Опубликовано в республиканской экономической газете "Деловой Казахстан"


Для МКО г-н Марченко пообещал снизить «максимальный лимит обязательств на одного заемщика», поскольку обнаружил факты, когда «микрокредитные организации выдавали кредиты в городах, областных центрах под залог жилья на короткие сроки и по совсем другим ставкам».
– Я эти документы сам видел, когда выдавался фактический ипотечный кредит, но не на 20-25 лет, а на 6 месяцев в городе Алматы. И ставки были не 12-14 проц. годовых, как у банков, а 3 проц. в месяц, и штрафные санкции, когда кредит через 6 месяцев не погашался, были 5 проц. в месяц, – возмутился глава НБ, назвав такую деятельность «фактически ростовщичеством».
Потому Нацбанк намерен ввести определенные ограничения в этой области, а приняв закон о ростовщичестве, снизить системные риски кредитных товариществ и микрокредитных организаций. Г-н Марченко заявил, что МКО не раз получали предупреждения о необходимости работать в соответствии с поставленными перед ними задачами, признал, что многие «работают хорошо и приносят пользу», и пообещал вместе со всеми хвалить и поддерживать те организации, которые предоставляли бы кредиты нуждающимся в них людям «в соответствии со своими задачами».
Относительно ожиданий девальвации тенге глава Нацбанка заметил, что они не сбудутся, как не сбылись предыдущие «пять волн слухов». Например, г-н Марченко «совершенно четко видел», как в январе 2009 года «население перекладывалось из тенговых депозитов в валютные, а объемы продаж наличных долларов и евро были рекордными». Второй пик наблюдался в июле того же года, но слухи, «естественно, не подтвердились».
Он признал, что после девальвации в феврале 2009 года удельный вес тенговых депозитов понизился, однако анализ Нацбанка показал, что «в результате медленной девальвации в России 18 проц. от общего объема вкладов населения было переведено из рублевых вкладов в долларовые, а в Казахстане – 20 проц. (из тенговых в долларовые)». Поскольку вопрос о том, население какой страны как среагировало и кто больше выиграл, «не такой однозначный, как казалось нашим так называемым экспертам и многим журналистам», глава Нацбанка посетовал, что ни один из них через год не признался в ошибочных оценках. В целом же общий объем депозитов резидентов в казахстанских банках за 2009 год вырос на 19,7 проц. (до 6,47 трлн. тенге), а вклады населения увеличились на 29,1 проц. (до 1,94 трлн. тенге).
Инфляция по итогам 2010 года ожидается на уровне 6-8 проц. – таковы прогнозы Нацбанка, за 2009 год она составила 6,2 проц. и оказала «благоприятное воздействие на структуру и объемы импорта товаров». Так, снижение импорта отмечено по всей основной номенклатуре, в том числе по товарам промежуточного промышленного потребления – на 35 проц., а по потребительским – на 19 процентов.
В январе 2010 года инфляция составила 1,4 проц., причем это максимум с января 2008 года. Г-н Марченко считает, что «практически половина роста произошла за счет повышения тарифов, …если бы не было повышения, то инфляция составила бы 0,7 проц. за месяц». В годовом выражении инфляция в январе составила 7,3 проц., что и укладывается в параметры прогноза – 6-8 проц. в 2010 году.
Далее глава Нацбанка сообщил, что в республику поступило более 11 млрд. тенге иностранных инвестиций, а совокупный объем золотовалютных активов Национального фонда и Нацбанка достиг 51 млрд. долларов.
– Несмотря на то, что мы потратили 10 млрд. долл. из Нацфонда на антикризисную программу, – сказал главный казахстанский банкир, – совокупный объем золотовалютных активов страны вырос, отчасти из-за того, что с ноября прошлого года началось укрепление тенге.
По его информации, банки снизили сумму внешнего долга более чем на 8 млрд. тенге, сейчас она – 28,5 млрд. долларов. Причем это «без учета возможного эффекта от реструктуризации внешнего долга БТА и Альянс Банка, в результате которой цифра может сократиться еще на 10 млрд. долл.» Напомним: с 2005 по 2007 год внешний долг банковских структур Казахстана вырос до 43 млрд. долларов.
А сейчас общий объем ликвидности банков уже превысил 1,5 трлн.тенге, хотя еще в конце 2008 года «нехватка ликвидности в банковском секторе была основным вопросом».
Задачей 2010 года г-н Марченко назвал «мотивацию банков к кредитованию экономики». Меры, по его словам, уже принимаются, и к осени 2010 года можно ожидать, что банки самостоятельно начнут давать займы предприятиям реального сектора.
В 2009 году, как сообщил глава Нацбанка, «закрыт 351 небанковский обменный пункт», причем в 70 проц. случаев из-за добровольной сдачи лицензии, потому что «они не соответствуют техническим требованиям или эта деятельность является убыточной». Г-н Марченко подсчитал, что «банковскими обменными пунктами производится в настоящее время 73-77 проц. операций по обмену валют», а из раздаточных материалов Нацбанка следовало, что таковых 1990 из 3061. На взгляд главного банкира, оптимально иметь банковские пункты, обменные пункты «Казпочты» и небанковские обменники. В 2009 году через обменные пункты продано физическим лицам 8,4 млрд. долл., и это на 10 проц. меньше объема 2008 года.
Ирина ИВАНОВА, Астана
12.02.10
Сообщение отредактировал eug: 15 February 2010 - 15:52