Банки на карандаше
Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P), снизившее суверенный рейтинг Казахстана, оставило рейтинги банков без изменений. Однако в интервью «&» заместитель директора в группе «Финансовые институты» агентства Екатерина Трофимова призналась, что дальнейшее развитие рейтингов банков будет зависеть от того, какие выводы регуляторы и сами фининституты сделают из текущего периода напряженности и как пересмотрят принципы своей работы.
- Агентство финансового надзора (АФН) планирует внести ряд изменений в пруденциальные нормативы в отношении банков, некоторые из которых носят ужесточающий характер. Как вы оцениваете эти действия регулятора?
- Мы внимательно следим за ситуацией на банковском рынке разных стран, где сейчас наблюдается напряженность. Например, в России, где банковский сектор переживает не лучшие дни, надзорное ведомство очень оперативно и гибко отреагировало на проблемы с ликвидностью. И это стало в некоторой степени для всех неожиданностью. Регулятор в России предпринял ряд оперативных мер, которые комплексно направлены на восстановление и укрепление ликвидности. Из недавних наиболее серьезных действий можно отметить снижение на три месяца на 1% требований по обязательным резервам вплоть до середины января 2008 года. Кроме того, Центральный банк России расширил список ценных бумаг, принимаемых на обеспечение по заимствованиям репо. Центральный банк России активно и в очень крупных объемах продолжает проводить интервенции на валютном рынке. Беспрецедентно для России, на самом высоком политическом уровне из уст самого Президента страны с первых дней появления напряженности на банковском рынке начали звучать заявления о готовности оказания поддержки банковскому сектору.
Ряд мер, предлагаемых в Казахстане для поддержания стабильности в банковском сфере, вызвали неоднозначную реакцию в банковском сообществе, и их механизмы и принципы еще не до конца проработаны. Несмотря на заявления о поддержке банковского сектора и даже предпринимаемые в этом направлении шаги, стоит признать, что не существовало четкой программы действий по управлению сложившейся ситуацией, и это только добавило напряженности и неразберихи. Standard & Poor`s позитивно оценивает планы АФН по ужесточению требований по иностранным заимствованиям, уровню капитализации и темпам роста. Очевидно, что введение таких ограничений возможно только после полной стабилизации ситуации, но правила игры важно определить уже сейчас.
- Как вы оцениваете идею выкупа акций казахстанских компаний с западных рынков?
- Подобное предложение вполне объяснимо как попытка стабилизировать ситуацию и нивелировать спекулятивные настроения, которые, безусловно, существуют в сфере казахстанских долговых обязательств и акций на мировых финансовых рынках. Однако исторических прецедентов осуществления подобных акций не существует, и с точки зрения мировой финансовой практики такая мера является нерыночной. Если даже планы по выкупу акций и будут реализованы, то эти сделки не будут носить массового характера. Мы не ожидаем подобной частичной национализации компаний и банков через выкуп их публично торгуемых акций, что противоречило бы принципам экономической модели Казахстана.
- Не кажется ли вам, что подобные неожиданные и нестандартные инициативы властей говорят о том, что кризис на деле серьезнее, чем это преподносится официально?
- Отнюдь нет, но это свидетельствует об отсутствии четко проработанной программы действий в данных обстоятельствах. Мы давно отмечали, что, к сожалению, в Казахстане на уровне правительства, регулирующих органов отсутствует план действий в периоды напряженности в финансовом секторе. У казахстанских банков достаточный запас прочности, чтобы справиться с текущей напряженностью, однако можно было бы избежать многих острых моментов последних месяцев.
- Каким, на ваш взгляд, должен был быть упомянутый вами план действий в периоды напряженности?
- Универсального плана действий подобной ситуации не существует. В различных странах этот план представляет собой прописанный свод мер и обязанностей отдельных государственных органов, ответственных за конкретные сегменты в периоды напряженности. Банковский сектор – кровеносная система экономики, проблемы которой быстро перекидываются на другие секторы экономики. Требуется эффективное взаимодействие регулирующих органов финансовой сферы и соответствующих министерств, отвечающих за развитие других сегментов экономики. План «Б» должен очень четко прописывать вопросы координации действий всех государственных органов, их сферу ответственности. В нем также должны быть обозначены последовательность и приоритеты в решении проблем, а также объем и источники средств, которые необходимы для стабилизации банковского рынка. В этом плане должна быть предельная ясность относительно того, какие банки получат поддержку и в каком объеме, если ситуация примет катастрофический оборот. Это очень важно не только для управления ситуацией внутри страны, но и для иностранных инвесторов. Подобный план давал бы им четкое понимание того, как будет развиваться ситуация в случае каких-то негативных событий. Текущая ситуация усугубляется тем, что иностранные инвесторы не имеют ясного представления о том, как дальше станут развиваться события и в каком объеме, для каких именно банков и через какие механизмы будет осуществляться поддержка, несмотря на публичные заверения о содействии.
- Поделитесь вашим видением развития ситуации на финансовом рынке республики…
- Помимо решения краткосрочных проблем по выравниванию ситуации с ликвидностью, необходимо использовать данный момент для переопределения условий работы в банковском секторе после наступления стабилизации. Сложившаяся непростая ситуация в банковской сфере должна стабилизироваться в ближайшие месяцы. Сегодняшняя ситуация – момент истины как для отдельных банков в Казахстане, так и для регулирующих органов государства. Текущие события остро обозначали все недостатки в банковской системе. Важно, чтобы этот момент был использован для серьезных структурных изменений по выправлению этих опасных изгибов банковского рынка.
Существует опасность, что после стабилизации ситуации банки вернутся к своей прежней практике ведения бизнеса. Мы видим достаточный запас прочности и в государстве, и в казахстанских банках, чтобы справиться с текущей напряженностью. В частности, мы ни одному казахстанскому банку не снижали рейтинг последние несколько месяцев. Мы надеемся, что текущие события станут серьезной отрезвляющей встряской для всех, которые покажут необходимость серьезного переосмысления принципов ведения банковского бизнеса и структуры и глубины регулирования.
Сейчас важно четко определить, как государство будет осуществлять контроль за внешними заимствованиями, как будет стимулироваться развитие внутреннего фондового рынка, как будет регулироваться деятельность казахстанских банков за пределами республики. В настоящее время координация в области надзорных функций между казахстанскими регуляторами и центральными банками стран, в которых казахстанские банки работают, минимальна. Это в свою очередь ограничивает возможности контроля за рисками по операциям за пределами страны со стороны регуляторных органов Казахстана. Важно, чтобы краткосрочные задачи по стабилизации ликвидности не отодвинули на задний план необходимость решения структурных проблем. Если после наступления стабилизации банки вернутся к прежнему режиму работы и продолжат занимать все в больших объемах на Западе, безудержно наращивать кредитование, то риски будут только нарастать. Все это в итоге приведет к раздуванию структурных проблем в банковской системе. В этом случае мы можем ужесточить свой рейтинговый подход к анализу отдельных банков.
Нургуль Карабаева
Страница 1 из 1
Банки на карандаше Зам. директора в группе «Финансовые институты» S&P Е.Трофимова
#2
Отправлено 12 November 2007 - 15:46
Банки на карандаше
Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
- Каким, на ваш взгляд, должен был быть упомянутый вами план действий в периоды напряженности?
- Универсального плана действий подобной ситуации не существует. В различных странах этот план представляет собой прописанный свод мер и обязанностей отдельных государственных органов, ответственных за конкретные сегменты в периоды напряженности. Банковский сектор – кровеносная система экономики, проблемы которой быстро перекидываются на другие секторы экономики. Требуется эффективное взаимодействие регулирующих органов финансовой сферы и соответствующих министерств, отвечающих за развитие других сегментов экономики. План «Б» должен очень четко прописывать вопросы координации действий всех государственных органов, их сферу ответственности. В нем также должны быть обозначены последовательность и приоритеты в решении проблем, а также объем и источники средств, которые необходимы для стабилизации банковского рынка. В этом плане должна быть предельная ясность относительно того, какие банки получат поддержку и в каком объеме, если ситуация примет катастрофический оборот. Это очень важно не только для управления ситуацией внутри страны, но и для иностранных инвесторов. Подобный план давал бы им четкое понимание того, как будет развиваться ситуация в случае каких-то негативных событий. Текущая ситуация усугубляется тем, что иностранные инвесторы не имеют ясного представления о том, как дальше станут развиваться события и в каком объеме, для каких именно банков и через какие механизмы будет осуществляться поддержка, несмотря на публичные заверения о содействии.
Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
- Каким, на ваш взгляд, должен был быть упомянутый вами план действий в периоды напряженности?
- Универсального плана действий подобной ситуации не существует. В различных странах этот план представляет собой прописанный свод мер и обязанностей отдельных государственных органов, ответственных за конкретные сегменты в периоды напряженности. Банковский сектор – кровеносная система экономики, проблемы которой быстро перекидываются на другие секторы экономики. Требуется эффективное взаимодействие регулирующих органов финансовой сферы и соответствующих министерств, отвечающих за развитие других сегментов экономики. План «Б» должен очень четко прописывать вопросы координации действий всех государственных органов, их сферу ответственности. В нем также должны быть обозначены последовательность и приоритеты в решении проблем, а также объем и источники средств, которые необходимы для стабилизации банковского рынка. В этом плане должна быть предельная ясность относительно того, какие банки получат поддержку и в каком объеме, если ситуация примет катастрофический оборот. Это очень важно не только для управления ситуацией внутри страны, но и для иностранных инвесторов. Подобный план давал бы им четкое понимание того, как будет развиваться ситуация в случае каких-то негативных событий. Текущая ситуация усугубляется тем, что иностранные инвесторы не имеют ясного представления о том, как дальше станут развиваться события и в каком объеме, для каких именно банков и через какие механизмы будет осуществляться поддержка, несмотря на публичные заверения о содействии.
А не проще ли сказать "не знаю"... Было бы наверно честнее...
Поделиться темой:
Страница 1 из 1