашение, которое было заключено между ФК «Сеймар Альянс» и ФНБ «Самрук-Казына». Это соглашение закрыто для акционеров, тем более для миноритарных, и для менеджмента тоже. Здесь у меня есть большие сомнения... Мы говорим сейчас о том, каким образом акции миноритарных акционеров будут дальше защищены законом? Будут ли они растворены? Будут ли они выкуплены принудительно? То есть сам механизм распределения акций. Будут ли они размыты? Аннулированы?
В настоящее время миноритарные акционеры банка, по ее словам, обращаются в судебные органы. С начала декабря они подали исковое заявление с формулировкой «О нарушении права собственности, не связанное с лишением» в Межрайонный экономический суд города Алматы, приложив к нему ходатайство об истребовании всех документов, которые были заключены между госфондом, банком, кредиторами и финансовой корпорацией. В удовлетворении двух предыдущих исковых заявлений с ходатайствами «по приостановлению проведения собрания кредиторов для того, чтобы план реструктуризации можно было отправить на доработку», направленных, соответственно, вначале в Специализированный финансовый суд города Алматы, а затем в Медеуский районный суд, было отказано.
- Мы сегодня отправляем жалобы в Верховный суд на обжалование определения Специализированного финансового суда и в городской суд — на обжалование определения Медеуского районного суда, от которого мы вчера (в понедельник, 14 декабря — авт.) получили определение об отказе, — заявила г-жа Каришман.
По ее словам, миноритарных акционеров пока еще не лишили собственности, «но права были нарушены».
- Дело не в деньгах — дело в праве! Нас наших прав хотят лишить, не спросив даже. Нас, грубо говоря, решили просто «сбрить» — и все! Наверное, нас постоянно куда-то будут отправлять. Таким образом, скоро нас в Гаагский трибунал отправят. Бардак! — не скрывал своего настроения миноритарный акционер Бахыт Джумабаев. — Я ни от чего отказываться не буду —они у меня должны забрать, раскулачить меня... Если на то пошло, я, как законопослушный гражданин, если не хотят суды, имею право обратиться к главе государства — пусть меня рассудит президент. Если он скажет, что я не прав, да, я не буду больше лезть и говорить, что я имею право. А так я имею право обратиться к нему.
Миноритарные акционеры «Альянс Банка» заявили нам о своей готовности пройти в Казахстане «все ступени, перед тем как обращаться в международные организации и суды».