Опубликовано в деловом еженедельнике «КУРСИВъ»
Укрепление тенге поможет контролировать инфляцию, но будет сдерживать экономический рост. Нацбанк отправил национальную валюту в свободное плавание на поиски золотой середины.
Рост цен в Казахстане за два месяца составил 3,2%. Это много при прогнозе 6-8% на конец года. «Мы ожидали, что инфляция в I квартале будет 2,7%», – заявил Григорий Марченко. «Национальный банк пока не пересматривает годовой прогноз, и, если цены по итогам квартала останутся на прежнем уровне или немного опустятся, то все будет нормально», – считает он. «При текущем уровне цен на нефть и зерно ситуация еще управляема, но если рост цен будет продолжаться, то это окажет воздействие на общий уровень цен и в Казахстане, и в России, и в других странах», – отмечает председатель Нацбанка.
Главный локомотив инфляции – продукты. Опережающий рост цен идет во всем мире. Инфляция вызывает тревогу в Евросоюзе, США, странах БРИК. В России рост цен в январе-феврале составил 3,3%. Вчера Центральный банк нашего партнера по Таможенному союзу расширил торговый коридор рубля к бивалютной корзине на 50 копеек в обе стороны, а также повысил не только депозитные, но и ключевые кредитные ставки, а заодно поднял резервные нормы в целях ограничения притока капитала. Ранее ЦБ увеличил ставку рефинансирования на 0,25% до 8%, то есть использовал весь арсенал для борьбы с инфляцией – от укрепления курса рубля до ограничения излишней ликвидности в экономике.
«Указанное решение принято в связи с сохранением высоких инфляционных ожиданий и с учетом формирования предпосылок для притока капитала в Россию на фоне высоких мировых цен на нефть, а также при наличии определенных рисков для устойчивости экономического роста, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами», – говорится в сообщении ЦБ.
Национальный банк Казахстана в понедельник досрочно отменил коридор колебания тенге и отправил его в управляемое плавание. «Коридор был очень широкий (165-127,5 тенге за доллар – «Къ»), а курс был стабилен и находился в середине коридора, поэтому никакой необходимости в нем нет», – сказал Григорий Марченко, комментируя это решение. И добавил, что коридор был нужен как якорь макроэкономической стабилизации в феврале 2009 года и сыграл свою роль, в 2010 году он был больше декоративным, а в 2011 году он просто не имеет смысла.
Досрочное введение управляемого плавающего курса не стало сенсацией для рынка. «Стабильная ситуация на валютном рынке в целом позволяла перейти на плавающий курс с января», – считает директор департамента управления активами ИК «Тройка диалог – Казахстан» Евгений Попов. Во вторник тенге продолжил укрепление и прошел отметку 146 за доллар. Тенденция укрепления тенге наметилась еще в середине прошло года. Тенге – сырьевая валюта, ее курс прямо зависит от мировых цен, в первую очередь, на нефть, которая резко подорожала за последние 2 недели.
Но рост стоимости черного золота, главным образом, происходит из-за «горячих» денег спекулянтов, а не из-за объективных причин, – отмечает Е. Попов в беседе с «Къ». Реальный спрос на нефть в мире не вырос, рынок крайне волатилен, поэтому за резким ростом на фоне революционных событий в Ливии можно ожидать такого же быстрого снижения цен. «Думаю, обменный курс в ближайшие месяцы будет колебаться в коридоре +\-2 тенге за доллар – говорит эксперт. – Если цена на нефть в ближайшие два месяца упадет ниже 100 долларов за баррель, то мы можем вернуться на уровень 146-146,5».
С начала года национальная валюта укрепилась более чем на процент. В январе-феврале Нацбанк купил на валютном рынке $4,5 млрд для предотвращения чрезмерного укрепления тенге, тогда как за весь 2010 год регулятор купил $2 млрд.
При этом Г. Марченко подчеркивает, что весь объем иностранной валюты, который был куплен Национальным банком, стерилизуются выпуском нот и привлечением депозитов, и, как заявляет регулятор, никакого увеличения тенговой денежной массы и инфляционного давления в результате этих интервенций не будет.
Участники рынка пока не ожидают ужесточения денежно-кредитной политики в Казахстане, как это происходит в соседней России. Кроме того, ставка рефинансирования, по мнению аналитика ИК «Тройка Диалог Казахстан» Айнур Медеубаевой, не имеет такую силу в сдерживании инфляции как в США или в Европе. Это связанно с тем, что казахстанские банки привлекают средства через межбанковские заимствования. Скорей всего, правительство будет применять административные меры сдерживания инфляции.
В любом случае, рост цен на ряд товаров и услуг не единственная угроза инфляции. В связи с ситуацией в странах Северной Африки и Ближнего Востока, цены на нефть превысили $115 за баррель, вследствие чего Казахстан получил большое количество нефтяных денег, чье влияние еще не отразилось на инфляции. И именно этот фактор может подогреть рост инфляции в будущем.
В арсенале у Нацбанка есть более действенный инструмент для борьбы с инфляцией – это обменный курс. Укрепление тенге может повлиять на сдерживание инфляции, считает руководитель аналитического центра АО «Асыл-Инвест» Дамир Сейсебаев.
Похожей позиции придерживается и управляющий директор «Сентрас Секьюритиз» Мирлан Ташметов. По его мнению, сейчас мы во многом импортируем инфляцию через высокие цены на нефть, другое сырье, продовольствие. Это оказывает давление на цены внутри страны и с этим бороться тяжело, но в целом с инфляцией бороться можно и с помощью укрепления тенге.
Директор департамента исследований АО «Halyk Finance» Сабит Хакимжанов считает, что Нацбанк сейчас еще не готов полностью отказаться от интервенций. Отказ от вмешательства приведет к усилению тенге, а именно против этого так настоятельно предостерегал премьер-министр две недели назад. То есть правительство не хочет усиления тенге, а, значит, готово нести определенные расходы, связанные с интервенциями и стерилизацией. Нежелание идти на усиление тенге может подтолкнуть правительство к введению ограничений притока горячих денег. В сравнительно мягкой форме этого можно достичь налогом на горячие деньги, по примеру многих развивающихся стран. Это значительно снизит необходимость в интервенциях. Но и в том, и в другом случае Нацбанк контролирует курс.
Все аналитики сходятся во мнении, что главный тренд – укрепление тенге. По мнению Мирлана Ташметова, в ближайшие 2-3 месяца тенге укрепится до 145 тенге, а в сентябре, возможно, будет 142 тенге за доллар.
При сохранении высоких цен на нефть обменный курс будет зависеть от политики Нацбанка, отмечает г-н Хакимжанов. Курс установится 143-145 тенге за доллар – если правительство будет манипулировать курсом, либо на рынке валюты, любо ограничивая приток капитала. Это основной сценарий с вероятностью 90%. При свободном курсе – 138-142, вероятность такого сценария равна 10%.
Перед Нацбанком Казахстана стоит та же непростая задача. С одной стороны, необходимо уменьшить инфляционное давление, в том числе через укрепление курса национальной валюты, которое снижает цену импорта. С другой стороны, правительство заинтересовано в стимулировании экономического роста, и сильное укрепление национальной валюты может сделать наши товары неконкурентоспособными. Таким образом, Национальный банк будет действовать по ситуации и, если риск утратить контроль над инфляцией серьезно возрастет, то вполне можно ожидать более решительных шагов от казахстанского регулятора.
Азамат Ромазанов
Сообщение отредактировал eug: 09 March 2011 - 19:03