Первый банковский!: Риски рискам рознь - Первый банковский!

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1

Риски рискам рознь КАПИТАЛ.KZ Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   eug 

  • Главный специалист
  • Группа: Администрация
  • Сообщений: 20527
  • Регистрация: 06 December 06

Отправлено 14 March 2011 - 16:13

Риски рискам рознь

Опубликовано в деловом еженедельнике «КАПИТАЛ.KZ»
Изображение


В минувший четверг состоялось заседание клуба комплаенс-офицеров казахстанской ассоциации независимых директоров. Из 14 организаций, принявших участие в мероприятии, львиную долю составили представители финансовых структур республики, для которых уже сегодня существуют формальные требования по созданию и функционированию службы комплаенса.

В работу клуба также включились консалтинговые организации и компании реального сектора, чьи акции котируются на LSE. Впрочем, для компаний, листингующихся на международных рынках, основным стимулом развития комплаенса пока что является широкая международная практика в данной области, повсеместно приносящая хорошие результаты.

В течение двух часов представители АО «ДБ «КЗИ Банк», «Банк Центркредит», «ДБ Нацбанк Пакистана», «Азиякредитбанк», «Хоум Кредит Банк», «Казком-life», «БТА страхование», «НПФ «Капитал», «РД «КМГ», «РА «РФЦА», а также Dostyk Advisory, ОО «КАНД» и ТОО «KGF» обсуждали перспективы и подводные камни развития комплаенс-направления.

В связи с этим нелишним будет упомянуть Закон РК от 10 февраля 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов», который, в частности, оговаривает изменения в Законе РК «Об акционерных обществах».

Суть изменений состоит в том, что теперь «должностные лица общества несут ответственность, установленную законами РК, перед обществом и акционерами за вред, причиненный их действиями и (или) бездействием, и за убытки, понесенные обществом...» в результате противоправных действий руководителей компании, вследствие их некомпетентности или попустительского отношения к своим обязанностям. Словом, руководителям акционерных обществ теперь следует опасаться делать «предложения к заключению и (или) принятию решений о заключении крупных сделок и (или) сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, особенно если они влекут за собой «возникновение убытков общества в результате их недобросовестных действий и (или) бездействия, в том числе с целью получения ими либо их аффилиированными лицами прибыли (дохода) в результате заключения таких сделок с обществом». Благодаря созданию службы комплаенс-контроля руководство компаний будет знать, насколько законна та или иная сделка, и какие проблемы может повлечь за собой заключение не совсем корректного договора или контракта.

Однако, несмотря на актуальность темы и на наличие требований к финансовым учреждениям в части создания данной службы, на сегодняшний день существует еще ряд практических вопросов, которые требуют скорейшего грамотного и системного подхода к их решению. На заседании также изучались вопросы, связанные с правильным оформлением правоотношений независимых директоров с компаниями. Что обусловлено необходимостью сохранения признаков независимости, так и источником вознаграждения за услуги.

В частности, обсуждалась необходимость изучения и составления рекомендаций по формированию отдельных статей бюджета в части оплаты консалтинговых услуг, нужных членам совета директоров для принятия сложных решений. Например, в тех случаях, когда требуется глубокая экспертиза деятельности всей компании или в том случае, когда в сферу деятельности комплаенс-офицера включается направление, являющееся уникальным в стратегии компании. Все это, по мнению собравшихся, необходимо для корректного отражения всех расходов компаний, связанных с деятельностью данного органа.

Помимо этого, серьезной проработки требуют вопросы «водораздела» между новой службой и структурами риск-менеджента, аудита, а также аспекты их взаимодействия. Следует также решить вопрос о статусе комплаенс-офицера, более четко определить сферы его деятельности.

Основная сложность на данный момент заключается в том, чтобы обеспечить независимость данной службы, обезопасив ее от любых видов давления при принятии решений. И одних только формальных признаков, по мнению собравшихся, здесь будет недостаточно. Сложно сказать, что позволит эксперту стать вполне независимым в своих суждениях: договор на оказание услуг вместо трудового договора, непосредственное подчинение совету директоров, невмешательство в процесс согласования внутренних регламентирующих документов или наличие в компании работающего кодекса корпоративной этики и внутренняя культура самого профессионала.

К слову сказать, аналогичные проблемы стоят не только перед комплаенс-офицерами, но и перед независимыми директорами и корпоративными секретарями. Эксперты пришли к выводу, что для эффективного решения обозначенного круга задач на очередные заседания клуба комплаенс-офицеров необходимо пригласить представителей компаний, работающих на территории РК, для кого требования в области комплаенса являются естественной контрольной средой.

«Полагаем, что такой подход даст нам возможность сравнить различные модели», – сказал один из участников. Кроме этого, в ближайшее время планируется провести совместное заседание представителей риск-менеджмента, аудиторов, корпоративных секретарей, комплаенс-офицеров и действующих членов советов директоров, на котором станет возможным более четкое определение требований, ответственности и полномочий всех указанных выше структурных подразделений с учетом международного опыта. Такой подход, по мнению собравшихся, поможет уточнить методологию для всех вышеперечисленных направлений, а также дать рекомендации по внесению изменений в действующие регламентирующие и нормативные документы.

Справка. Комплаенс (англ. compliance – согласие, соответствие; от глагола to comply – соответствовать) – в Оксфордском словаре английского языка дается следующее определение данного термина – действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение. В настоящее время комплаенс является направлением профессиональной деятельности, привнесенным в отечественные организации крупными западными компаниями. Направление существует преимущественно в финансово-банковской сфере, хотя им не ограничивается. Подразделения, реализующие функцию проверки на соответствие, как правило, носят название «Комплаенс» или «Комплаенс-контроль».

Комплаенс-контроль определяется как контроль соответствия банковской деятельности на финансовых рынках действующему в этой области законодательству, а его основной целью является минимизация правовых и репутационных рисков, возникающих вследствие нарушения профессиональных и этических стандартов.

Дина Гальберг
0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1


Быстрый ответ