Зампред НБ РК Данияр Акишев рассказал «Къ» о дальнейших планах регулятора по выкупу объектов фондового и страхового рынков, поведал о мерах Нацбанка по увеличению доходности НПФ, аргументировал отсутствие таргетирования инфляции в стране, а также объяснил, как и почему Нацбанк предлагает отменить кредитные комиссии и создать Комитет по защите прав потребителей.
– В начале месяца Вы заявили, что будет происходить усиление надзора за выпускаемыми финансовыми инструментами. Однако г-н Марченко буквально днем ранее говорил о создании более доступных условий, к примеру, для выпуска облигаций банками, чтобы их могли покупать НПФ и СК (удлинение фондирования). Не повредит ли одно другому? Как эти два решения будут сосуществовать на практике?
– На 1 декабря 2012 года объем пенсионных активов, инвестированных в финансовые инструменты, составил 3 120,7 млрд тенге, увеличившись с начала года на 468,5 млрд тенге, или на 17,7%. В динамике инвестиционной доходности пенсионных активов в разные периоды становления казахстанской НПС наблюдались как высокие результаты, так и снижение показателя. Нацбанком в рамках возложенных полномочий на постоянной основе принимаются меры по совершенствованию систем пенсионного обеспечения. Так, в 2012 году принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на повышение устойчивости НПС, прозрачности деятельности НПФ и рост доходности пенсионных накоплений вкладчиков фондов.
На сегодняшний день НПФ имеют возможность инвестировать пенсионные активы в достаточно широкий перечень финансовых инструментов, установленный законодательством. Дополнительно в целях увеличения инвестиционной доходности Нацбанком в течение 2012 года были приняты две важные меры. Во-первых, пересмотрены лимиты инвестирования в ряд финансовых инструментов. В ценные бумаги иностранных эмитентов, имеющих рейтинговую оценку не ниже «BBB», НПФ теперь могут вкладывать до 50% от объема пенсионных активов (вместо ранее имевшихся 40%), в золото – до 20% (вместо ранее имевшихся 10%). Также снизились минимальные лимиты инвестирования в ГЦБ РК – до 20% (вместо ранее имевшихся 30%) от объема пенсионных активов. Во-вторых, для стимулирования долгосрочного фондирования БВУ за счет пенсионных активов была снижена нагрузка на капитал НПФ путем снижения взвешивания на 50% по кредитному и рыночному рискам финансовых инструментов, имеющих рейтинговую оценку не ниже «ВВВ-». Исключен лимит инвестирования пенсионных и собственных активов НПФ в долговые ценные бумаги одного выпуска БВУ РК и расширен перечень финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет пенсионных активов путем включения в данный перечень облигаций, выпущенных SPV под гарантию родительской организации, имеющей рейтинг не ниже «ВВВ-». Продлен срок (до 1 января 2014 года) размещения пенсионных активов во вклады в БВУ, имеющие долгосрочный кредитный рейтинг от «B+» до «В». Более того, снижено взвешивание по кредитному риску по вкладам и долговым ценным бумагам, выпущенным БВУ, увеличен лимит инвестирования в долговые ценные бумаги, выпущенные специальным предприятием, родительской организацией которой является БВУ (до 35 % от его собственного капитала), а также была предоставлена возможность инвестировать пенсионные активы в банковские депозитные сертификаты.
Дополнительно Нацбанком внесены изменения в законодательство в части предоставления НПФ возможности заключения сделок по покупке государственных и негосударственных ценных бумаг в рамках программы «Народного IPO».
– Какие конкретно институциональные решения в отношении финансовых организаций Нацбанк намерен принять в обозримом будущем?
– В течение 2012 года приняты меры по совершенствованию институциональной структуры финансового рынка. Основные и базовые элементы финансовой инфраструктуры являются дочерними структурами либо планируются к выкупу Нацбанком. это: государственное кредитное бюро, база данных по страхованию, единый регистратор ценных бумаг, фондовая биржа, центральный депозитарий ценных бумаг, фонд гарантирования страховых выплат.
– Профучастники регулярно жалуются на некоторую «зарегулированность»: не повредят ли новые меры их операционной деятельности?
– Основной смысл усиления роли Нацбанка в деятельности инфраструктурных организаций – обеспечение стабильности и устойчивости развития финансового рынка, адекватного уровня конфиденциальности и улучшения надзорной практики за деятельностью финансовых организаций.
– По статистике КФН, фонды по доходности (К2), даже по умеренному портфелю, отстают от накопленной инфляции. Есть ли у НБ РК планы, как стимулировать НПФ РК не отставать от инфляции? Смогут ли «Народное IPO» и разрабатываемая программа банковского фондирования через среднесрочные облигации (которые будут в большем объеме покупать НПФ) увеличить доходность пенсионных сбережений? На сколько, по-Вашему?
– НПФ являются долгосрочными инвесторами. По данным Национального Банка Республики Казахстан, за 14 лет накопленные и среднесрочные показатели доходности НПФ превышают аналогичные показатели уровня инфляции. В связи с чем необходимо при сравнении инвестиционной доходности НПФ с накопленной инфляцией учитывать долгосрочный характер инвестиций НПФ.
В целях повышения эффективности инвестиционной деятельности НПФ регулятором был внесен ряд изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты. В частности, снижен лимит инвестиций в государственные ценные бумаги до 20%, расширены инвестиционные возможности НПФ по приобретению ценных бумаг иностранных эмитентов, имеющих рейтинговую оценку не ниже «ВВВ» по международной шкале агентства Standard & Poor's, до 20% от объема пенсионных активов увеличены лимиты вложений в золото.
Кроме того, постоянно ведется работа по повышению привлекательности отечественного фондового рынка, привлечению новых инвесторов и эмитентов для обеспечения ликвидности.
НПФ была предоставлена возможность участвовать в программе «Народное IPO», большинство программ по выводу на рынок новых эмитентов также ориентировано на НПФ, как на наиболее приоритетных инвесторов.
На данном этапе НБ РК определяет направления программы банковского фондирования через среднесрочные облигации, предназначенные для инвестиций за счет институциональных инвесторов, таких как НПФ и компании по страхованию жизни.
Все вышеуказанные меры направлены на повышение эффективности инвестиционной деятельности НПФ и активизацию внутреннего фондового рынка. При этом доходность НПФ будет зависеть от параметров ценных бумаг, выпускаемых в рамках программ «Народного IPO» и банковского фондирования.
– Некоторые НПФ заявляли, что оценивать их доходность по К2 за месяц, год и даже 5 лет неверно: они работают с длинными деньгами. Но КФН тем не менее ведет мониторинг. Как считаете, это заявление верно? Если да, то как тогда отслеживать доходность?
– Действительно, НПФ работают с длинными деньгами, поскольку горизонт их инвестирования рассчитан на период трудоспособной деятельности вкладчиков, следовательно, в целях оценки эффективности их деятельности нужно использовать долгосрочный период. На сегодняшний день таким периодом является пять лет. То есть эффективность деятельности НПФ и его инвестиционных управляющих оценивается за пять лет, по итогам которых, в случае необходимости, НПФ осуществляет возмещение вкладчикам недостающей доходности.
Однако, поскольку коэффициент номинальной доходности К2 является пруденциальным нормативом, на основе которого производится мониторинг эффективности инвестиционной деятельности НПФ, контроль за его выполнением осуществляется на постоянной основе.
На сегодняшний день в целях повышения эффективности мониторинга доходности инвестиционных портфелей НПФ НБ РК в рамках реформирования накопительной пенсионной системы рассматривается возможность установления определенного бенчмарка по доходности пенсионных активов.
– На выступлении в Астане Вы говорили о создании Комитета по защите потребителей финуслуг. Расскажите, какую модель Нацбанк взял за основу (какой страны), или же принципы разработаны с нуля? Почему именно сейчас решили создать этот комитет: были прецеденты, или это просто естественная эволюция нашего рынка?
– Проблемы, вызванные мировым финансовым кризисом, подчеркнули важность защиты прав потребителей и финансовой грамотности населения для долгосрочной стабильности финансового сектора и стали предметом пристального внимания регуляторов финансовых рынков и международных организаций. Подготовленный в октябре 2011 года по инициативе большой двадцатки (G20) доклад «О защите потребителей финансовых услуг» Совета по финансовой стабильности при сотрудничестве ОЭСР содержит глобальный обзор завершенных и планируемых политических инициатив по укреплению защиты прав потребителей финансовых услуг. Там три ключевых момента. Во-первых, международная организация регуляторов должна взять на себя ведущую роль в глобальной защите потребителя финансовых услуг. Во-вторых, должна начать работу по институциональным мероприятиям и, при необходимости, разработку наилучшей практики институциональной реформы. И в-третьих, осуществлять регулирование выпускаемых на финансовый рынок продуктов и укреплять надзор за инструментами с выявлением пробелов и недостатков.
Так, учитывая уже действующие в Казахстане механизмы и зарубежный опыт, в 2011 году было предложено создать Комитет по защите прав потребителей финансовых услуг НБ РК. Согласно Положению Нацбанка РК (в редакции от 26.11.12 года), этот комитет в дополнение к ранее осуществлявшимся функциям будет разрабатывать стандарты оказания и распространения финансовых услуг, определять перечень финансовых продуктов, требующих согласия уполномоченного органа для предложения потребителям финансовых услуг, а также осуществлять предварительный анализ условий финансовых продуктов, предлагаемых потребителям в целях недопущения норм, нарушающих права и интересы потребителей, а также требования законодательства.
– Чем была вызвана инициатива по отмене кредитных комиссий?
– В настоящее время БВУ устанавливают различные комиссии и платежи, связанные с выдачей и обслуживанием займов. К примеру, комиссия за рассмотрение документов клиента, комиссия за организацию и получение кредита, или комиссия за открытие и ведение банковских счетов и другие платежи.
Эти комиссии и платежи существенно повышают размер переплаты заемщика за кредит. Полагаем, что единственным условием выдачи займа должна быть процентная ставка, начисляемая на остаток основного долга. Мы считаем, что отмена различных комиссий при выдаче и обслуживании займов сделает данный кредитный продукт более доступным для большего числа потенциальных заемщиков. При этом следует отметить, что установление запрета на взимание любых комиссий и платежей, связанных с выдачей и обслуживанием займов, является инициативой НБ РК и требует дополнительного обсуждения с участниками финансового рынка. Мы полагаем, что такие инициативы актуальны в свете членства Казахстана в Едином экономическом пространстве и Таможенном союзе, где указанные ограничения действуют.
– Было предложено вносить в «черный список» работников финансовых структур, причастных к реструктуризации. Можете пояснить, что именно финансист должен «натворить», чтобы в него попасть? Если внести в список человека, который работал в банке в период реструктуризации (которую не он спровоцировал) – рынок потеряет опытного кадра («за одного битого двух небитых дают»), так?
– Инициатива создания «черного списка» работников финансовых организаций требует законодательного урегулирования и обусловлена необходимостью исключения случаев допуска на финансовый рынок лиц, скомпрометировавших себя, работая в других финансовых организациях (иными словами, лиц, не имеющих безупречную деловую репутацию). Полагаем, что в число фактов, которые будут служить основанием для включения лица в указанный список, помимо наличия у данного лица неснятой или непогашенной судимости и прочих ограничений, должны входить факты, подтверждающие наличие вины данного лица за действия (бездействие), приведшие к реструктуризации, принудительной ликвидации финансовой организации.
– РФ недавно отказалась от коридора по рублю. Какие планы у Нацбанка РК по регулированию курса тенге и почему? Не планируется ли расширять диапазон колебания национальной валюты?
– В феврале 2011 года в Казахстане был отменен коридор колебаний обменного курса тенге и официально принят режим управляемого плавания обменного курса. В настоящее время регулятор снижает степень вмешательства в операции валютного рынка, не препятствуя фундаментальным макроэкономическим факторам курсообразования, задаваемым рыночными силами.
– Будет ли в ТС производится взаиморасчет в национальных валютах? На какой стадии находятся переговоры по этому процессу?
– В первую очередь следует отметить, что проведение расчетов в нацвалютах стран ТС возможно и сейчас, однако предпочтение отдается доллару США. В связи с этим заключено соглашение о принципах валютной политики, которыми предусмотрено проведение мероприятий, направленных на создание условий для расширения использования национальных валют стран во взаимных расчетах. Кроме того, начал свою работу консультационный совет по валютной политике центральных банков государств – участников ЕЭП, целью которого является координация валютной политики. Таким образом реализация валютной политики на оговоренных соглашением принципах повысит эффективность взаимных расчетов в национальных валютах между участниками внешнеэкономической деятельности, обеспечивая дальнейшее развитие и повышение ликвидности национальных валютных рынков.
– Насколько сейчас высока потребность во внешних заимствованиях для РК? Будет ли установлен бенчмарк по ним?
– В связи с продолжающейся реализацией крупных долгосрочных проектов по разработке недр и развитию инфраструктуры, а также с необходимостью форсирования инновационно-индустриального развития страны, потребность в иностранных инвестициях остается высокой. При этом в структуре внешнего долга преобладает финансирование путем привлечения двусторонних и многосторонних займов от нерезидентов, в том числе – прямых инвесторов. Возможно, это связано с тем, что реализация вышеуказанных проектов помимо денег требует привлечения новых технологий, оборудования и тому подобного, чему также могут способствовать кредиторы – соучастники проектов.
– Правительство говорит о таргетировании инфляции, но ведется ли оно на практике?
– В настоящее время основной целью денежно-кредитной политики Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен. Национальный банк официально не придерживается режима денежно-кредитной политики – таргетирования инфляции. Для проведения данного режима необходимо выполнение ряда условий, часть которых в Казахстане пока не соблюдается. В первую очередь следует отметить основное препятствие – структурный характер инфляции в Казахстане. Так, в Казахстане многие рынки товаров и услуг монополизированы, при этом в последние годы динамично растут заработные платы и прочие доходы населения при отсутствии роста производительности труда.
Если же говорить о тех задачах, которые входят в компетенцию Нацбанка, следует отметить недостаточную развитость трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Работа по совершенствованию трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики продвигается интенсивными темпами, реализация разработанных мер началась в 2012 году и будет продолжена в 2013–2014 годах. Практическая отработка нового трансмиссионного механизма, совершенствование подходов, инструментов денежно-кредитной политики потребует достаточно длительного времени, как правило, такого рода работа ведется на постоянной основе.
Внедрение новых и совершенствование существующих инструментов будут способствовать усилению роли денежно-кредитной политики Нацбанка в вопросах регулирования ликвидности на денежном рынке. Соответственно, процентная политика Национального банка будет более эффективной в вопросах регулирования инфляционных процессов в экономике.
Юрий ВАЛИКОВ, Павел ПАК
Сообщение отредактировал eug: 25 January 2013 - 20:03