Первый банковский!: «Финансовая система должна работать в прогнозируемых условиях» - Первый банковский!

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1

«Финансовая система должна работать в прогнозируемых условиях» Председатель АФН Елена Бахмутова Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   eug 

  • Главный специалист
  • Группа: Администрация
  • Сообщений: 20527
  • Регистрация: 06 December 06

Отправлено 19 April 2010 - 16:48

«Финансовая система должна работать в прогнозируемых условиях»

Опубликовано в республиканской экономической газете "Деловой Казахстан"
Изображение


ИзображениеСудя по итогам первого квартала, финансовый сектор, в том числе банковский, явно демонстрирует ремиссию. Банки сохранили доверие клиентов, и общий объем депозитов резидентов в банковской системе за февраль вырос на 2,2%, превысив 6,7 трлн. тенге. Кредитование экономики банками восстанавливается, хотя и медленнее, чем того хотелось – всего на 0,6%, а суммарный объем достиг 7,6 трлн. тенге. Тенге укрепляется. ЗВР выросли. Да и сами слова «рецессия» и «кризис» постепенно стираются из обиходной лексики. А как оценивает складывающуюся на рынке ситуацию председатель Агентства финансового надзора и финансовых организаций РК Елена БАХМУТОВА?

- Елена Леонидовна, многим хочется верить в то, что кризис закончился и начался пусть и медленный, но период восстановления. А как бы вы охарактеризовали ситуацию на финансовом рынке?

- Думаю, что худшая часть кризиса позади. Экспертами, аналитиками делаются осторожные заявления о хрупком, медленном оживлении. Но, думаю, никто не возьмется однозначно утверждать, что все прошло. Пока еще наблюдается неустойчивое движение вверх, но нужно быть начеку.

Главное – не следует расслабляться и забывать об уроках, которые извлекли из кризиса. Сейчас идет укрепление тенге, но, несмотря на это, АФН по-прежнему дестимулирует выдачу валютных кредитов заемщикам, не имеющим валютной выручки. Потому что, как правило, такие кредиты имеют долгосрочный горизонт. И оценить валютные риски заемщики не в состоянии. Недавно глава государства дал ряд поручений с тем, чтобы облегчить условия ведения бизнеса для предпринимателей. Речь шла о необходимости устранения некоторых кабальных условий банков для предпринимателей, из-за которых они не могут эффективно выстраивать бизнес. Мы занимаемся этими вопросами и уже внесли часть поправок в проект закона по защите прав потребителей, который обсуждается в мажилисе. Наверное, в ходе обсуждения парламентариями еще будут сделаны дополнения и поправки. Но, как регулятор, мы также понимаем, что должны быть учтены интересы обеих сторон. Права и ответственность должны быть и у банков, и у их клиентов. Банки, как рыночные структуры, как любой бизнес, должны зарабатывать прибыль и для акционеров, и в первую очередь для своих вкладчиков. Поэтому должен быть найден разумный компромисс, чтобы и банки свой бизнес вели, и в то же время заемщики могли работать в прогнозируемых условиях.

- Какие из внутренних рисков, по вашему мнению, сохраняются и какие из внешних угроз вызывают беспокойство регулятора?

- Внутренние риски практически все реализовались. А по внешним трудно что-то прогнозировать. Кроме, пожалуй, одного: нам нужно надеяться в первую очередь только на себя. Мы зависим от внешнего рынка, от цен на экспортные товары, что прямо влияет на доходы нашего бюджета, казахстанских производителей продукции. Именно от здоровья экспортно-ориентированного бизнеса будет зависеть и здоровье сопутствующего ему малого предпринимательства, разрастающегося вокруг него.

Если говорить о других внешних рисках, например проблемах Греции, то они рассматриваются, пожалуй, лишь сквозь призму их влияния на стоимость внешних заимствований. Многие прогнозы указывают на то, что казахстанским заемщикам вскоре можно будет выходить на внешний рынок. Но все это будет зависеть от стоимости денег. Что же касается курсового ≪состязания≫ евро – доллара, то не думаю, что это окажет на казахстанский финансовый рынок какое-то ощутимое воздействие.

Бесспорно и то, что во всем мире еще происходит идентификация проблем. И на этом фоне наши казахстанские проблемы, в том числе реструктуризация банков, вхождение государства в капитал некоторых их них уже не воспринимаются как нечто экстраординарное. Особенно после проблем фонда Dubai World, опасений возможного дефолта Греции. После ирландских событий, где создан так называемый плохой банк и выяснилось, что большинству ирландских банков требуется дополнительный капитал, и что предоставлять его будет государство.

Что же касается рисков в сфере недвижимости, то они присущи не только нашему рынку, но и многим европейским странам. Так, в Испании и в Ирландии были большие вложения в недвижимость. В эти операции были вовлечены и кредитные институты, и в Ирландии предпринимаются попытки передать такие активы в плохой банк с дисконтом до 50%.

Из внутренних рисков, которые еще нас беспокоят, я бы назвала проблему качества кредитного портфеля банков. Наш банковский сектор по-прежнему подвержен риску изменения цен на недвижимость. На 1 марта текущего года порядка 38% от объема кредитного портфеля банков составляют залоги в виде недвижимости. Это не значит, что выданные кредиты прямо вложены в недвижимость. Но это означает, что оценка кредитов зависит от рыночной цены на недвижимость. Нельзя сказать, что все проблемные кредиты не обслуживаются заемщиками.

Они могут иметь вполне респектабельный бизнес, который приносит доход. Но дело в том, что в качестве залога по кредиту присутствует недвижимость. А она в соответствии с требованиями регулятора оценивается по рынку. Получается, что с падением цен на недвижимость, происходит переоценка качества таких кредитов. И если не происходит компенсации залоговых потерь за счет улучшившегося бизнеса или нет дополнительного залога, то будет происходить ухудшение оценки такого кредита. Мы ожидаем небольшого ухудшения кредитного портфеля. С января 2010 года темпы ухудшения существенно замедлились. Но пока еще доля кредитов с просрочкой свыше 90 дней высока. Так, на 1 января их доля составляла чуть больше 21%, а на 1 марта - 24,5%. По сумме просрочек также есть некоторое ухудшение: на 1 января этот показатель превышал 16%, а сейчас – немногим больше 18% от объема кредитного портфеля. То есть у значительной массы заемщиков есть проблемы с обслуживанием кредитов. В том числе у категории заемщиков, занимающихся индивидуальным предпринимательством, работающих в сфере строительства, торговли.

Полагаю, что с запуском "дорожной карты", недавно утвержденной правительством, ситуация улучшится существенно. В частности, по новым бизнес-проектам предусматривается финансирование с субсидированием ставки, а также частичное гарантирование кредитов государством. ≪Карта≫ также содержит раздел по оздоровлению предприятий. Но участвовать смогут лишь предприниматели, бизнес которых отвечает интересам страны, которые открыты и готовы предоставить действенный план оздоровления. Я полагаю, что это хорошая возможность облегчить здоровым компаниям условия деятельности. Косвенно эти меры повлияют и на оздоровление портфеля банков.

Кроме того, позитивная новость для рынка, свидетельствующая об улучшении ситуации, - завершение реструктуризации Альянс Банка. Теперь банк будет заниматься реструктуризацией кредитов своих заемщиков, но строго на индивидуальной основе.

- Концепция посткризисного развития – действующий документ? Что уже изменилось в надзоре?

- Концепция принята, и сейчас мы заняты разработкой законопроектов, нормативной базы. Установлены главные приоритеты и принципы: целостность и непрерывность. При этом целостность нужно начинать сверху. Нельзя наблюдать за отдельно взятым институтом и не понимать, как он в целом влияет на систему. И наоборот: как система влияет на него! Совмещение макро-и микропруденциального регулирования – наш базовый принцип. Нужно также учитывать, что каждый конкретный институт должен развиваться на принципах рыночной конкуренции.

Второй момент – непрерывность в регулировании. Это требование распространяется на финансовые институты и инструменты, которые несут риски. Принцип системности и целостности уже присутствует в регулировании. Сейчас мы стараемся смотреть на финансовые институты с позиции их влияния на систему, рынок, потребителей. Принцип повышения ответственности финансовых организаций, их акционеров, советов директоров, менеджмента более четко прослеживается как в законодательстве, так и в регуляторной практике.

Еще один принцип - отсечение банков от непрофильного бизнеса, препятствование заключению сделок со связанными сторонами на нерыночных условиях. Здесь провозглашается подход: знай своего клиента. А это значит: полная прозрачность банковских процедур, прозрачность собственников бизнеса заемщиков наравне с прозрачностью собственников банков. Банки должны знать, в чьих интересах ведется бизнес, кому выдаются кредиты и кто принимает риск для того, чтобы определить связанность сторон и предотвратить злоупотребления связанных сторон.

Мы понимаем, правило "знай своего клиента" трудно реализовать, но без этого невозможно снизить риски в системе и добиться снижения стоимости кредитов для заемщиков. Помимо проекта закона о защите прав потребителей, готовится второй законопроект, касающийся сокращения рисков для банков и других финансовых организаций. Предусматривается комплекс мер, который затронет все базовые законы, регулирующие финсектор. Мы пытаемся отсечь операции, которые несут риск для системы, чтобы предотвратить на законодательном уровне возможности для злоупотребления со стороны финансовых институтов и их клиентов.

Естественно, эти законопроекты будут обсуждаться и госорганами, и участниками рынка до их внесения в парламент.

- Учитывая масштабы поставленных задач, АФН будет создавать следственный комитет?

- Скрытную аффилированность, а проще говоря, подставных лиц можно выявить только на следственном уровне. Такова реальность. Но, полагаю, что регулятор не должен подменять правоохранительные органы, а только сотрудничать с ними, и строго в рамках законодательства.

- Одно из недавних заметных событий – выдача агентством лицензии первому исламскому банку Al Hilal. Какие операции банк имеет право проводить и предусматривается ли, например, привлечение им депозитов населения?

- У банка очень широкий набор лицензий - на все, что разрешено исламским банкингом. В том числе привлечение депозитов. Но нужно понимать, что здесь есть особенности. Во-первых, в соответствии с нашим законодательством, у банка нет возможности участвовать в системе гарантирования. Думаю, в перспективе, когда будет побольше таких банков, для них будет создана своя собственная система гарантирования, основанная на исламских принципах. Но банк может принимать инвестиционные депозиты. В этой ситуации вкладчик принимает все риски на себя. Другая особенность: депозиты исламского банка - до востребования, без начисления вознаграждения. Все особенности операций исламского банка прописаны в законе. Но отдельного финансового регулирования для этого института не будет. Другое дело, что деятельность исламских банков регулируется дополнительно шариатскими советами. Согласно законодательству исламский банк самостоятельно создает шариатский совет, привлекает специалистов, которые будут оценивать процедуры казахстанского исламского банка на соответствие принципам шариата.

Мы считаем, что АФН должно сосредоточиться только на надзорной функции, чем мы сейчас и занимаемся. Что же касается Нацбанка, то в его ведении находится всё, что касается платежной системы, ведения счетов и бухгалтерского учета. Что касается регуляторных требований к исламскому банку, то они те же, что и ко всем остальным казахстанским банкам: и по достаточности капитала, и по соблюдению иных нормативов с учетом особенностей, установленных законом о банках.

- На ваш взгляд, есть ли перспективы исламского банкинга в Казахстане и СНГ?

- Al Hilal - первый банк. Пока других претендентов на получение лицензии нет, хотя интерес к нашему рынку высокий. Я полагаю, что мы должны использовать все преимущества, которые несет новый для нас финансовый институт. Если есть инвесторы, готовые инвестировать в казахстанскую экономику только через такие механизмы, то их необходимо задействовать. Считаю, что сейчас Казахстан имеет все возможности, в том числе законодательные и инфраструктурные, для развития исламского банкинга. Причем в масштабах региона. Необходимо правильно встроить шариатские институты, чтобы никто из инвесторов не усомнился в чистоте соответствия принципам исламского финансирования. Хочу обратить внимание еще на одну особенность исламского банкинга, которую мы бы хотели привить и банкингу традиционному – работа на доверии, честном слове и чистой репутации. Мы хотим добиться того, чтобы эти слова воспринимались и реализовывались на уровне не только регулирования, но и политики финансовых институтов. Чтобы, как в рамках "дорожной карты", бизнес претендовал на поддержку, только став совершенно прозрачным! Но я реалист и понимаю, что это длительный процесс.

- Елена Леонидовна, недавно российский БТА Банк официально переименован в АМТ БАНК. То есть этот актив уже не является активом казахстанского БТА? И как обстоят дела с другими зарубежными активами банка – на Украине, в Грузии - они остаются в его собственности?

- Это по-прежнему актив банка, вопрос только в том, какой теперь стала его доля участия. Произошло размывание доли за счет допэмиссии банка. БТА считает, что были допущены нарушения законодательства. Эти вопросы – в компетенции юристов, которые оспаривают решения в суде. Напомню также, что украинскую страховую компанию "Оранта" БТА удалось вернуть в собственность.

Алевтина ДОНСКИХ, специально для "Делового Казахстана"
0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1


Быстрый ответ