Лицом к казахстанской экономике. Покончив с реструктуризацией, БТА Банк активизируется на рынке
Опубликовано в республиканской экономической газете "Деловой Казахстан"
На этой неделе Арбитражный суд Москвы признал реструктуризацию финансовой задолженности БТА Банка на территории Российской Федерации. Таким образом, вслед за Великобританией и США на территории России исключаются любые возможности для оспаривания результатов реструктуризации банка. Другой важный аспект: судебные инстанции этих государств признают, что реструктуризация казахстанского банка была проведена в соответствии с признаваемыми международными нормами.
Одновременно с решением московского суда стало известно и о том, что российская компания «Голдман Сакс» отозвала иск к БТА и его дочерней компании «ТуранАлем Финанс», поскольку банк удовлетворил требования компании в соответствии с планом реструктуризации. Можно сказать, что правовое поле для дальнейшей деятельности БТА расчищено, банк практически урегулировал отношения с кредиторами и в перспективе может быть представлен или вести деятельность на территории этих стран. Но главное, теперь банк может сосредоточиться на решении задач следующего этапа. Обновленный банк выходит на рынок, объявив своим девизом дня слоган «Время новых возможностей». Поэтому поговорим о его перспективах и планах с председателем правления БТА Банка Анваром Сайденовым.
- Анвар Галимуллаевич, как теперь будет позиционироваться банк на рынке?
- Как универсальный банк, работающий со всеми группами клиентов: корпоративным сектором, МСБ и розницей. Эти направления заложены в нашей бизнес- модели на ближайшую перспективу. Общие направления ее выражаются коротко: лицом к казахстанской экономике. Но наряду с активизацией на внутреннем рынке мы избрали стратегию крайне консервативного подхода к работе за пределами страны. Мы намерены оценить целесообразность создания и содержания «дочек» за рубежом. Нам предстоит восстановить свои позиции на казахстанском рынке, которые были утрачены в ходе реструктуризации. Это
займет определенный период времени, поскольку процессы активизации работы будут идти несколько в иных, отличных от докризисных, экономических условиях: рост банка будет коррелироваться с восстановлением самой экономики. Мы ожидаем серьезную конкуренцию на банковском рынке и с ее учетом уже определили цели на ближайшую перспективу. В частности, мы планируем практически удвоить свою долю на рынке депозитов к 2014 году. Сейчас она составляет 8%, должна стать не менее 15%. Мы считаем эту задачу выполнимой.
- Но прежде банк пережил серьезные потери депозитной базы! Что повернуло тенденцию вспять? Известно, что банк никого не удерживал силой и отвечал всем требованиям казахстанских клиентов даже в самый сложный период…
- Думаю, в первую очередь позитивную роль в смене настроения клиентов сыграла решительная и принципиальная позиция государства, которое показало, что не позволит развалить банк и расшатать всю банковскую систему. На момент прихода нового акционера ФНБ «Самрук-Казына» возникли задержки по операциям, но с приходом фонда произошла «расшивка» по этим платежам. Это решение было очень важно в масштабах всего банковского сектора. Поскольку БТА – крупнейший участник платежной системы, которая связывает все отечественные банки и через которую функционирует бизнес. Думаю, коллапс крупного банка в системе не только негативный момент сам по себе для него, но и для всей системы, поскольку блокирует платежи в рамках экономики страны. В итоге пострадают вкладчики или клиенты. На этот же период пришелся и пик максимальных требований по счетам. Банк действительно не удерживал силой клиентов, понимая, что многие из них не могли работать с БТА в силу формальных требований, поскольку банк уже не выполнял нормативы регулятора, потерял рейтинги. Но то, что банк аккуратно отвечал по внутренним обязательствам, также способствовало нормализации обстановки. Могу сказать, что уже с лета 2009 года мы стали отмечать рост объемов депозитов. А в первой половине текущего года приток средств на депозиты составил около 360 миллионов долларов. Ну а с депозитами, как известно, возвращается и доверие.
- После кризиса слово «доверие» - ключевое. Для БТА и других банков, переживших реструктуризацию, очевидно, это особенно актуально?
- Мы вместе с нашими кредиторами прошли трудный путь к подписанию итогового документа по реструктуризации. И, конечно, могу сказать, что не будь доверия кредиторов, а ныне наших новых акционеров, к банку, не будь веры в его перспективы развития и роста, сработал бы пресловутый план «Б» - банкротство, как теперь эта литера расшифровывается. Именно поэтому вопросы корпоративного управления, аудита, прозрачности, риск-менеджмента в соответствии с международными стандартами контролируются постоянно, системно не только АФН, фондом «Самрук-Казына», но и кредиторами.
Сейчас у нас в составе акционеров есть кредиторы, которые будут целенаправленно анализировать и контролировать эти направления. В частности, два директора из числа кредиторов возглавят комитет по аудиту и комитет по рискам.
- Дискуссии по реструктуризации плавно вылились в диалоги по управлению банком?
- Теперь это наше общее дело – вывести банк из пике. И это закономерный итог цивилизованного, хотя и крайне болезненного процесса. Что понятно: обеим сторонам было что терять. Но сегодня можно говорить, что многие кредиторы свои позиции защитили различными финансовыми инструментами.
Банк в свою очередь открывал все свои позиции аудиторам, показывал и баланс, и кредитный портфель, и активы. А когда есть знания, понимание того, почему банк оказался в такой ситуации, и, самое главное, понимание того, что альтернативы реструктуризации нет, то рождаются и компромиссные решения, и взаимопонимание в общем для всех вопросе восстановления рентабельности банка.
Напомню также, что сегодня регуляторный капитал составляет 1,9 млрд. долларов. Достаточно реалистичны шансы возврата активов, которые банк намеревается по суду вернуть в свою собственность. Речь как о внутренних, так и о внешних обязательствах, сейчас отнесенных на убыток. Поэтому на сумму 5,2 млрд. долларов были выпущены recovery units – облигации на восстановление. Поступающие средства будут делиться с кредиторами, что повышает их коммерческий интерес. Это своего рода бонус для кредиторов. В ближайшее время международной аудиторской компанией будет подготовлен отчет по возврату активов. Впоследствии эти отчеты будут ежеквартальными.
- То есть суды по признанию итогов реструктуризации закончены, начинаются суды по восстановлению прав на собственность банка за рубежом?
- Это так. Начата претензионно-исковая работа по активам в России, Украине, Великобритании. К ней привлечены специалисты в области права этих стран и международного права, финансовые консультанты. Мы столкнулись с тем, что по некоторым из активов юридический статус и права БТА Банка не оформлены соответствующим образом. Поэтому сейчас мы должны восстановить права банка на залоги, требования к заемщикам и только потом заниматься вопросом восстановления этих активов. Это будут непростые процессы, но мы надеемся, что работа в этом направлении будет результативной.
- БТА столь же решительно настроен на работу с местными должниками?
- К сожалению, ссудный портфель, его качество оставляют желать лучшего. Поэтому мы активизировали работу с должниками. Мы заинтересованы в том, чтобы урегулировать эти вопросы к обоюдной выгоде, поэтому клиентам предлагаются различные варианты реструктуризации их долгов: списываем штрафы и пени, пролонгируем сроки, снижаем суммы ежемесячных платежей. Уже есть позитивные результаты: по уровню резервов мы достигли дна, после чего начинается улучшение качества портфеля. Пиковая цифра сформированных провизий для всего портфеля составляла 78 процентов, сейчас этот уровень снизился до 67. То есть позитивный процесс налицо: заемщики входят в график регулярного и полноценного обслуживания кредитов.
- Вам приходится прибегать к судебной реализации залогов физлиц?
- Крайне редко. По отношению к общему количеству проблемных кредитов – ипотеки или выданных под залог недвижимости – этот показатель не достиг и одного процента. Подчеркну еще раз: мы заинтересованы в сохранении клиентов и работающих кредитов, поэтому максимально стремимся облегчить бремя их платежей.
- Сейчас АФН ужесточает требования к банкам по различным позициям. Анвар Галимуллаевич, вы побывали по обе стороны профессии банкира, и как теперь, будучи главой правления банка, оцениваете эти меры?
- Я поддерживаю политику АФН, поскольку именно недавние уроки кризиса заставляют эти меры принимать. Причем, я бы сказал, агентство «не вдруг проснулось». Агентство видело риски и предпринимало попытки ужесточить требования по структуре и прозрачности собственников, по концентрации рисков за пределами республики, но было большим противодействие рынка, самих банков в условиях, когда рынок развивался стремительно и когда они привлекали большие деньги на международных рынках капиталов. Так что эти шаги предопределила наша прошлая практика.
Так что эти шаги предопределила наша прошлая практика.
- Какие задачи еще предстоит решить новому топ-менеджменту банка?
- Самая важная и самая сложная - переход банка на прибыльное, устойчивое развитие без поддержки ФНБ и государства. Но я считаю, что эту задачу мы выполним. Начало положено: по результатам реструктуризации банк зафиксировал большую прибыль текущего года – 1,091 трлн. тенге. Несмотря на сложный период, банк не экономил на развитии технологии, не останавливал модернизацию, что позволило нам обеспечить современный уровень продуктов, услуг, сервиса, открывать принципиально новые центры. Такие как недавно открытая зона самообслуживания в столичном центре «Сары-Арка». Это привлекает клиентов. Но и для нас это важное событие. Поскольку, пройдя через непростые процедуры реструктуризации, банк теперь может сосредоточиться на привычном для себя деле – оказании качественных, современных финансовых услуг.
Алевтина ДОНСКИХ, специально для «Делового Казахстана»
Страница 1 из 1
Лицом к казахстанской экономике. Покончив с реструктуризацией, БТА Банк активизируется на рынке Председатель правления БТА Банка Анвар Сайденов
Поделиться темой:
Страница 1 из 1