Первый банковский!: Страховщиков потеснят - Первый банковский!

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1

Страховщиков потеснят Руководитель группы страховых компаний БТА Серик Темиргалеев Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   eug 

  • Главный специалист
  • Группа: Администрация
  • Сообщений: 20527
  • Регистрация: 06 December 06

Отправлено 12 September 2007 - 16:10

Страховщиков потеснят

Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Изображение


ИзображениеПо мнению руководителя группы страховых компаний Банка ТуранАлем Серика Темиргалеева, в ближайшие годы главную конкуренцию страховым компаниям создадут общества взаимного страхования.

- Думаю, страховые компании не оттуда ждут удара – «враг» придет не с Запада и не с Севера, а со стороны отечественных обществ взаимного страхования в ближайшие 3-5 лет. Главное их преимущество в том, что они сегодня не регулируются и имеют льготы по налогообложению - всего 1% в отличие от страховщиков, которые платят 4%. У этих организаций нет ограничений по инвестированию, они могут вкладываться в более рискованные инструменты, соответственно, получать от инвестиционной деятельности больший доход. Ничто не мешает создавать такие общества по каждому классу страхования. Если я когда-нибудь, лет через 10-15, задумаюсь о смене работы, хотя не планирую, то, возможно, открою общество взаимного страхования, ведь оно принадлежит полисодержателям, следовательно, для его создания не требуются значительные инвестиции. Полагаю, другие менеджеры страховых компаний могут поступить так же, поскольку у них нет денег, но есть опыт и знания.

- Что в настоящее время движет страховым рынком и за счет чего он будет развиваться в будущем?

- Рынок развивается динамично в первую очередь за счет развития кредитных отношений в стране. Я всегда говорил, что в Казахстане страхование начнет развиваться тогда, когда все друг другу будут должны. А поскольку есть риск того, что с человеком и его имуществом может произойти что-то непредвиденное, то отношения заемщиков и кредиторов должны быть застрахованы. Сначала страхование заемщика возникает как принудительная мера, а с ростом финансовой грамотности населения люди начинают понимать, что страхование необходимо прежде всего им самим. Динамичное развитие рынка обязано именно кредитным отношениям, поскольку люди получили доступ к заемным средствам для приобретения качественных товаров. Если раньше основную часть населения устраивали квартиры улучшенной планировки советской постройки, то сейчас люди стараются купить новое жилье с большей площадью. Землетрясения никто не отменял, а недвижимость является главным активом большинства семей. Таким образом, страхование недвижимости становится чрезвычайно актуальным вопросом.

- Считаете ли вы, что страховой рынок развивается настолько динамично, чтобы каждый год вносить новые поправки в законодательство? Насколько дальновидные, по вашему мнению, решения принимает регулятор?

- Регулирование нужно всегда, но, как правило, регуляторы запаздывают со своими инициативами, и иногда это может привести к диссонансу. К примеру, новые МРТ для банков чуть было не ввели как раз в тот момент, когда начались волнения на международных рынках. Хотелось бы, чтобы надзор осуществлялся последовательно. К примеру, в Казахстане провозглашена ориентация на Европейскую конвенцию по страхованию. Наш страховой надзор вступил в международную ассоциацию страховых надзоров, то есть принципиальная линия обозначена, а наше законодательство должно соответствовать европейским стандартам. В то же время АФН продолжает придерживаться более жестких принципов, от которых в Европе отказались как от нерациональных. В частности, у нас осуществляется регулирование тарифов в обязательных видах страхования. В европейских странах по любым видам страхования нет регулирования тарифов.

Еще один пример связан с требованием по размещению активов, которые для компаний по общему страхованию и компаний по страхованию жизни ничем не отличаются, а ведь структура пассивов у этих компаний совершенно разная. У компаний по страхованию жизни активы очень долгие, для них критична ставка доходности и надежность вложений. Компаниям по страхованию жизни было бы интересно вкладываться в такие инструменты, как акции, которые, несмотря на свою волатильность на коротких участках, в долгосрочном периоде дают стабильную доходность.

А у компаний по общему страхованию пассивы короткие, для них более оправданным является инвестирование в недвижимость. В свое время страховщикам было запрещено вкладывать в недвижимость, а когда разрешили, то этот инструмент, уже выросший в цене, стал менее привлекателен. Тем не менее я считаю, что для рынка лучше более жесткое регулирование, чем его полное отсутствие. К примеру, в Украине, где достаточно либеральный страховой надзор, насчитывается около 400 страховщиков, из них только около 20 компаний будут работать в долгосрочной перспективе.

- Можно ли выделить какую-либо тенденцию поведения акционеров страховых компаний на рынке? Является ли страховой бизнес настолько окупаемым, чтобы приобретать его для дальнейшей продажи?

- В последнее время участники страхового рынка стран СНГ стали интересны западным финансовым институтам. Сейчас отмечается тенденция экспансии, конечно, в большей степени на рынке России и Украины. Западные страховые компании предпочитают покупать уже существующие компании. Пользуясь этим, акционеры некоторых действующих страховых компаний пытаются спекулировать, требуя высокую стоимость за страховую компанию. При расчете ее цены владельцы умножают годовой сбор премий на некий необоснованный коэффициент. Обычно при оценке страховой компании используется другая формула, учитывающая структуру бизнеса, прибыль будущих периодов. Кроме того, западные инвесторы исключают из расчета премии, полученные от родительских или дружественных структур, а также схемное страхование.

Многие акционеры, рассчитывающие на выгодную продажу своих компаний, растут за счет демпинга, как прямого, так и косвенного. В результате они остаются без прибыли, просто расширяя долю рынка. В этом случае компанию можно рассматривать не как страховую, а как дистрибьюторскую сеть, соответственно, и оценка ее будет другой.

Западные же инвесторы стремятся вложиться в предприятие, которое не вело агрессивную политику увеличения объемов. Поэтому думаю, будут куплены компании, которые ориентированы на долгосрочное развитие.

Справка

По состоянию на 1 июля 2007 года «БТА Жизнь» занимает 25% рынка. Рынок личного страхования за первое полугодие 2007 года вырос более чем на 47,1% и составил 7980 млрд. тенге. В продуктовой корзине «БТА Жизнь» наибольшие доли занимают накопительное страхование жизни – 43,1% и кредитное страхование – 36,6%. По итогам первого полугодия 2007 года «БТА Забота» собрала 338 млн. тенге премий, заняла 12,8% в сегменте добровольного медицинского страхования, который за полгода вырос на 17% и составил 2,6 млрд. тенге. Объем премий по добровольному личному страхованию достиг 345 млн. тенге, заняв 3,6% доли этого сегмента на рынке. Сбор страховых премий компании «БТА Страхование» составляет 10,7 млрд. тенге, из которых 635 млн. приходится на добровольное автострахование.


Гульмира Кунапия

Сообщение отредактировал eug: 12 September 2007 - 16:11

0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1


Быстрый ответ