Первый банковский!: «Халяль превращается в большую индустрию» - Первый банковский!

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1

«Халяль превращается в большую индустрию» Линар Якупов, директор Российского центра исламской экономики Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   eug 

  • Главный специалист
  • Группа: Администрация
  • Сообщений: 20527
  • Регистрация: 06 December 06

Отправлено 25 March 2010 - 13:16

«Халяль превращается в большую индустрию»

Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Изображение


ИзображениеЛинар Якупов, директор Российского центра исламской экономики и финансов, уверен: деньги арабского мира – лекарство для экономик стран постсоветского пространства. «Сейчас лидеры государств призывают искать альтернативные финансовые системы. Исламские принципы ведения бизнеса – это тот инновационный подход, который нам надо изучать и использовать сейчас», – говорит он.

– Линар Габдельнурович, и в России, и в Казахстане сейчас активно поднимается вопрос о привлечении исламского капитала. Кто на сегодняшний день продвинулся дальше?

– Оценить, кто сегодня первый в списке, сложно. Единственное отличие казахстанского подхода от российского в том, что у вас инициатива вертикального типа, то есть она идет сверху – от президента и правительства. В России активность проявляет непосредственно бизнес-сообщество. Но именно этот фактор и вызвал рост интереса к исламскому банкингу в нашей стране. Поясню, с чем это связано. Для развития и продвижения продуктов «по шариату» в первую очередь необходимо, чтобы население приняло их. Если появится спрос на исламские продукты, это мотивирует инвестиционные компании, консалтинговые и юридические кооперативы предлагать их населению. Мы в свою очередь работаем над тем, чтобы правильно донести до населения сами понятия, принципы, философию исламской экономики и финансов.

Оценивая инициативы, которые лоббирует правительство Казахстана, я прихожу к выводу, что у вас имеются все возможности для того, чтобы стать региональным центром на пространстве СНГ по развитию исламского финансирования. Прежде всего потому, что Казахстан первым сделал шаг в этом направлении. И это вызов другим странам. Вопрос сохранения интереса со стороны арабского мира будет зависеть от действий казахстанских бизнесменов и регуляторов.

– Вы основали и возглавляете первую в России инвестиционную финансовую компанию «Линова», работающую по принципам шариата. Расскажите вкратце о вашей компании.

– Да, наша компания работает с 2006 года. И мы изначально позиционировались как бизнес-структура, придерживающаяся исламских принципов в работе. Мы вышли на рынок, который еще не был готов к новым форматам, в то время существовал огромный информационный вакуум. Население и бизнес-сообщество не имело понятия о том, что собой представляют исламские нормы. Мы поставили перед собой задачу переломить ситуацию, и все усилия направили на обучение, разъяснение принципов исламского финансирования. Но это не было нашей единственной задачей – параллельно мы реализовывали некоторые проекты по слиянию и поглощению, а также работали в сфере консалтинга.

– Удалось справиться с задачей?

– По крайней мере, сегодня слова «исламский банкинг» или «исламские финансы» не встречают того непонимания, как несколько лет назад. Сейчас для большинства населения эти понятия стали настолько же естественными, как традиционный банкинг. На мой взгляд, проводить между двумя направлениями категоричную черту – мол, это полярные виды – не стоит. Коротко говоря, это обычный бизнес, но осуществляемый с позиций ислама

– Что вы конкретно делали для того, чтобы переломить ситуацию на рынке?

– Мы использовали разные методы. Например, специально открыли дочернюю компанию «Линова-Медиа», в задачи которой входило насыщение рынка разъясняющей, обучающей информацией о финансовых продуктах. Впоследствии был создан Российский центр исламской экономики и финансов и, наконец, Некоммерческий фонд развития исламского бизнеса и финансов.

– То есть вы, строго говоря, можете внедрить опыт исламского банкинга на пространстве СНГ?

– В той или иной мере. Дело в том, что в любом случае мы должны будем учитывать местные особенности, а потому всякий продукт есть синтез отечественного и иностранного. Именно так мы подходим к работе с российскими банками и страховыми компаниями.

– Хорошо. Но не кажется ли вам, что все то, о чем вы говорите, касается в первую очередь крупных компаний. Как же быть с МСБ? Каковы перспективы его развития по исламским канонам?

– К сожалению, малый и средний бизнес в настоящее время еще не способен предъявлять осознанный спрос на такие услуги. Предприниматели заинтересованы в исламских ресурсах, поскольку уверены, что этот вид финансирования предполагает отсутствие процентов, а значит, является бесплатным. Создается иллюзия, что бизнесмену не нужно будет впоследствии возвращать полученные деньги, в случае если его бизнес прогорит. То есть предприниматели не понимают всей степени ответственности за полученный заем, как это происходит в случае получения денег в традиционном банке. Однако ситуация совсем не так проста, как кажется. При исламском банкинге заемщик несет ответственность не только перед кредитором, но и перед вкладчиком или инвестором, привлечение средств которого позволяет банку выдать кредит. И если его бизнес обанкротится, то прямые убытки понесет не он один, а инвестор и банк. Поэтому очень важно все эти моменты доносить до населения. Иначе мы получим не очень приятную ситуацию. Мне часто приходится сталкиваться с такими рассуждениями: «Приду в банк, пожалуюсь на жизнь, и мне с легкостью выдадут кредит на 10 лет». Это в корне неверно, и риск-менеджмент в исламских финансовых институтах никто не отменял.

– На ваш взгляд, как можно вовлечь население в этот процесс?

– Путем создания локальных инвестиционных фондов, участниками которых могло бы, помимо нашего центра и наших стратегических партнеров, выступать и население. Сейчас один из таких проектов реализуется в Татарстане, где мы организовали Халяльный индустриальный парк, который, помимо инфраструктуры, производственных и торговых площадей, предоставляет МСБ возможность пользоваться денежными ресурсами по исламской модели. В общем, главное в этом деле – запустить и отработать механизм, чтобы любой предприниматель четко понимал, у кого он берет деньги и кому должен их вернуть. Формы же реализации могут быть самыми разными: кооперативы, товарищества, ПИФы и т.п.

– По вашему мнению, заинтересует ли казахстанцев такого рода партнерство?

– Общеизвестно, что в России и в Казахстане большая часть населения хранит сбережения «в чулке». Особенно это относится к мусульманам, поскольку вера запрещает им использовать деньги для ростовщичества. Однако так хранить сбережения небезопасно, гораздо лучше направить их на поддержку бизнес-проекта.

– Не боитесь ли вы, что конфессиональная принадлежность все же станет препятствием для немусульман и они предпочтут традиционные банки?

– Поймите, в этом вопросе религиозный аспект не должен стоять на первом месте. Исламская финансовая модель – это прежде всего инновационный продукт, который способен придать дополнительный импульс развитию экономики. Вот сейчас, например, власти много говорят о необходимости снижения ставок по кредитам. Однако реализовать это на практике невозможно. Банки не могут работать себе в убыток. Если они начнут понижать ставку вознаграждения по займам, то должны будут пересматривать условия по вкладам, также в сторону снижения. Однако финансово поддерживать компании необходимо. Поэтому надо использовать все имеющиеся инструменты для того, чтобы поддерживать бизнес-сообщество на плаву.

– А женщины могут заниматься бизнесом по шариату?


– Несомненно. Более того, среди них есть очень успешные женщины. Например, председателем Центробанка Малайзии является женщина, а одним из самых сильных банкиров Ближнего Востока недавно была признана представительница слабого пола.

– Как вы думаете, сложно ли будет в постсоветских странах тем, кто захочет вести свое дело по законам шариата?

– Конечно, это один из важных вопросов, которые всегда задают бизнесмены. Поскольку привлечение денег у исламских структур обязывает их использовать только по шариату. То есть отказаться от продажи и использования в производстве алкоголя, свинины.

Однако, несмотря на эти требования, опыт показал, что добиться рентабельности производства возможно. Приведу пример. Предприниматель получил ссуду на открытие ресторана, где соблюдались все требования. И уже на четвертый месяц работы бизнес вышел на уровень безубыточности. На мой взгляд, это неплохой показатель.

– В чем же секрет?

– В порядочности. Надо верить в это и честно работать. Кроме того, сейчас во всем мире стремительно развивается халяльная индустрия. И это становится глобальным трендом. В России и Казахстане это направление тоже развивается, хотя и не семимильными шагами. И к этому процессу начали присоединяться серьезные производители, так как есть клиенты, которые готовы пользоваться продукцией и услугами такого бизнеса.

– Как вы относитесь к неудачам в бизнесе?

– Я рассматриваю их как урок. Или, лучше сказать, как некий сигнал, который мне подают свыше, о необходимости что-то исправить или скорректировать. Любая ошибка заставляет задуматься и искать правильное решение. Кроме того, неудачи в бизнесе для меня являются стимулом реализовать новые идеи.

Как говорится, собака лает – караван идет. Если у человека есть определенные намерения, желания или мечты, которые он хочет осуществить, он сделает это, несмотря на все препятствия.

Ботагоз Танатова

19.03.2010

Сообщение отредактировал eug: 25 March 2010 - 13:26

0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1


Быстрый ответ