Первый банковский!: Каков критерий «разумности»? - Первый банковский!

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1

Каков критерий «разумности»? Управляющий директор The PBN Company Kazakhstan Брюс Уилсон Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   eug 

  • Главный специалист
  • Группа: Администрация
  • Сообщений: 20527
  • Регистрация: 06 December 06

Отправлено 25 January 2011 - 20:09

Каков критерий «разумности»?

Опубликовано в деловом еженедельнике «КАПИТАЛ.KZ»
Изображение


ИзображениеПо данным PBN Company Kazakhstan, из 130 российских, украинских, казахстанских компаний и компаний из других стран СНГ, объявлявших о своем желании разместить акции на международных площадках в 2010 году, IPO провели только 14. Казахстанских компаний среди них не было. В итоге на российские фирмы пришлось 95% и на украинские – 5% всех привлеченных от размещения средств. По словам управляющего директора The PBN Company Kazakhstan Брюса Уилсона, для Казахстана рынок IPO еще не вернулся на прежний уровень. Предполагается, что 2011 год станет переломным. Хотя пока неясно, каковы будут предложения, насколько они будут разнообразны и привлекательны для инвесторов.

– Насколько казахстанским компаниям, учитывая итоги ушедшего года, станет интересно размещение в году наступившем?

– Нет сомнений в том, что некоторые крупные компании, которые могли бы провести серьезные размещения акций, в данный момент изучают различные возможности по привлечению капитала. В соответствии с общими ожиданиями того, что Казахстан вернется на докризисный уровень, можно сделать оптимистическое предположение, что некоторые из числа крупных компаний смогут создать убедительные прецеденты. Кроме того, намерение государства выходить из тех проектов, куда были произведены серьезные инвестиции в период мирового финансового кризиса, также заставит обратиться к таким методам привлечения капитала, как публичное размещение. Тем не менее публичное размещение не является единственным возможным способом, и некоторые компании показали, что долговые рынки являются жизнеспособной альтернативой. В 2010 году в России достаточно большое количество компаний изучали возможность выхода на IPO, но далеко не все прошли процедуры публичного размещения, и еще меньшее количество компаний, которым удалось достичь высоких результатов по итогам размещения.

– Отечественные аналитики считают, что наиболее крупными предстоящими первичными размещениями станут IPO «Казкоммерцбанка», «Альянс Банка», «Народного банка» и Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC). Кем Вы дополнили список? И почему эти компании могут быть интересны на рынке?

– Некоторые из перечисленных компаний на сегодня уже являются публичными, а вторичные размещения – это, строго говоря, уже не IPO. Но, безусловно, такие размещения, особенно на новых площадках, могут положительным образом повлиять на развитие рынка первичных размещений. Как уже отмечалось выше, макроэкономические показатели свидетельствуют о том, что возможен сильный рост рынка в Казахстане. Однако есть и основания для осторожности, так как мы наблюдаем некоторую неустойчивость в процессах восстановления Европы и США после мирового финансового кризиса. Тем не менее для Казахстана прогнозы в целом довольно оптимистические, что дает возможность иностранным инвесторам изучить те отрасли и компании, которые выиграют от роста рынка.

Конечно, финансовый сектор является одним из наиболее привлекательных в этом плане, однако репутация казахстанского финансового сектора была ухудшена вследствие влияния глобального кризиса, и это будет обязательно учитываться при оценке рисков инвесторами. По всему миру горнодобывающие компании были ключевыми для IPO, и Казахстан не является исключением.

– Как Вы считаете, возможно ли в ближайшие 3 года обеспечение соответствия спроса растущему предложению казахстанских акций?

– Спрос будет, но только по разумным ценам, и пока не очень ясно, каков критерий «разумности». Инвесторы, желающие работать на рынке Казахстана, выступая в качестве покупателей, относят к факторам риска такие показатели, как: «участие государства в отрасли», «корпоративное управление», «финансовое регулирование», «правовая стабильность», однако казахстанские компании, выступающие в качестве продавцов, не согласны с такой оценкой рисков. Отсюда и неясность, что можно считать «разумной» ценой.

– Какие площадки стали наиболее популярными в 2010 году?

– В 2010 году была особо заметна популярность Гонконгской биржи, что объясняется развитием стратегических отношений Китая со многими странами мира. Тем не менее по факту количество IPO на данной площадке пока не говорит о ее лидирующей позиции. Можно ожидать, что в ближайшее время будут проведены первичные размещения в Гонконге, и, возможно, весьма успешно. Мировое финансовое сообщество будет наблюдать за этими процессами с гораздо большим интересом, нежели за проведением IPO на других площадках. Еще одной обсуждаемой темой для Казахстана, конечно, является тема развития Казахстанской фондовой биржи, а также те усилия, которые были предприняты со стороны правительства. Несмотря на то, что пока влияние политического ресурса не дало ощутимых результатов, стоит отметить, что внимание со стороны государства позволило привлечь внимание общественности, инвесторов и бизнес-сообщества к данной теме.

– Каким компаниям, иностранным в том числе, может стать интересна отечественная площадка? Чем можно «завлечь» казахстанские компании?

– Часть крупнейших местных компаний могут обратиться к международным площадкам, однако многие предпочтут тщательно проанализировать реакцию на иностранный листинг. Это незначительная пауза, я бы даже предположил, что ни одна из местных компаний не хотела бы рассматриваться как компания, которая отвергла местный листинг в пользу зарубежного. Компании всегда находятся в погоне за ликвидностью, и в данном случае KASE может стать соответствующей площадкой при условии, что будет обеспечивать необходимую ликвидность для эмитентов. Ни для кого не секрет, что на сегодня ликвидность KASE слишком низкая, и для изменения ситуации необходимы значительные усилия. Правительство делает все возможное, чтобы поддержать отечественный фондовый рынок, но это далеко не простая проблема, решение которой возможно по схеме «приказал – исполнил». Поэтому, пока KASE не станет более активной и продуктивной площадкой, любое размещение иностранной компании на местной бирже будет проводиться по стратегическим соображениям, а не в целях привлечения местного капитала. В будущем, по мере развития рынка, среди эмитентов KASE будут появляться все менее крупные компании. Например, это может быть местная сеть магазинов, которая пока недостаточно крупная для размещения на зарубежных площадках.

Кроме того, местный рынок представляет потенциал для снижения операционных издержек. Вопрос в том, стоят ли эти преимущества разницы между размерами привлеченного капитала на местной и зарубежных площадках.

Марьям Бижикеева
0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1


Быстрый ответ