Опубликовано в республиканской экономической газете "Деловой Казахстан"

Унесенные ветром мирового кризиса финансы оставили в портфелях казахстанских пенсионных фондов проблемные ценные бумаги, а у населения - недоверие к эмитентам
Изначально фундамент отечественной накопительной пенсионной системы базировался на уверенности, что в стране будет развитый рынок ценных бумаг. Во многих странах мира пенсионные фонды стараются вкладываться в ценные бумаги с наименьшим риском, строго взвешивая возможный риск и перспективную доходность. Изначально у нас были установлены лимиты вложения в государственные ценные бумаги. Вынужденная жесткая система регулирования лимитировала вложения в отдельные секторы бизнеса и виды ценных бумаг.
В пору, когда шел бурный рост экономики, на горизонте появились новые эмитенты, которые тогда представлялись надежными, обещали существенную доходность. Одновременно лимиты ослаблялись, больше самостоятельности давалось пенсионным фондам. При этом принималось во внимание, что больше ответственности принимает сам пенсионный фонд и его управляющая компания. Вместе с кризисом наступил период, когда количество дефолтов на фондовом рынке возросло, соотношение риск - доходность может обеспечивать только небольшое количество эмитентов. На этом безрадостном фоне государственные ценные бумаги стали наименее рисковыми, поэтому именно с точки зрения сохранности пенсионных накоплений были введены и лимиты. Они в настоящий момент составляют порядка 30 процентов объема пенсионных активов. Конечно, пенсионные фонды дышали бы сегодня более свободно, не пошли бы на поклон к сомнительным эмитентам, если бы в свое время государственных ценных бумаг, степень риска по которым нулевая, а доходность адекватная, на рынке было больше. Эксперты объясняют невыгодность выпуска в тот период государственных ценных бумаг и невозможность обеспечивать по ним доходность выше инфляции тем, что было очень много лишних денег. Они были очень дешевые, инфляция достаточно высокая. Поэтому сложился экономический дисбаланс, который немного подорвал накопительную систему. Да и сейчас, если фонды будут вкладываться исключительно в ГЦБ, нельзя говорить об эффективности управления активами. Поскольку при низких рисках эти бумаги обладают такой же доходностью. И если снова не удастся сдержать инфляцию, она просто обесценит все накопления, а это значит, дополнительная нагрузка ляжет на бюджет. Ведь государство не сложило с себя социальные обязательства и гарантировало сохранность взносов на уровне инфляции.
По некоторым данным, в прошлом году больше двадцати из 138 казахстанских компаний, разместивших на фондовой бирже свои ценные бумаги, объявили дефолт. Тревожит то, что количество компаний, допустивших дефолт, - это 15-25 процентов от общего количества эмитентов на бирже. Если компаниям, объявившим дефолт, не удастся выкарабкаться, то в очереди на их имущество пенсионные фонды станут одними из последних. И тогда надеяться на возврат вложенных денег уже не придется. Но, как уже было сказано, в любом случае государство гарантирует, что на момент наступления права пользоваться пенсионными накоплениями вкладчик получит свои деньги с учетом официального уровня инфляции. Накопления вкладчиков не пропадут, но доходность по ним может опуститься почти до нуля.
В этой ситуации важен справедливый и сбалансированный подход по отношению именно к эмитентам. Не исключено, что и на сегодняшний день возможны новые дефолты по ценным бумагам. Это доказывает то, что эмитенты, выходя на фондовый рынок, должны осознавать свою ответственность перед инвесторами. Они должны четко видеть цель не в получении денег за счет бумаг, а иметь ресурсы и возможность для погашения в срок этих облигаций. Это тоже нормальный процесс: инвесторы должны понимать риск, а эмитенты должны нести определенные расходы в связи с выпуском своих бумаг и предоставлении отчетности своим инвесторам. По словам экспертов, если эмитент формально соответствует требованиям нормативных правовых актов АФН и требованиям биржевых акций, его регистрируют. Но при этом ни один эмитент не думает о том, как он будет платить по своим обязательствам. Поэтому необходимо внести изменения в нормативные документы. Каждый эмитент должен представлять, что такое бизнес-план и финансово-аналитический расчет, а также степень ответственности, если последний оказался неверным. По мнению некоторых аналитиков, ухудшение финансового положения на долговом рынке может повлиять именно на пенсионную систему, поскольку казахстанские пенсионные фонды являются крупнейшими игроками на Казахстанской фондовой бирже. А тем временем прорехи в нашем законодательстве и мягкие требования фондовой биржи позволяют некоторым акционерам и руководителям преднамеренно банкротить свои компании и тем самым перекладывать часть своих долгов на пенсионные фонды. Характеристика средней компании-эмитента, у которой случился дефолт, указывает на ее недобросовестность.
Теоретически можно допустить, что есть эмитенты, которые стремятся к преднамеренному банкротству, прикрываясь финансовым кризисом. Специалисты в сфере пенсионной системы единодушны во мнении, что прозрачность структуры портфеля в том, какие ценные бумаги, за сколько и у кого они куплены, заставила бы меньше беспокоиться вкладчиков. На этот момент лишь пенсионный фонд «ҰларҮмiт» полностью открыл структуру своего инвестиционного портфеля, показывая каждый месяц свои вложения в те или иные ценные бумаги.
Все больше раздается голосов, настаивающих на повышении ответственности эмитентов. При этом они утверждают, что здесь многое зависит от нашего законодательства и череда дефолтов выявила немало пробелов в нем. Эксперты предложили концепцию защиты держателей облигаций, в которой предусматривается усиление роли представителей держателей облигаций, создание института государственных гарантий по облигациям, усиление роли уполномоченного органа в решении вопросов в досудебном порядке, создание института финансового омбудсмена именно на рынке ценных бумаг для решения споров пенсионных фондов как инвесторов и эмитентов, введение финансовых ковенант - ограничений для эмитентов. В частности, это касается поддержания ими определенного уровня левереджа. Если эти ковенанты и другие условия не будут соблюдаться, то облигации должны погашаться досрочно.
Пенсионные фонды должны договариваться с эмитентами, как говорится, на берегу, по каким правилам будут с ними работать в предстоящие годы.
По оценке АФН, пенсионные фонды в прошлом году показали высокую доходность, а влияние дефолтов эмитентов по корпоративным облигациям на портфели пенсионных фондов было незначительным. Объем облигаций, принадлежащих эмитентам, которые допустили дефолт, не превышает 4 процентов. Большая часть этих невыполненных обязательств приходится на три банка, находящихся в процессе реструктуризации, остальная - на долю небольших компаний второго эшелона, что, собственно, и объясняет ограниченность воздействия на инвестиционные показатели пенсионных фондов. Пенсионные накопления достигли свыше 1,8 триллиона тенге, увеличившись за год на 440 миллиардов тенге. При этом инвестиционный доход составил 25,9 процента от их суммы, или 481 миллиард тенге. Казахстанский индекс акций выдал 100-процентный рост, что соответствует показателям развивающихся рынков и существующему тренду на развитых рынках. Поэтому значительно выиграли фонды, сохранившие эти ценные бумаги в портфелях. В дальнейшем требованием к фондам останется формирование диверсифицированных и устойчивых инвестиционных портфелей, состав которых будет определяться ими самостоятельно. При этом АФН не исключает новых дефолтов в этом году, а реагированием со стороны регулятора является намерение повысить ответственность эмитентов. При этом вполне нормальной видится реструктуризация обязательств, происходящая в некоторых случаях. В самих же дефолтах, по мнению регуляторов, нет ничего экстраординарного, учитывая, что зачастую речь идет о недавно созданных компаниях с не совсем понятной сферой деятельности.
Ясное одно - пенсионные фонды сейчас в сложной ситуации, и ее разрешение не должно оставаться только их проблемой. Хотя бы потому, что европейские страны успели стать богатыми до того, как постарели. У большинства развивающихся стран, к которым относится Казахстан, есть все шансы постареть до того, как они разбогатеют. А для будущих пенсионеров накопительные фонды – единственная гарантия их благополучного проживания.
Серик Байтанаев