Банковский сектор может потерять несколько игроков
Опубликовано в деловом еженедельнике «КАПИТАЛ.KZ»
Регулятор в очередной раз решил обозначить для банков более жесткие правила игры. Недавно глава Нацбанка РК Кайрат Келимбетов заявил, что к 2019 году планируется увеличить требование по минимальному собственному капиталу до 100 млрд тенге. Пока этой планки могут достичь лишь четыре банка. Учитывая, что некоторые банки закрыли год с убытком, они пока не смогут наращивать капитал за счет прибыли. К тому же давление на прибыль будут оказывать ограничения по беззалоговому кредитованию. Инициатива регулятора не только может отсечь с банковского рынка несколько игроков, но и подстегнет удорожание займов.
Со временем получить «пропуск» в банковский бизнес смогут только избранные. Недавно председатель Нацбанка РК Кайрат Келимбетов заявил о намерении повысить требование к собственному капиталу в 10 раз. «На мой взгляд, в настоящее время не очень высокие требования к собственному капиталу со стороны регулятора. Это говорит о том, что банки наверняка не выдержат той конкуренции, которая будет в последующем. Поэтому мы сделали выводы, и считаем, что в рамках того, что в течение пяти лет будет происходить переход на новые требования по Базель-III, одно из наших предложений также – повысить минимальный капитал до 100 млрд тенге к 2019 году. Это сейчас активно обсуждается», – заявил г-н Келимбетов.
При этом банкир обратил внимание, что до 2019 года банки могут объединиться. «Это не значит, что мы закрываем другие банки, которые не соответствуют требованиям по капиталу. У таких банков за этот период есть возможность интегрироваться или консолидироваться. В итоге выделится какая-то группа лидеров и будет группа средних банков, которые будут, наверное, лидировать в каких-то определенных нишах. Например, в ипотеке, в потребительском кредитовании. Но крупные банки, безусловно, будут конкурировать со своими коллегами из других стран», – отметил банкир.
По его словам, банковский кризис выявил, что наиболее ответственное поведение показывают те банки, акционеры которых действительно понимают значимость вливаний в капитал. «Есть такое понятие в литературе «моральный риск», то есть когда акционеры не беспокоятся, потому что государство, так или иначе, всегда окажет поддержку системообразующим банкам. Для государства обойдется дороже, если какой-то из этих системообразующих банков обанкротится. Поэтому мы устанавливаем такие высокие требования по капиталу. Мы считаем, что их выдержат порядка 15-20 банков в нашей стране к соответствующему периоду», – считает г-н Келимбетов.
Стремление Нацбанка РК постепенно устанавливать все более жесткие требования к банкам, понятны. Регулятор стремится сделать банковский сектор страны более устойчивым.
Между тем, согласно исследованию «BankRecapitalisationinNigeria: ResuscitatingLiquidityorForestallingDistress», связь между повышением минимального размера капитала банков и устойчивостью системы существует, но она статистически незначительна. «Исследование показало, что повышение минимального размера капитала в отдельности оказало лишь краткосрочный положительный эффект на показатели ликвидности и качество активов, но не смогло повысить стабильность системы в долгосрочном плане. Соответственно, увеличение минимального капитала должно быть лишь частью мер, способствующих повышению устойчивости системы. Наибольший эффект окажут ужесточение принципов корпоративного управления, усиление систем управления рисками, предоставление банками достоверной информации в отчетности», – подчеркнули в HalykFinance.
Ощутимый уровень капитализации банков должен также обнадежить регулятора в том, что при форс-мажорных ситуациях банки смогут ответить по своим обязательствам в полной мере.
Примером значительного влияния слухов на депозитную базу банков стала недавняя sms-атака банков. Как отметил Кайрат Келимбетов, из банковской системы в результате sms-атаки ушло 250 млрд тенге. «Население изъяло эти деньги с депозитов по всему Казахстану, в основном в Алматы и Астане. Теперь вкладчики держат эти деньги дома. Держать деньги дома, на мой взгляд, не совсем безопасно и не очень выгодно. Деньги в банке всегда в большей безопасности, там есть доходность. К сожалению, население забирало те средства, которые защищены гарантией государства – 5 млн тенге», – сообщил банкир.
Хотя банки могли перекрыть нехватку фондирования за счет своих ресурсов, регулятору пришлось вмешаться в ситуацию. На встрече с журналистами г-н Келимбетов уточнил, что для поддержки банков, подвергшихся sms-атаке, было выделено свыше 200 млрд тенге. «До конца года банки вернут данные средства Нацбанку – это Kaspi bank, «Альянс банк» и «Банк ЦентрКредит». Именно такая поддержка Нацбанка способствовала тому, что ситуация в банках в течение трех дней была урегулирована. Население тестировало способность банков второго уровня и Нацбанка РК ответить на вызов, который был. За последнее время в систему вернулось вкладов на 100 млрд тенге. Мы считаем, что в ближайшие 2-3 месяца основная масса тех денег, которые ушли из системы, вернутся», – сообщил банкир.
Глава Нацбанка обратил особое внимание на то, что выделенные свыше 200 млрд тенге были представлены не из Нацфонда. Банкир уточнил, что банки должны будут вернуть средства, выделенные Нацбанком «по соответствующему графику». По информации г-на Келимбетова, банки получили финансирование по ставке рефинансирования – под 5,5%.
Пока только 10% банков тянут планку Нацбанка
Скорее всего, регулятор будет повышать требования к капиталу постепенно, в соответствии с определенным графиком. Но когда именно Нацбанк РК объявит о первом пороговом уровне по собственному капиталу, который банки должны будут достигнуть ранее 2019 года, неизвестно.
По мнению аналитика Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Ерлена Бадыхана, процесс капитализации может быть разбит на 2-3 этапа.
Пока, по данным Нацбанка РК на 1 марта 2014 года, лишь 4 банка из 38-ми перешагнули уровень по собственному капиталу в 100 млрд тенге. Это «Народный банк» – 378,0 млрд тенге, «Казкоммерцбанк» – 370,7 млрд тенге, «БТА Банк» – 240,0 млрд тенге и ДБ «Сбербанк» – 120,2 млрд тенге.
Более быстрыми темпами «входной билет» в банковский бизнес к 2019 году могут получить «Банк ЦентрКредит» с капиталом 85,2 млрд тенге, Kaspibank – 86,0 млрд тенге, «Цеснабанк» – 75,9 млрд тенге и «АТФБанк» – 69,0 млрд тенге.
После покупки «Народным банком» акций ДБ «HSBC Банк Казахстан» и приобретения Казкомом и бизнесменом Кенесом Ракишевым «БТА Банка» капитализация этих банков значительно увеличится. К тому же банковский сектор может недосчитаться и еще двух игроков, но вовсе не из-за новых требований по капиталу. После реструктуризации «Альянс банка» ожидается объединение «Альянс банка», «Темiрбанка» и, возможно, Forte bank. В настоящее время капитал «Альянс банка» едва превышает 4,4 млрд тенге, «Темiрбанка» – 65,6 млрд тенге, Fortebank» – 9,9 млрд тенге.
«Полагаем, что и для «Банка ЦентрКредит» увеличение требований по собственному капиталу проблем не создаст. К 2019 году банк сможет увеличить капитал как за счет прибыли, так и за счет вливаний со стороны материнского KookminBank. Перед другими банками, такими как «Цеснабанк», «АТФБанк» и «Евразийский банк» остро встает вопрос докапитализации», – считает начальник отдела по управлению активами клиентов,CFAАО «BCC Invest» Адиль Табылдиев.
Несмотря на то, что средний показатель собственного капитала по топ-10 банков по активам превышает 148 млрд тенге, у некоторых банков капитал может быть в 10 раз, даже в 20 раз ниже планки 100 млрд тенге. У ДБ «НБ Пакистана» в Казахстане собственный капитал едва превышает 4,6 млрд тенге, QazaqBanki– 6,2 млрд тенге, «Банка Kassa Nova» – 8,5 млрд тенге.
«Что касается дочерних российских банков, то здесь все будет зависеть от скорости и глубины интеграционных процессов и изменения законодательного поля. Если законодательное поле к моменту увеличения требований по размеру собственного капитала не изменится, вероятно, материнским банкам ДО Банк ВТБ (Казахстан) и ДБ «Альфа-Банк» не составит особых сложностей докапитализировать свои дочерние банки. В случае создания единого экономического пространства эти дочерние банки могут быть преобразованы в филиалы своих материнских банков», – считает г-н Табылдиев.
По его словам, под большим вопросом присутствие в Казахстане дочерних банков иностранных банков из дальнего зарубежья. «В частности, «Ситибанк Казахстан», ДБ «КЗИ БАНК», ДБ RBS (Kazakhstan) и других. Возможно, некоторые из них и останутся. Но другие, вероятно, продадут свои активы и уйдут из Казахстана», – считает г-н Табылдиев.
Глава ДБ АО «Банк Хоум Кредит» Владимир Гасяк в интервью корреспонденту «Капитал.kz» отметил, что мера регулятора была ожидаема. «Намерение Нацбанка РК по укрупнению банков, увеличению требований к ним звучало ранее. Нужно дождаться конкретных решений регулятора, чтобы понять требование в 100 млрд тенге будет обозначено для всех банков или для некоторых. Многие европейские страны предъявляют различные требования к уставному и собственному капиталу в зависимости от направления работы банка. Нужно учитывать, что некоторые банки нацелены на один сегмент, другие более универсальны»,– сообщил банкир.
При этом г-н Гасяк сообщил, что в связи с изменениями по капиталу банк не планирует уходить с рынка Казахстана. «Мы сообщили акционеру о намерении регулятора. Со стороны акционера ответ звучал так: давайте подождем, какие конкретно будут требования, и будем исходить из этого. Но необходимо учитывать, что банк инвестировал в банковские отделения, продукты. Точно сказать, что мы собираемся уходить с рынка, нельзя», - отметил банкир.
К слову, в настоящее время собственный капитал ДБ АО «Банк Хоум Кредит» приблизился к 28,9 млрд тенге.
Прибыль розничных банков под давлением
Для того чтобы докапитализироваться, помимо использования нераспределенной прибыли, банки могут проводить дополнительное размещение своих акций. «Если это публичные банки, чьи акции находятся в официальных списках KASE, то они смогут проводить дополнительные размещения среди неограниченного числа потенциальных инвесторов. Второй альтернативой является привлечение стратегического инвестора. Но в этом случае мажоритарным акционерам придется снизить свою относительную долю участия в собственном капитале банков. Третья альтернатива – докапитализация банков действующими мажоритарными акционерами. На практике, по некоторым банкам мы, скорее всего, увидим одновременное сочетание двух или трех способов докапитализации», – пояснил г-н Табылдиев.
Между тем акционеры розничных банков капитализируют свои банки не за счет чистой прибыли. Банки, активно занимающиеся беззалоговым кредитованием, могут лишиться части своей прибыли в 2014 году. В первую очередь прибыль может сжаться у банков, у которых ежегодный рост необеспеченных займов превышал 30%. Под прицел может попасть ДБ АО «Банк Хоум Кредит», в котором объем займов, выданных денежными средствами, по сравнению с 2012 годом увеличился в 2 раза. В «Евразийском банке» объем необеспеченных займов вырос на 60,4%. К тому же, по данным Нацбанка, два банка по итогам 2013 года вышли в минус: «Альянс банк» и «Нурбанк».
Еще один фактор, который окажет давление на прибыль – дополнительное провизование. Необходимость допровизовать свои займы может возникнуть у банков, которые выдавали займы в валюте лицам, не имеющим валютной выручки, до девальвации.
Нововведения регулятора отразятся не только на акционерах, но и на потребителях финуслуг. Если спустя пять лет некоторые игроки банковского рынка все-таки не докапитализируются, то уровень конкуренции на рынке снизится. Это может не только подстегнуть удорожание займов, но и снизить качество предоставления услуг. А ведь уже сейчас максимальная эффективная ставка по необеспеченным займам на рынке доходит до 56%, по ипотеке – до 16%.
«От большего предложения услуг кредитования на рынке выигрывает, в конечном счете, потребитель. Тогда он начинает диктовать условия, а не банк», – отметил глава «Нурбанка» Кантар Орынбаев.
Анна Видянова
Страница 1 из 1