Опубликовано в деловом еженедельнике «КАПИТАЛ.KZ»
Новое время приносит новые веяния. Современное общество стало более подготовленным к тому, чтобы признать факт – женщина-лидер это реальность. Более того, многие исследования подтверждают это утверждение. В частности, Фонд развития предпринимательства «Даму» недавно опубликовал исследование, по результатам которого был сформирован портрет малого и среднего бизнеса в Казахстане, у которого в нашей стране женское лицо. Более 60% индивидуальных предпринимателей составляют представительницы женского пола. Однако, насколько успешно женщины справляются с приобретенным новым социальным статусом покажет время. Да и о достоверности этих фактов можно поспорить.
Стоит ли проявлять лояльность финансовым институтам в отношении женщин, желающих открыть свой бизнес или к ним надо предъявлять те же требования, что и мужчинам, какая существует разница между бизнесом, которым управляет мужчина и женщина в интервью «Капитал.kz» рассказала Светлана Терещенкова, председатель правления АО «Банк «Астана-Финанс».
– Какой стратегии придерживается банк сегодня при работе со своими клиентами?
– Мы хотим построить банк будущего, который будет доступен клиенту. Поэтому стратегию по взаимодействию с нашими клиентами мы строим на основе таких принципов как: простота, качество и скорость получения услуг. Неверно, когда клиент, получает массу бланков, чтобы совершить простой перевод и то, что ему необходимо еще раз прийти в банк для открытия дополнительного счета. Бумажная волокита и бюрократия порой сильно омрачают сотрудничество с банком и мы хотим отойти от этого. В первую очередь мы работаем с людьми, а не с бумагами…
Все процессы обслуживания клиентов должны быть на высочайшем уровне, а это, как известно, можно обеспечить за счет высоких технологий в банке. Сейчас мы строим банк, в котором будет одна точка входа и масса каналов выхода - это как интернет-банкинг, cash-ийные банкоматы, интерактивное телевидение, call-center, разветвленная сеть филиалов. Когда все эти пункты будут соблюдены, наши продукты будут простыми, понятными и доступными для клиентов.
– Имидж здоровья для вас - это новое позиционирование на рынке или кардинально новый подход к обслуживанию клиентов? Означает ли это, что вы выбираете платежеспособных клиентов без каких-либо проблем?
– Понятие «финансового здоровья» банка включает множество факторов, среди них и здоровый ссудный портфель без плохих займов, грамотный менеджмент, нацеленная на успех команда, но самое важное это наличие у банка качественных активов. Поэтому за основу своей маркетинговой концепции нами был выбран слоган - здоровые активы – Здоровый Банк. Конечно, отчасти это рекламный ход, но в основе все-таки лежат критерии, озвученные выше. Когда мы разрабатывали концепцию, мы изучили рынок с целью определить, как сегодня можно позиционировать себя на рынке, чтобы дифференцироваться от других банков. Практически все банки заявляют о том, что они хорошие, надежные, устойчивые и так далее. А в это время постоянно звучат заявления о том, что качество активов банков постоянно ухудшается. На этом фоне мы решили, что наше позиционирование очень актуально, поскольку если активы здоровы – здоров и сам банк. Мы с уверенностью говорим и о качестве нашего ссудного портфеля. Банком создается хорошая клиентская база, которая нами анализируется каждый раз при принятии решения о выдаче кредита. Так, среди наших заемщиков крупные компании Казахстана из различных отраслей: производство, агропромышленный комплекс, оптово-розничная торговля. Это те компании, которые работают на рынке ни один год, имеют хорошую деловую репутацию и способны выполнять свои обязательства.
– Что вас побудило создать такой продукт как депозит «Здоровый ребенок»? На какой сегмент общества вы ориентировались?
– Мы разрабатываем продукты и услуги в рамках нашего видения и общей стратегии, при этом мы учитываем все пожелания клиентов, все наши продукты и услуги должны быть здоровыми и полезными. Собственно, и название детского депозита было выбрано исходя из нашей концепции Здоровья.
У нас было четкое понимание того, что есть родители, которые заботятся о будущем своих детей. Специально для них и создан депозит «Здоровый ребенок». Наш депозит востребован и он является условным вкладом (прим. по Гражданскому кодексу – «вклад, который может быть получен при достижении определенных условий»), условием которого является достижение ребенком 16 летнего возраста. «Здоровый ребенок» - это накопительный вклад в будущее ребенка, его образование.
Кроме того, у нас существует программа, которая реализуется совместно с детским домом. В пользу детей этого дома открыты вклады, любой желающий может их пополнить. Это в чистом виде целевая помощь именно детям, которой ребенок воспользуется по достижению 16-летнего возраста.
– Есть ли в банке программы по поддержке деловых женщин? Если "нет", то планируете ли? Можно ли Вы сказать, что в будущем Банк «Астана-Финанс» может стать некой опорой для женщин, которые хотят создать свой бизнес?
– В нашем банке нет программ, специально разработанных для женщин-предпринимателей, и не потому, что мы не верим в деловые качества женщин. Это не так! По нашему мнению, кредит для женщины ничем не отличается от кредита, выданного мужчине. Подходы при оценке платежеспособности клиентов одинаковые: необходимо показать бизнес, его финансовые потоки, возможность погасить заем. Не важно мужчина ты или женщина, главное - это деловые качества. Если они есть, значит человек сможет погасить кредит, если их нет, то никакая поддержка банков по ставкам на 1% ниже, не помогут.
Что касается депозитов, конечно, мы могли бы, к примеру, предложить женщинам депозит аналогичный детскому и сказать, что это тот вклад, о котором «ваш муж не узнает». Но не правильно – делать спецпредложения для женщин. Но, безусловно, к прекрасной половине человечества мужская часть кредитчиков Банка «Астана-Финанс» относится более лояльно, чем к мужчинам. Именно тут и проявляется наше особое отношение к прекрасной половине.
– По вашему мнению, в чем заключается разница бизнеса, которым управляет мужчина и женщина и есть ли она? Можно ли сказать, что сегодня у казахстанского МСБ женское лицо?
– Разница, безусловно, есть и заключается она в том, что у женщин велика эмоциональная составляющая. И особо ярко она проявляется при руководстве людьми: женщина более жалостлива, она реже сокращает людей, более лояльно относится к декретницам, адекватнее к персоналу с точки зрения возникновения личных проблем.
Мужчины более жестки в плане управления. Если в компании возникает проблема, мужчина гораздо быстрее принимает решение, которое основывается не на эмоциях, а на логике.
Женщины более успешны в качестве руководителей только в одном бизнесе – поставка одежды. Во всех остальных направлениях успешнее мужчины. Да, у нас есть производство под руководством женщины, к примеру «Назик», плюс несколько компаний по поставке одежды, но это все.
Поэтому могу с уверенностью сказать, что у казахстанского МСБ сегодня однозначно не женское лицо, так как большую часть компаний МСБ возглавляются мужчины. Даже типично женский бизнес, такой как парикмахерские, в Казахстане возглавляет сильный пол и он более успешен именно под мужским руководством.
– Расскажите о том, как вы стали руководителем Банка? Какими качествами должна обладать женщина, чтобы стать руководителем?
– Я стала первым руководителем не так давно – полгода назад. До этого я 9 лет была заместителем председателя правления другого коммерческого банка. У меня нетипичный путь карьерного роста для казахстанских банкиров, потому что основная масса вырастает либо из кредитчиков, либо из операционистов. Я начинала с программиста - это третий путь.
В 1994 году я пришла в банк и за это время работала программистом, менеджером по обслуживанию клиентов, занималась международными расчетами. Сейчас для меня любая банковская операция понятна и я знаю ее суть.
Основное качество, которым должна обладать женщина-руководитель это возможность нести ответственность за принимаемые решения. Если ты чувствуешь, что не готов нести ответственность, то принимать решение нельзя. А без принятия решения нельзя руководить. Опыт, знания, навыки приобретаются со временем. Можно научить правильности принятых решений, но научить принимать решения невозможно.
И особенно важно это умение, когда ты работаешь в банке, и когда ты управляешь чужими деньгами, любое решение может стать критичным. Поэтому главное для руководителей, на мой взгляд, умение принимать правильные решения и нести за них ответственность.
Сообщение отредактировал eug: 11 March 2010 - 12:20