Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Национальный банк не планирует проведения дополнительной эмиссии тенге в стране. Иначе Казахстану не избежать роста инфляции. Такое мнение в ходе онлайн-конференции на сайте www.profinance.kz высказал председатель правления Нацбанка Анвар Сайденов
– Анвар Галимуллаевич, некоторые эксперты предлагают провести дополнительную эмиссию тенге. Глава госфонда «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов так прокомментировал это предложение: «Зачем создавать государственный эмиссионно-кредитный банк, если у нас есть уже Национальный банк». У меня сложилось такое впечатление, что он не исключает возможности включить печатный станок.
– На рынке присутствует такая точка зрения, что в условиях кризиса наблюдается недостаток денег в экономике, поэтому Нацбанку необходимо больше эмиссировать тенге, чтобы вкладывать в развитие прорывных проектов и на другие цели. Но, на мой взгляд, это не совсем верный подход, поскольку угроза роста инфляции, о которой говорил г-н Келимбетов, существует. Сегодня мы сумели переломить тенденцию, связанную с ростом инфляции, понятно, что это произошло за счет целого ряда факторов: снижения деловой активности, отсутствия притока денег из-за рубежа в тех объемах, которые наблюдались ранее. Это, естественно, отразилось на объемах денег в стране. В 2009 году мы ожидаем снижение уровня инфляции, но определенная угроза ее роста все же сохраняется. И на увеличение этого показателя может повлиять эмиссирование тенге в больших объемах.
– Авторы идеи считают, что отношение денежной массы к ВВП недостаточно и можно поэтапно проводить эмиссию, не доводя ситуацию до инфляции.
– Это, наверное, очень тонкое искусство. Я согласен с тем, что у нас уровень монетизации недостаточен. Но обеспечить этот показатель за счет увеличения объемов денег невозможно. Должна быть определенная экономическая логика, каким объемом денег необходимо подкреплять деловую активность в стране. Период надувания «пузырей» базировался как раз на том, что платежеспособный спрос был подкреплен предложением товаров, услуг. Сейчас, в кризисный период, за этим процессом необходимо наблюдать очень внимательно.
– Но все же будет ли Нацбанк повышать уровень монетизации?
– Если денежные агрегаты в стране растут по отношению к ВВП, то будет повышаться и уровень монетизации.
– Является ли политика, проводимая Нацбанком с целью поддержать курс тенге, еще одной мерой в помощь банкам? Ведь стабильный курс тенге выгоден для банков, поскольку они привлекают в большей части средства в тенге, а выплачивают по внешним займам в долларах. С другой стороны, почему Нацбанк не допускает ослабления тенге, ведь это будет выгодно для отечественных производителей?
– Определенная логика в этом высказывании присутствует, поскольку действительно для обслуживания внешних долгов, номинированных в иностранной валюте, стабильный курс тенге только благоприятен. При этом надо, конечно, учитывать тот факт, что на рынке большое количество заемщиков получили банковские кредиты в долларах США. Для этой категории населения крайне важен стабильный курс тенге.
Конечно, если рассматривать ситуацию в упрощенном виде, то для отечественных производителей, для наших экспортеров, слабый курс тенге выгоден. Но, с другой стороны, нынешняя ситуация отличается от 1999 года, когда курс находился в свободном плавании. Сегодня у Казахстана большой внешний долг и значительный объем внутренних кредитов, номинированных к курсу доллара. Если сесть и посчитать по балансу, выиграет или проиграет страна от насильственной девальвации тенге, то по сравнению с 1999 годом мы понесем только убытки. Если произойдет значительное давление на резервы и они начнут истощаться, чего пока не наблюдалось, то нам для обеспечения достаточного уровня резервов нужно будет пойти на девальвацию. Однако объективных предпосылок сегодня для обесценения тенге нет. Ситуацию в целом надо внимательно отслеживать и при принятии того или иного решения обязательно учитывать экономические последствия, как положительные, так и отрицательные.
– Сегодня всеобщее внимание приковано к антикризисной программе правительства. Ваше видение того, насколько меры, предпринимаемые государством, соответствуют требованиям времени?
– Мировой опыт свидетельствует о том, что функции государства в экономике должны возрастать во время кризисных явлений, экономических затруднений. В подобных кризисных ситуациях рыночная позиция «Laisser faire», предпочтение свободы развития рынка и надежда на «невидимую руку» зачастую не оправдывают себя. Экономика нуждается в твердой и уверенной руке, в четком и своевременном решении текущих проблем. Судите сами: разработанный и принятый антикризисный план содержит вполне четкие направления усилий по решению вопросов финансовой стабильности, развития жилищного рынка, поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом не остались в стороне вопросы развития агропромышленного сектора и важнейшие аспекты развития экономики Казахстана – реализация инфраструктурных, индустриальных и инновационных проектов. На мой взгляд, действия государства оправданны, обоснованны и своевременны. Необходимо только регулярно отслеживать процесс реализации мер, конъюнктуру рынка и живо реагировать на изменения ситуации, словом, держать руку на пульсе.
– Между правительством и банками подписан меморандум о том, что правительство войдет со своим капиталом в банки. Куда эти деньги пойдут? Пойдут ли они в экономику Казахстана?
– На мой взгляд, требовать от банков, чтобы эти средства шли только на кредитование внутренней экономики, и предоставить банкам самим разбираться с долгами в условиях, когда внешние рынки закрыты, нелогично и неосуществимо. Не может быть такого, чтобы банк, который испытывает проблемы с погашением по внешним платежам, благополучно кредитует внутреннюю экономику. Здесь должен быть баланс. Правительство и Нацбанк оказывают поддержку по облегчению обслуживания внешних платежей именно для того, чтобы банки имели больше возможностей для кредитования внутренней экономики. Если возникает угроза по погашению внешних долгов, то это может привести к серьезным последствиям. Понятно, что крупные акционеры, владеющие его акциями, не могут допустить потери собственного вклада.
– Альянс Банк подписал соглашение с правительством о вхождении в капитал банка. Однако вначале, когда шло обсуждение этой меры, звучала формулировка «до 25%», а в сообщении Альянс Банка приводится новая формулировка – «не менее 25%». Дает ли это государству шанс на контрольный пакет?
– Формулировки, конечно, могут иметь разный смысл, но результат должен быть один. Вхождение государства, чем бы оно ни было обусловлено, не должно привести к угрозе предъявления досрочного погашения внешних обязательств со стороны иностранных кредиторов. Изменение контроля, переход контроля в другие руки во многих договорах является сольным. Я считаю, что, даже если есть желание получить большую долю контроля в том или ином банке, обязательно будут просчитываться эти юридические последствия.
– Как вы считаете, так ли необходимо выделять деньги в рамках антикризисной программы на кредитование экономики через коммерческие банки? Ведь в прош¬лом году при выделении бюджетных средств на решение проблем дольщиков в Астане деньги пошли по назначению только после вмешательства в процесс правительства. Почему нельзя создать альтернативный государственный институт, который обеспечит прозрачность и гарантию целевого расходования этих средств?
– Все операции в экономике осуществляются через банки, поскольку они являются финансовыми посредниками. Все юридические лица имеют в банках счета, через которые проводятся операции. Создание или наделение действующего госинститута подобными функциями повлечет за собой рост расходов на открытие счетов для заемщиков, формирование соответствующего штата сотрудников, обеспечение доступа к данному институту из любой точки страны. К тому же времени на создание дополнительной структуры у нас нет, а средства в период кризиса необходимо расходовать очень экономно.
Не проще ли, используя существующие мощности банков, распределять государству деньги по конкретным направлениям, по заранее обусловленным требованиям? В этом случае на правительство возлагается только функция мониторинга и контроля за целевым и эффективным расходованием этих средств.
– Какие задачи стоят перед Национальным банком в 2009 году?
– Сложная ситуация в банковском секторе, которая сохранится в ближайшие годы, требует принятия мер по смягчению денежно-кредитной политики. Еще в начале 2008 года перед Нацбанком стояли две задачи: обеспечение стабильности цен и стабильности финансового сектора. Во втором полугодии произошло усиление мирового финансового кризиса. Одновременно кардинально изменилась ситуация на мировых товарных рынках. Рост цен на сырье и продовольствие на мировых рынках сменился резким падением.
В этих условиях проблема инфляции временно отошла на второй план. При этом вопрос поддержания экономического роста и обеспечения стабильности финансового сектора становится приоритетным направлением для Нацбанка. Соответственно, в 2009 году мы будем проводить мягкую денежно-кредитную политику. Это подразумевает принятие мер, главным образом направленных на обеспечение стабильности финансового сектора.
Более детально эти меры будут представлены в основных направлениях денежно-кредитной политики на 2009-2010 годы, которые в настоящее время находятся в стадии разработки.
– Какие меры поддержки банков вы считаете неприемлемыми в случае их банкротства? Возможна ли в такой ситуации полная национализация банков?
– На мой взгляд, вопрос поставлен немного некорректно. Нет прямой связи между угрозой банкротства и спасением ситуации за счет полной национализации банков. Есть целый ряд условий, при которых Министерство финансов или госинститут могут стать акционерами, в том числе и 100%-ными акционерами банка. Но для этого должны существовать объективные причины: неплатежеспособность банка, угроза сохранности вкладов физических лиц или юридических компаний. Но вопрос национализации сегодня – это больше из области абстрактных рассуждений, поскольку нынешнее состояние банковской системы говорит об отсутствии подобных рисков.
– Но национализированные банки могут быть достаточно конкурентоспособными, например, как это происходит в России.
– Конечно, в условиях кризиса или нестабильности очень удобно иметь госинститут, посредством которого можно реализовать антикризисные мероприятия. Но на нашем рынке тенденции к национализации не наблюдается. Если фонд «Самрук-Казына» осуществит планируемое вхождение в капитал 4 системообразующих банков, то в Казахстане появятся банки с государственным участием, через которые и можно реализовывать госпрограммы по стабилизации ситуации на внутреннем рынке страны.
– В прессе называются разные суммы внешнего долга коммерческих банков Казахстана. Сколько все-таки наши банки еще должны выплатить в 2009 и 2010 годах?
– Внешний долг банков (включая Банк развития Казахстана) на 30 июня 2008 года составил $45,1 млрд. Из них подлежат погашению в 2009 году $8,1 млрд., в 2010-м – $5,1 млрд. Кроме того, начисленное вознаграждение на имеющийся долг составляет $2,5 млрд. в 2009 году и $2 млрд. в 2010-м. Таким образом, прогноз по внешнему долгу банков составляет $10,6 млрд. в 2009-м и $7,2 млрд. в 2010 году. Но этот график будет уточнен после формирования оценки валового внешнего долга на 30 сентября 2008 года. Обновленная информация будет опубликована на сайте Нацбанка 10 января 2009 года.
– Озвучьте ваше мнение о нынешней макроэкономической ситуации в Казахстане. Если анализировать ситуацию в 2009 году с пессимистической точки зрения, что может пойти не так?
– Сегодня государством предпринимаются очень серьезные шаги, направленные на недопущение системного кризиса нашей экономики. В первую очередь усилия сконцентрированы на удержании устойчивости банковского сектора, его способности своевременно и в полной мере погашать внешнюю задолженность и бесперебойно осуществлять кредитование экономики. На это направлены значительные средства, опубликован антикризисный план. В числе мер этого плана предусмотрено приобретение государством пакета акций 4 системообразующих банков. Сегодня создается фонд стрессовых активов. Словом, предпринимаются все необходимые усилия, чтобы предотвратить пессимистический поворот событий. Но в ходе любого кризиса менее конкурентоспособные участники рынка могут не выдержать трудностей этого периода. В целом это даже поспособствует оздоровлению деловой среды.
Айнура Каргалинова
Сообщение отредактировал eug: 29 December 2008 - 11:59