Первый банковский!: Фактор внешней поддержки в рейтингах банков: Вопросы и ответы - Первый банковский!

Перейти к содержимому

Правила конференции

Внимание! Ответственность за содержание публикуемых материалов лежит целиком на авторах статей.
Мнение Администрации сайта может не совпадать с мнениями авторов публикаций.
Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Фактор внешней поддержки в рейтингах банков: Вопросы и ответы Бизнес Путеводитель Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   eug 

  • Главный специалист
  • Группа: Администрация
  • Сообщений: 20527
  • Регистрация: 06 December 06

Отправлено 19 March 2007 - 21:56

Фактор внешней поддержки в рейтингах банков: Вопросы и ответы

Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес Путеводитель»
Изображение


В связи с возросшим интересом рынка к потенциальной государственной поддержке как фактору формирования кредитных рейтингов финансовых институтов различных стран мира Рейтинговая служба Standard & Poor's 27 февраля 2007 г. опубликовала статью "Ключевая роль фактора внешней поддержки при присвоении рейтингов частным банкам из разных стран мира", в которой вновь разъясняются критерии присвоения рейтингов эмитентам данной категории.

Банки играют ключевую роль в национальной и международной экономике. Они охраняют и распределяют сбережения и инвестиции, выступают посредниками в финансовых операциях, управляют платежными системами, осуществляют реализацию кредитно-денежной политики и способствуют экономическому росту. Важнейшая задача правительств и органов регулирования банковской деятельности состоит в том, чтобы обеспечить нормальное состояние финансовой системы и защитить ее от кризиса, который способно вызвать банкротство одного крупного банка. Участники рынка, представляющие частный сектор, также заинтересованы в предотвращении банкротств и минимизации сбоев в финансовой системе. Поэтому, когда крупный или стратегически важный банк попадает в трудное финансовое положение, ему на помощь обычно приходят правительство и частный сектор, которые стараются совместными усилиями решить проблему и предотвратить дефолт.

Тем не менее банкротства банков возможны, и они происходят. Регулирующим органам приходится, во-первых, обеспечивать стабильность, во-вторых, поддерживать дисциплину в банковской системе и при этом следить, чтобы собственники и менеджеры благоразумно управляли своими банками. Политика "общего страхового покрытия" в отношении финансовых организаций, которым угрожает банкротство, несет в себе моральный риск: менеджеры и кредиторы банков освобождаются от ответственности за свои действия, соответственно, управление банками становится менее благоразумным, а рыночная дисциплина падает. Кроме того, существуют ограничения на размер государственных средств, которые регулирующие органы могут использовать для исполнения требований частных кредиторов.

В настоящей статье разбираются наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся этого сложного и очень важного аспекта деятельности банковской отрасли и того, как он учитывается в кредитных рейтингах, которые мы присваиваем финансовым институтам различных стран мира.

Часто задаваемые вопросы

1. В какой степени учитывается фактор потенциальной внешней поддержки в кредитных рейтингах, присваиваемых Standard & Poor's?

Наши кредитные рейтинги основываются на результатах фундаментального анализа, включающего изучение институциональных и общесистемных факторов, в том числе вероятности получения внешней поддержки. Исходя из анализа общесистемных факторов, мы производим оценку страновых рисков банковской системы (banking industry country risk assessment - BICRA), позволяющую установить базис для сравнения кредитоспособности банков той или иной страны. BICRA включает в себя ряд элементов, относящихся к структуре и эффективности экономики, нормативно-правовой инфраструктуре финансовой системы, а также конкурентной и операционной среде самой банковской системы. Качество и эффективность регулирования банковской деятельности, данные об эффективности действий Центрального банка по управлению финансовым сектором в периоды кризисов являются ключевыми элементами BICRA.

Однако BICRA не учитывает вероятность активного вмешательства правительства в целях спасения того или иного банка, попавшего в трудное финансовое положение. Standard & Poor's не рассматривает этот фактор при определении BICRA - он изучает его при составлении других рейтингов.

2. Использует ли Standard & Poor's какую-либо количественную оценку вероятности того, что государство придет на помощь проблемному банку?

Нет. Мы не делаем точных оценок вероятности того, что правительство поддержит неудачливый частный банк и обеспечит положение, при котором этот банк будет своевременно исполнять все свои обязательства. Это особенно относится к благополучным банкам, действующим в экономически развитых странах, применительно к которым мы сегодня не можем достаточно точно предсказать, какой будет степень государственной поддержки в отдаленном будущем.

Действия государства во время кризиса, затрагивающего какой-то конкретный банк или всю банковскую систему, вообще не поддаются прогнозированию. Например, правительство может принять решение о полномасштабной поддержке каких-то определенных видов банковской задолженности (например, по внутренним ритейловым депозитам) и отказаться от реструктуризации других обязательств банка (например, по межбанковским кредитам). Корпоративное законодательство и законы о банковской деятельности устанавливают пределы, в которых может действовать правительство, однако в ситуации, когда какой-то банк или вся банковская системы оказываются под угрозой банкротства, правительства нередко принимают неформальные и непредсказуемые действия.

3. Применяет ли Standard & Poor's критерий совместной поддержки при составлении рейтингов банков?

Standard & Poor's не пользуется вероятностным методом при составлении рейтингов банков, в том числе банков с государственным участием. Мы не только считаем невозможной точную количественную оценку вероятности вмешательства правительства, но и не верим в незаменимость метода "совместной поддержки" при анализе ситуации, в которой должники не связаны или почти не связаны между собой. Мы полагаем, что ввиду безусловной взаимосвязи между кредитоспособностью банков и кредитоспособностью правительств стран, в которых эти банки действуют, применять метод "совместной поддержки" при составлении рейтингов обязательств банков нецелесообразно. К тому же, мы считаем, что ввиду небольшого размера выборки, включающей банки, допустившие дефолт, невозможно установить коэффициент корреляции, обладающий достаточным прогностическим эффектом.

4. Верит ли Standard & Poor's в возможность того, что в будущем правительства вмешаются и спасут банки, попавшие в кризисную ситуацию?

Да, мы считаем, что правительства будут продолжать принимать различные меры, направленные на защиту банков от банкротства. Основной вопрос состоит в том, будут ли правительства спасать при любых обстоятельствах и полностью поддерживать все без исключения банковские обязательства. Мы считаем, что не будут. Контрагенты банков не рассчитывают, на то, что правительства при любых обязательствах придут банкам на помощь - даже если речь идет о крупных, системообразующих банках.

За прошедшее десятилетие в большинстве экономически развитых стран было сравнительно мало случаев, когда правительство приходило на выручку неудачливому банку. С другой стороны, довольно распространена ситуация, когда банк, испытывающий серьезное ухудшение финансового положения и кредитоспособности, покупает более крупная и сильная организация, часто при негласной поддержке правительства. Иногда проблемные банки приобретают частные фонды акций или другие инвесторы, не относящиеся к банковскому сектору. И лишь в редких случаях государство вмешивается и берет ситуацию в свои руки, проводя рекапитализацию или национализацию банка, выступая поручителем по его долгам или присоединяя проблемный банк к какому-либо другому банку.

Кроме того, мы полагаем, что в будущем размер государственной помощи будет, возможно, ограничиваться рамками бюджетов, многосторонними соглашениями (наподобие тех, которые заключаются внутри ЕС), а также тем, что регулирующие органы проводят политику, все более ориентированную на развитие рынка и укрепление рыночной дисциплины.

Как правило, результатом принятия срочных спасательных мер силами частного сектора становится повышение кредитного рейтинга проблемного банка (например, после его вхождения в состав какой-то другой организации), но это не является общим правилом. Иногда финансовое состояние банка после принятия мер по его спасению ухудшается как следствие принудительной продажи ценных активов или видов бизнеса или в результате его приобретения организацией (например, частным фондом акций), которая не способна усилить кредитоспособность банка посредством синергетического эффекта от объединения бизнеса или предоставления финансовой помощи в будущем. Кроме того, спасательная операция иногда оборачивается потерями для инвесторов - например, вложивших средства в акции банка.

5. Каким образом Standard & Poor's учитывает фактор потенциальной поддержки правительства при составлении рейтингов государственных банков в сравнении с частными банками?

При составлении кредитных рейтингов Standard & Poor's уже давно учитывает выгоды, которые имеют государственные банки в связи с возможностью получения поддержки правительства. Исходя из предположения о возможности экстренной поддержки правительства, мы нередко присваиваем государственным банкам рейтинги, которые выше оценки их собственной кредитоспособности. Иногда рейтинг государственного банка достигает уровня рейтинга правительства, причем такое возможно даже в отсутствие эксплицитных государственных гарантий.

Мы относим государственные банки и финансовые организации, участвующие в решении задач государственной политики (например, предоставляющие экспортные кредиты), а также государственные предприятия из других отраслей экономики к разряду "организаций с государственным участием" (ОГУ). Этот статус предполагает их тесные связи с правительством и высокую вероятность того, что правительство примет активные меры, направленные на поддержание их кредитоспособности. Если речь идет о банке категории ОГУ, то обычно его итоговый рейтинг оказывается выше оценки собственной кредитоспособности.

6. Одинакова ли возможность экстренного вмешательства правительства в целях поддержки банка, попавшего в кризисную ситуацию, во всех странах?

Нет. В одних странах правительства в большей степени склонны к прямому вмешательству, чем в других. Соответственно потенциал государственной поддержки проблемных банков в таких странах наиболее высок. С другой стороны, существует категория стран, правительства которых с очень небольшой степенью вероятности придут на выручку банкам. Большинство экономически развитых стран проводят политику, направленную на поддержку банков, в которой упор делается не на срочные меры по спасению, а на превентивные регулятивные меры.

В целях формализации методов учета данного фактора при составлении рейтингов банков Standard & Poor's делит правительства в соответствии с их склонностью к вмешательству и оказанию поддержки проблемным банкам на три категории:
- интервенционистские - правительства, которые с высокой степенью вероятности вмешаются напрямую, чтобы выручить банк, попавший в кризисную ситуацию;

- оказывающие поддержку - правительства, предпочитающие поддерживать банковский сектор в нормальном состоянии с помощью пруденциальной и проактивной политики, в том числе правил и процедур поддержки банков, попавших в трудное финансовое положение;

- правительства, чья поддержка возможна, но непредсказуема в силу либо слабой институциональной инфраструктуры, либо политики, предусматривающей решение проблем рыночными методами (или силами акционеров банков). Мы называем такие правительства "необязательно готовыми оказать поддержку".

В ближайшие месяцы Standard & Poor's опубликует более подробную информацию по этим трем категориям.

7. Каким образом Standard & Poor's учитывает принадлежность страны к той или иной категории при составлении кредитных рейтингов конкретных банков?

Применительно к частным системообразующим банкам из "интервенционистских" стран наши аналитики используют рейтинговую надбавку, благодаря которой их кредитные рейтинги оказываются выше оценки их собственной кредитоспособности на одно или более делений рейтинговой шкалы. Мы относим к числу "интервенционистских" целый ряд стран с развивающейся экономикой, в основном расположенных в Азии и на Ближнем Востоке. К числу "интервенционистских" стран принадлежит и Япония. Мы считаем, что правительства этих стран предпочитают принимать активные меры, направленные на спасение банков, попадающих в кризисную ситуацию.

Правительства "интервенционистских" стран с высокой степенью вероятности направят ресурсы на спасение важных (с точки зрения величины или экономического веса) банков, имеющих ключевое значение для функционирования национальной экономики. Standard & Poor's причисляет системообразующие частные банки, действующие в "интервенционистских" странах, к ОГУ в соответствии с методологией классификации стран по склонности к вмешательству и оказанию поддержки проблемным банкам. Предполагается, что банки категории ОГУ имеют тесные связи с правительством и что правительство с высокой степенью вероятности предпримет активные действия, способные повлиять на их кредитоспособность (чаще положительно, чем отрицательно).

При составлении кредитных рейтингов частных банков из стран, оказывающих поддержку, - США, стран-членов ЕС, Австралии и Канады - рейтинговая надбавка с учетом возможности экстренной внешней поддержки не делается. Однако рейтинги банков из этих стран учитывают наличие ряда важных системных факторов, к которым относятся, например, пруденциальное регулирование банковской деятельности, возможность получения кредитов Центрального банка для поддержания ликвидности и благоприятная правовая инфраструктура (все эти факторы отражаются, среди прочего, в BICRA). Экономически развитые страны предпочитают предотвращать проблемы в банковском секторе методами пруденциального надзора, а в случаях, когда возникает угроза банкротства, полагаться на частный сектор, который способен спасти банк путем его покупки.

Что касается частных банков стран, необязательно готовых оказать поддержку, например Аргентины и России, то применительно к ним мы не применяем указанную рейтинговую надбавку.

8. Каковы характеристики системообразующих банков?

Standard & Poor's определяет частный банк как системообразующий по результатам оценки следующих факторов:

- доля банка в общем объеме розничных депозитов;

- общий размер внутренней коммерческой сети;

- относительная значимость с точки зрения обеспечения рынка кредитными ресурсами и ликвидностью;

- "заметность" в сравнении с другими национальными банками и потенциальные последствия дефолта;

- значимость продуктов и услуг, являющихся "нишевыми" для данного банка.

Системообразующие банки выполняют важнейшие экономические функции, осуществляя классическое банковское посредничество или предоставляя чрезвычайно важные услуги (например, по управлению платежной системой или ценными бумагами). Мы уделяем большое внимание доле банка в общем объеме розничных депозитов, поскольку банкротство банка, имеющего значительное присутствие на рынке депозитов и миллионы вкладчиков, может кардинальным образом подорвать доверие к банковской системе. Хотя наличие системы защиты вкладов позволяет уменьшить этот риск, правительства обычно стараются не доводить дело до состояния, когда приходится создавать программы страхования вкладов. Обычно Standard & Poor's относит к разряду системообразующих те банки, чья доля в общем объеме розничных депозитов составляет или превышает 5%.

В ближайшие месяцы Standard & Poor's опубликует более подробную информацию по частным банкам, которые мы относим к категории системообразующих.

9. Как фактор внешней поддержки учитывается в рейтингах банков, которые в настоящее время находятся в трудном финансовом положении и могут получить помощь в ближайшем будущем?

Присваивая рейтинг банку, испытывающему серьезное ухудшение финансового положения и кредитоспособности, мы прибегаем к особому приему. Если состояние банка ухудшилось до такой степени, что он нуждается в той или иной внешней поддержке и если мы достаточно уверены, что эта поддержка будет оказана, мы можем повысить итоговый кредитный рейтинг этого банка до уровня, который выше оценки его собственной кредитоспособности. Чем увереннее мы в возможности внешней поддержки, чем "весомее" источник и понятнее механизм этой поддержки, тем выше потенциальная надбавка к рейтингу. В некоторых случаях растущая вероятность поддержки со стороны третьих сторон, в том числе правительства, может замедлить падение кредитного рейтинга проблемного банка или изменить нисходящее направление его движения на противоположное. Другими словами, мы не применяем рейтинговую надбавку за потенциальную экстренную внешнюю поддержку к благополучным банкам из стран, оказывающих поддержку, но в то же время можем использовать такую надбавку, имея дело с проблемным банком - при условии, что у нас есть четкое представление о параметрах ожидаемой внешней помощи.

Кредитоспособность банка, попавшего в кризисную ситуацию, определяется двумя противоположно направленными силами: ухудшение финансового положения понижает, в то время как возрастающая вероятность поглощения или государственной помощи повышает кредитоспособность. Присваивая рейтинги, мы стараемся учитывать обе противоположно направленные силы. Мы рассчитываем вероятность поглощения банка другой частной организацией и возможность государственной поддержки, и в результате получаем уровень рейтинга, который отражает наше мнение относительно того, каким станет финансовое состояние банка, когда он получит внешнюю поддержку.

10. Существует ли нижний предел рейтингов, которые Standard & Poor's присваивает банкам?

Нет, мы не устанавливаем никаких ограничителей, задающих предел, до которого может опуститься кредитный рейтинг банка. Однако мы полагаем, что исходя из динамики развития банковской отрасли за последние 25 лет можно выявить определенные закономерности, отражающие положительный эффект внешней поддержки на рейтинги банков. Мы учитываем фундаментальные экономические и общесистемные факторы, определяющие эти закономерности, при составлении кредитных рейтингов банков.

Рейтинги банков переходят из категории "АА" в категорию "А" примерно с той же регулярностью, что и рейтинги промышленных компаний, в то время как переходы из "А" в "ВВВ" или из "ВВВ" в "ВВ" наблюдаются реже. Например, за последние 25 лет вероятность того, что рейтинг американского или европейского банка в течение пяти лет перейдет из "ВВВ" в "А" в три-четыре раза превышала вероятность того, что он окажется в категории "ВВ". Причина более высокой вероятности перехода банка с рейтингом "ВВВ" в более высокую, нежели в более низкую рейтинговую категорию, заключается в воздействии внешних сил, которые склонны вмешиваться и предотвращать падение кредитоспособности банка одним из следующих способов:

- Банк приобретается и поглощается более крупной финансовой группой, и рейтинг ему больше не присваивается. Это - наиболее частный случай.

- Банк приобретается и становится стратегическим или ключевым членом более крупной и кредитоспособной группы, его рейтинг повышается.

- Регулирующие органы применяют меры нефинансового характера, чтобы не позволить ситуации дальше ухудшиться.

- Правительство оказывает финансовую поддержку (например, в форме рекапитализации банка, устранения невозвратных ссуд или гарантий по обязательствам банка) и спасает банк.

Такие позитивные варианты развития событий влияют на уровень рейтингов банков на всех этапах кредитного цикла. Например, высокое качество коммерческой сети - это фактор, весьма положительно влияющий на рейтинг банка и способный компенсировать плохие финансовые показатели. Банк, слабый в финансовом отношении, но имеющий хорошую коммерческую сеть, с большей вероятностью заинтересует покупателей, чем банк с плохими финансовыми показателями, имеющий посредственную или слабую коммерческую сеть.

11. В какой степени фактор внешней поддержки учитывается в рейтингах крупных банков, действующих в экономически развитых странах?

Большинство банков Европы, Северной Америки и Австралии имеют рейтинги категории "АА", которые в значительной степени отражают хорошо развитую, благоприятную регулятивную и институциональную инфраструктуру и низкий уровень странового риска банковского сектора, присущие странам этих регионов. Возможность получения кредитов Центрального банка для поддержания ликвидности, а также наличие эффективных систем банковского регулирования и надзора обеспечивают банкам этих стран стабильный доступ к рынкам розничных депозитов и капитала. Кроме того, данные системные элементы являются - наряду с бизнес-профилем и финансовой устойчивостью - ключевыми факторами, определяющими собственную кредитоспособность этих банков.

Мы считаем, что количественное определение вероятности того, что правительство поддержит благополучный частный банк, а также прогнозы относительно формы такой поддержки относятся к области теоретических упражнений, результаты которых неизбежно будут субъективными, поскольку вероятность возникновения ситуации, в которой может потребоваться такая помощь, весьма мала. Мы учитываем возможность экстренной поддержки правительства в рейтингах крупных банков лишь в тех случаях, когда такой банк реально испытывает трудности, причем учитываем ее в той степени, в какой предполагаемая поддержка реалистична и предсказуема.

12. Какими факторами определялось недавнее повышение кредитных рейтингов большого числа банков из разных стран мира?

Тот факт, что Standard & Poor's недавно повысило кредитные рейтинги большого числа банков, объясняется значительным улучшением базовых показателей финансовой и коммерческой деятельности мирового банковского сектора, а не увеличением вероятности экстренной государственной помощи. Высокий уровень кредитных рейтингов ведущих банков, действующих в экономически развитых странах, свидетельствует об очень низкой вероятности их дефолта, хотя эта вероятность не является нулевой. Различия в этих рейтингах связаны с небольшой, но существенной разницей в кредитных характеристиках банков.

Источник: Standard & Poor's
0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему