Отправлено 28 February 2008 - 14:52
Сегодня прочитала статью в энд кз про новый фильм. Думаю для вас тоже будет интересна данная информация.
«Искупление»
Фаворит британских кинокритиков добрался-таки до казахстанских кинотеатров. Само название фильма кажется «говорящим»: новая картина Джо Райта снята так тонко и трогательно, что выглядит как возмещение зрителям морального ущерба за причиненный современным кинематографом вред.
Режиссер: Джо Райт.
Актеры: Кира Найтли, Джеймс МакЭвой, Ромола Гараи, Сорша Ронан, Бренда Блетин, Ванесса Редгрэйв.
Все эти «самые лучшие фильмы», «рэмбо» и прочие киноужасы, способствующие воспитанию поколения веселых имбецилов, для которых сочетание слова «ж..а» и звука гранатомета – это ой как смешно, получили укол настоящим кино. Некоторые критики пишут, что фильм Джо Райта неоправданно затянут и напоминает инструмент самоистязаний для мазохистов. Доля правды в этом есть, но то, что «Искупление» является одним из лучших фильмов 2007 года, также вне всяких сомнений.
Понятно, почему фильм не получил «Оскара» в этом году, в нем нет ни открытия, ни провокации, ни актуальности. Никто в нем не спекулирует расизмом и глобальным потеплением. Он старомоден – в миллионный раз рассказывает о любви. Все эти картинки, где война превращает неудавшийся роман в настоящую трагедию, а глупый поступок ломает чью-то жизнь, зритель видел уже тысячи раз, и чем-то «Искупление» даже напоминает «Английского пациента», но от этого ценность данной картины не умаляется. К тому же этот фильм Райта не фальшив, как его первая известная работа «Гордость и предубеждение», снятый по роману Джейн Остин.
Предвоенное время. Семья английских аристократов ждет в гости молодого олигарха, владельца шоколадной фабрики. В центре внимания две сестры: старшая – половозрелая красотка (ее играет Кира Найтли) и младшая – подросток, начинающая писательница с буйной фантазией. Обе влюблены в симпатичного сына прислуги, которого добрые хозяева обучили в Гарварде. Парень, разумеется, любит старшую – крутит для нее большевистские папиросы, пишет ей письма, а чтобы увидеть ее еще разок, бредет к дворцу по пыльной дороге в своем единственном смокинге и начищенных туфлях. Но вот незадача: в любовное послание, которое красавчик передал своей возлюбленной через младшую сестру, он случайно вложил не формальное объяснение в любви, а свои настоящие мысли. Когда любопытная младшая сестра прочитала письмо, где главным было слово «щель», ее чуть не хватил удар, а когда чуть позже она застукала эту парочку в библиотеке, разочарование в любовном объекте сменилось желанием отомстить «маньяку». И случай представился. Гость, шоколадный барон, оказался любителем нимфеток и изнасиловал гостившую у них кузину. Противная «писательница» тут же обвинила во всем ни в чем не повинного сына прислуги. Да уж, в каждой женщине живет маленькая, ревнивая, хм-м, сволочь. Первую половину фильма зрителям хочется убить эту нудную девочку, которая испортила жизнь взрослым. Во второй половине, где начинается война и все, включая заключенных и аристократов, идут на фронт, зритель будто получает отпущение собственных грехов – злая девочка повзрослела и работает в госпитале, чтобы заслужить у Бога прощение. Заканчивается все чисто по-британски – все умирают. Только он умер от сепсиса, его любовь – при бомбежке, а виновница их несчастья – лишь в 80-летнем возрасте, написав про грехи молодости книгу. Здесь режиссер делает модный нынче двойной финал – в книге хеппи-энд: они живут счастливо и умирают в один день, а затем, будто специально для критиков, разъясняется: это только в книге, на деле же она так и не успела получить прощения.
Фильм рефлексивен – сначала показывают какую-то одну сцену, затем возвращают зрителя в ее начало и расшифровывают сцену вновь. Будто человек анализирует ту или иную информацию. Благодаря мастерству режиссера даже простые и вроде бы бесхитростные фразы западают в душу зрителя, от некоторых даже екает сердце. «Он так крепко спит», – говорит девушка о своем возлюбленном, но с такой нежностью, что по коже бегут мурашки. «Мне страшно», – говорит перед смертью французский солдат, у которого так пробита черепная коробка, что виден мозг, и становится действительно жутко.
Еще один плюс фильма – красивые, иногда даже слишком, картинки, от которых современный зритель отвык. Особенно зрелищно смотрятся сцены с водой, как, например, та, где героиня Киры Найтли ныряет в бассейн за осколком вазы и запутывается в лилиях и водорослях. Даже война выглядит здесь красиво: истребители отражаются в реке, в лесу солдаты находят группу убитых медсестер, уложенных аккуратнее, чем конфеты в праздничной коробке.
Единственный минус картины – это негативные эмоции, которые испытывает зритель. Фильм достаточно тяжелый, особенно если учесть, что информационное пространство вокруг современного человека – исключительный трэш. Мир рушится как карточный домик: Косово отделяется от Сербии, иранцы разрабатывают ядерную программу, китайская Олимпиада под угрозой срыва – какие-то террористы готовят свой кровавый план, актеры и музыканты уходят один за другим, по «ящику» сплошной некролог… Современные люди так хотят верить в чудеса, пусть не такие банальные, о которых повествует Коэльо, но все же. Так или иначе, фильм «Искупление» напоминает прививку от плохих поступков. Нельзя делать гадости, даже если очень хочется, говорит Джо Райт. И к счастью, не в нравоучительной манере.