Немассовая розница
Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Технология освоения КазИнвестБанком розничного сегмента будет отличаться от стратегий других казахстанских банков. Этот финансовый институт не планирует идти в массы, поскольку заинтересован лишь в самых продвинутых клиентах, сказал в интервью «&» председатель правления КазИнвестБанка Аднан Али Ага.
– До 2003 года КазИнвестБанк занимался лишь инвестиционным банкингом, в последние 4 года банк специализировался на обслуживании крупных клиентов, а теперь решил осваивать розничный сегмент. Что нового вы готовы привнести на этот, казалось бы, освоенный рынок?
– Очень надеемся, что развивать розничный сегмент начнем уже в ближайшие месяцы. Для этого мы пригласили специалиста, который будет заниматься продвижением розничных продуктов. У него 18 лет международного опыта в данном направлении, а в последние 3 года он возглавлял департамент розничного банкинга ABN Amro Банк в Казахстане. Сегодня уже сформирована команда, многие члены которой ранее работали в ABN Amro. В конце прошлого года наш банк завершил внедрение системы розничного кредитования KASTLE Universal Lending Suite. Данная система позволяет автоматизировать выдачу кредитов физическим лицам. С ее внедрением сводится к минимуму участие оператора в этой работе, что позволяет снизить риск ошибки по вине сотрудника банка. Кроме этого, мы планируем внедрение кредитных карт. Видите ли, большинство банков страны выпускают либо зарплатные карты, либо карты с кредитным лимитом. Настоящие кредитные карты (как это принято понимать за рубежом) выпускаются лишь несколькими местными банками, и мы планируем стать одним из них, но на еще более высоком уровне.
– В какую сумму банку обойдется развитие розничного блока?
– К концу 2008 года инвестиции в развитие розничного направления составят около $10 млн. Эта сумма будет увеличиваться в соответствии с темпами развития банка. Если нынешняя динамика сохранится, то дополнительно будет вложено еще $3-5 млн. в год. Однако эта сумма неокончательная: если будем расти более высокими темпами, то и вкладывать будем больше. Конечно, эти цифры несильно впечатляют, если сравнивать с первой пятеркой банков, но наша стратегия по рознице будет аналогична развитию корпоративного сегмента. Мы не будем рекламировать продукты среди населения. Для нас интерес представляют клиенты, которые понимают ценность качественных услуг и готовы платить за это. Это будут, например, сотрудники компаний, являющихся нашими корпоративными клиентами. Для нас не имеет значения размер банка, мы не стремимся быть самым большим розничным институтом в стране и не планируем быть третьим, пятым или десятым банком. Для нас главное – качество. Несмотря на то, что по по размеру активов наш банк занимает 15-е место, нашими клиентами являются крупные компании, которые входят в список ведущих 150 компаний страны. Аналогичной стратегии будем придерживаться и при развитии розничного блока. Через 3-4 года в ссудном портфеле у нас будет $400-500 млн. активов из розничного сектора. Если сравнить с тем, что делают другие банки, это мелочь. Но это будет доходный бизнес с низкими рисками.
– Будете расширять филиальную сеть?
– Да, но несильно. Сегодня у нас 8 филиалов по всему Казахстану, которые будут переориентированы на работу с розницей, а также планируем открыть 3-4 центра продаж. Однако большая часть филиалов будет находиться в Алматы и Астане. Это связано с тем, что население со стабильными доходами в основном сосредоточено в этих городах.
– Некоторые банки используют разнообразные возможности, чтобы увеличить количество «качественных» клиентов. Например, Народный банк получил доступ к базе клиентов Казахтелекома и теперь может отслеживать платежеспособных заемщиков.
– Получить базу данных по клиентам не означает возможности расширить бизнес. На рынке распространено мнение, что если у банка есть инфраструктура, имя, то клиенты сами идут. Однако мы предпочитаем работать по-другому. На мой взгляд, услуги и продукты – вот что действительно привлекает клиентов. Мы, пожалуй, единственный банк, который работает с клиентами на индивидуальной основе. Наш банк выбирает компании, с которыми хотел бы делать бизнес, идет к ним, показывает наши продукты и в итоге получает нового клиента. В любой индустрии обладание хорошей базой данных еще не гарантия того, что можно сделать хороший бизнес. Подобное происходит, когда на рынке нет конкуренции. Например, большие госкомпании – это сложные клиенты, поэтому мы сосредоточили свои интересы на частном секторе.
– Одной из основных задач вашего банка является вхождение в число десяти крупнейших финансовых институтов Казахстана. Но ведь и другие банки не стоят на месте, наращивают объемы оказываемых услуг, повышают качество сервиса…
– Ожидаем, что к концу 2008 года мы достигнем этой цели. Или, если не войдем в десятку, будем близки к этому. Покажите мне компанию, которая не говорила бы, что стремится к качеству! Однако есть большая разница между тем, чтобы просто заявлять и действительно стремиться к этому. На самом деле рост, который наблюдался в последние годы в банковской системе, – это не результат ее продвинутости, это результат избыточной ликвидности внутри страны и на внешних рынках. В Казахстане было время, когда, имея большой банк, можно было получить деньги достаточно легко. Сейчас ситуация изменилась, и получить заем достаточно сложно. Даже после того, как западные рынки откроются, все равно процесс привлечения средств будет совершенно другим. Поэтому банкам и в будущем будет достаточно сложно привлекать кредиты с международных рынков. На мой взгляд, основной недостаток современных казахстанских банков в том, что их бизнес основывается на постсоветской модели. Конечно, многие из них улучшили ее, купив хорошие технологии, продукты, привлекли иностранных специалистов. Но, мне кажется, чтобы успешно развиваться дальше, нужно полностью отказаться от этой модели, а не улучшать ее. Но реализовать на практике это достаточно сложно. Мы использовали принципы западной модели с самого начала. Поэтому мы верим в то, что продолжим расти до 100% в год в ближайшие 3 года. С начала финансового кризиса и до конца этого года мы увеличим свои размеры в 3,5 раза. Наше развитие активно поддерживается и иностранными инвесторами, которые предоставили нам около $100 млн. До конца этого года получим $100-150 млн. от других международных инвесторов. Это не коммерческие инвесторы, а международные финансовые институты. Кроме того, в тот момент, когда начался кризис на мировых рынках, мы выпустили на местном рынке облигации и привлекли ресурсы за счет этого.
В этом году планируем увеличить капитал банка в два раза – со $100 млн. до $200 млн. В абсолютных цифрах это не так много, но если сравнивать с другими средними и мелкими банками, то они подобных результатов явно не демонстрируют. Данный уровень капитала вполне достаточен для того, чтобы поддерживать активы на уровне $2-2,5 млрд. Поэтому я сомневаюсь, что в течение 2 лет нам еще понадобится увеличение капитала.
– Не так давно вашими акционерами стали ЕБРР и Citi Venture Capital International. Когда они планируют продать свои доли и выйти из КазИнвестБанка? В какой форме может произойти этот выход?
– Планируется, что их выход из бизнеса произойдет через 3-5 лет. Конечно, если никто не придет и не сделает нам предложение, от которого просто будет невозможно отказаться. А вообще, планируется, что это будет продажа стратегическому западному инвестору. Возможность проведения IPO сразу отметается, поскольку КазИнвест¬Банк – слишком маленький банк для выхода на листинг. Но здесь возникает вопрос – адекватность размера банка интересам потенциальных покупателей. Поскольку, чтобы быть интересным для стратегов, необходимо не превышать определенную планку. Если перешагнуть этот порог, то банк станет слишком дорогим активом для инвестора.
Айнура КАРГАЛИНОВА
Страница 1 из 1
Немассовая розница Председатель правления КазИнвестБанка Аднан Али Ага
Поделиться темой:
Страница 1 из 1