Первый банковский!: Банковские войны. - Первый банковский!

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Банковские войны. Конкуренция между банками Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   nss 

  • Стажер
  • Группа: Банкир
  • Сообщений: 2
  • Регистрация: 21 July 03

  Отправлено 21 July 2003 - 18:06

Несколько мыслей о банковском рынке в Казахстане.

По мере развития банковской отрасли наступает ее закономерный вход в стадию зрелости. Зрелость банковской отрасли не означает достижения некоей фиксированной точки, ее наступление может быть отсрочено инновациями или иными событиями, стимулирующими дальнейший рост банков.
Изменения, сигнализирующие о наступлении стадии зрелости, происходит в конкурентной банковской среде:

1) Замедление темпов роста приводит к интенсификации рыночной межбанковской конкуренции. Поскольку банки не в силах поддерживать прежние темпы роста, просто сохраняя свою долю рынка, все конкурентные усилия обращаются вовнутрь, на принадлежащие соперникам «территории»… Это выражается в случающихся войнах: ценовых, рекламных, сервисных. Особенно это сильно заметно со стороны лидеров банковского рынка: Казкоммерцбанка и Банка ТуранАлем. Все банки ведут постоянный мониторинг банковских тарифов, не допуская значительных разрывов по тарифам за обслуживание потребителей. Также ведется мониторинг ставок вознаграждения по кредитам, выданным как юридически лицам, так и физическим.
Также банки стали более внимательно относиться к рекламным компаниям конкурентов. Постоянный анализ рекламных объявлений ведут директора филиалов,  за место рекламных полос существует постоянная конкуренция.
Происходит постоянный анализ конкурентных преимуществ одним банком другим. Хотя профессиональный бенчмаркинг неразвит, можно говорить о реальном исследовании текущей ситуации на рынке банковских услуг, систематическое отслеживание кредитных ставок. Фактически любому банкиру, находящемуся на банковском рынке достаточно долго, известно, какой ссудный портфель имеет тот или иной банк, его сильные и слабые стороны и клиентский рынок каждого банка.      
Если ценовые и рекламные банковские войны проходят на уровне головных банков, (хотя филиал Казкоммерцбанка имеет право самостоятельно устанавливать тарифы за обслуживание сравнивая их конкурентами) качество и быстрота сервиса зависит напрямую от руководителей региональных банков. Можно утверждать, что БанкТуранАлем (на текущий момент) находится на первом месте по скорости обслуживания клиентов (быстрота выдачи кредита юридическим лицам).
Создание в крупных банках отделов по привлечение новых клиентов (отдела корпоративных клиентов, отдела обслуживания юридических лиц и т.п.) все это ведет к увеличению качества конкуренции в банковской отрасли.

2) Банки все чаще имеют дело с опытными покупателями. Прежде всего, это относится к кредитованию малого и среднего бизнеса. Программа ЕБРР (Европейский Банк Реконструкции и Развития) достаточно четко сформулировала критерии хорошего кредитного обслуживания. Хорошего клиента достаточно трудно переманить на обслуживание в другой банк. Произошло снижение таких конкурентных факторов, как: снижение ставки вознаграждения (1% или 2% снижение слабо мотивируют потребителей), уровень сервиса, можно предположить, в банках одинаковый (никто из банков достаточно не занимается над улучшением качеством обслуживания мелких и средних потребителей).

3) Проблемы с увеличением емкости рынка. Экономика Казахстана показывает очень сильный рост ВВП – в среднем 8% в год, причем приросты ссудного портфеля банков второго уровня в 1,5 раза превышают экономический рост страны. По мере того как экономика региона снижает темпы развития: 2000 (18%), 2001 (9%), 2002 (5%) банковская отрасль приноравливается к замедлению темпов развития, в то же время происходит увеличение числа банков в регионе (Народный Банк, БанкТуранАлем, Альянс Банк, Казкоммерцбанк, Нур Банк, Альфа Банк, Наурыз Банк, Банк Каспийский, АТФБанк, Банк ЦентрКредит, ВалютТранзит Банк), что приводит к опасности перенасыщения «производственных-банковских» мощностей. Чрезмерный рост банковских мощностей ведет к перенасыщению (появляется много альтернатив кредитных ресурсов и финансового обслуживания); все более четко проявляется тенденция к ценовым войнам…

4) Уровень прибыльности банковской отрасли снижается. Замедление темпов роста рынка, все более информированные потребители банковских услуг, возрастающее значение доли рынка, неопределенность и проблемы, с осуществлением стратегических перемен, все это обусловливает снижение уровня прибыльности банка в отрасли.
Основным доходом банка во все времена были ссудные операции, они формируют до 90% всех доходов банка. Если 2-а года назад (2001 год) средние ставки вознаграждения колебались от 27% до 22%, то на текущий момент ставки вознаграждения находятся в пределах от 22% до 14% (а последние данные говорят и о 12% годовых). Данное снижение приводит к уменьшению доходности банков и соответственно более строгое отношение к собственным затратам. Это приводит к нас к следующему выводу.

5) Банковская конкуренция смещается в область снижения издержек и повышения уровня сервиса. И кто этого не понимает, глубоко ошибается. Теперь не достаточно просто иметь аффилированость с крупными промышленными предприятиями, когда, имея определенный сегмент, просто зарабатываешь деньги.
Надо быть умнее! Надо идти дальше! Казкоммерцбанк до сих пор является лидером в предоставлении банковских услуг. Что, у Казкоммерцбанк лучше сервис, чем у БТА или у Альянс Банка? Каждый из этих банков имеет высококачественное обслуживание, с уникальными характеристиками. Теперь многое зависит от стратегических решений в области привлечения клиентов. Пример: ТуранАлем Банк стал практиковать новую политику в кредитовании, сместив приоритет от краткосрочного к долгосрочному кредитованию. И это мудро! Если клиент просит кредит на 50.000 долларов США на 1 год под 18% годовых с равными платежами каждый месяц в течении года, то менеджеры БТА предлагают кредитную линии на 200.000 долларов США на 3 года и под 15% годовых!!! Это политика!!!
А что делает Альянс Банк для завоевания рынка? Это нельзя назвать агрессивным маркетингом! Это прорыв в банковском маркетинге! Не зря Председатель Альянс Банка держит «Маркетинговые войны» Эла Райса, Джека Траута на рабочем столе.

6) Возрастает международная конкуренция (Глобализация). Мировые банки такие как – Citibank, Chase, ABN Amro, Deutsch Bank, EBRD внимательно следят за экономическим развитием Казахстана. Но на текущий момент казахстанский рынок не очень большой чтобы вкладывать в него деньги. ROI не столь велико. Но лет через 5 – 10 можно говорить, что местные банки будут реально бороться за «место под солнцем» на банковском рынке, вступая в прямой бой с мировыми банками за клиента.

7) Политика. Однажды в июне этого года, я обсуждал ситуации банковском на рынке Казахстана, с банкирами (или просто: банковские служащие) и одна мысль, прозвучавшая в нашей дискуссии мне запомнилась особенно сильно: «Банк без политической поддержки – обречен!!!».
Именно это конкурентное преимущество делает вас лидером!!! Банковским лидером!!!

0

#2 Гость_Нурлан Сапаров_*

  • Группа: Гости

Отправлено 23 February 2004 - 20:39

Все бросились комментировать статью!
0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему