И грянул гром
Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Государство выкупило контрольные пакеты двух крупных банков – БТА и Альянса. Теперь уже бывший председатель совета директоров БТА Банка Мухтар Аблязов назвал действия власти рейдерством.
Информация о возможной продаже крупных пакетов акций БТА и Альянса подогревала рынок давно. Вчера она получила официальное подтверждение – за один удар молотка в копилку государства ушли сразу два системообразующих банка.
Нескромное предложение
АФН сделало правительству предложение, от которого последнее не смогло отказаться. Вчера в ходе правительственного часа глава АФН Елена Бахмутова порекомендовала государству выкупить «львиную долю» БТА Банка – 78,14% простых акций. По ее словам, АФН подготовило заключение о необходимости доразмещения почти 30 млн. простых акций БТА Банка, что приведет впоследствии к формированию доли госфонда «Самрук-Казына» в размере 78,14% простых акций.
При этом глава АФН сообщила, что сумма, необходимая для выполнения банком нормативов достаточности капитала, составляет 251,3 млрд. тенге. «Согласно законодательству цена размещения должна определяться на дату принятия решения правительством. Соответственно, цена одной простой акции БТА Банка, сложившаяся на KASE, к моменту открытия торгов на сегодня (2 февраля. – «&») составляет 8401 тенге», – отметила г-жа Бахмутова.
И вчера же в совместном заявлении правительства, АФН и Нацбанка были озвучены причины, которые привели крупнейший банк под крыло государства. «2 февраля 2009 года в связи с нарушениями БТА Банком коэффициента ликвидности и коэффициента достаточности собственного капитала, в соответствии со статьями 17, 17-2 Закона РК «О банках и банковской деятельности» правительством по согласованию с АФН принято решение о докапитализации БТА Банка путем приобретения госфондом «Самрук-Казына» дополнительно объявленных акций». Эта мера, указывается в заявлении, позволит банку сформировать уровень провизий, адекватный принятому риску, и является необходимой для защиты интересов вкладчиков и кредиторов банка, а также обеспечения устойчивости банка и банковской системы Казахстана.
В заявлении особо отмечается, что «данная мера не является национализацией, имеет временный характер и предполагает последующий выход государства из состава акционеров». В сообщении указывается, что доля действующих акционеров БТА Банка после размещения допэмиссии снизится до 21,86% с сохранением количества акций.
Правительство также приняло решение отстранить от должности председателя совета директоров БТА Банка Мухтара Аблязова. Последний в долгу не остался: вчера в СМИ было распространено письмо за подписью г-на Аблязова, в котором автор назвал переход БТА Банка под контроль власти результатом «постоянных и настойчивых попыток госорганов отобрать банк сомнительными методами». «Сегодняшние действия правительства в отношении БТА Банка – это произвол и государственное рейдерство. Действия правительства говорят об экономической некомпетенции и политической близорукости чиновников», – подчеркивается в письме.
Экс-глава банка сообщил, что «из-за неквалифицированных действий правительства БТА Банк оказался отсечен от мирового рынка заимствований, особенно после заявлений о намерении государства провести реструктуризацию внешних задолженностей». «Постоянно осуществлялось планомерное обескровливание банка путем вывода депозитов и снятий средств со счетов нацкомпаний и госхолдингов, а также принуждения клиентов переходить в другие финансовые институты. Обещания со стороны правительства не выполнялись. Банк отрезали от участия в госпрограммах», – отмечается в заявлении г-на Аблязова.
Банки на продажу?
Министр финансов Болат Жамишев считает, что в сложившейся ситуации правительство выбрало наиболее оптимальный вариант решения проблемы. «Если бы действующие акционеры справлялись с ситуацией, то и государству незачем было бы входить в капитал банка», – подчеркнул он.
По словам главы Нацбанка Григория Марченко, практически несколько месяцев функционирование БТА Банка обеспечивалось краткосрочными недельными кредитами Нацбанка. «И если бы мы их (банки. – «&») не поддерживали, в частности, последние деньги были выданы на прошлой неделе, то уже наступили бы дефолты», – добавил он.
Кстати, долей БТА Банка, которая перешла государству, заинтересовался Сбербанк РФ. Как заявил г-н Марченко, «пока никакого эксклюзива нет, представитель Сбербанка находится здесь. С ними сейчас будут вестись переговоры, но если будут другие предложения от других заинтересованных банков, с ними будут проведены такие же переговоры». При этом глава Нацбанка не сообщил, на какую долю претендует Сбербанк, отметив, что это предмет переговоров.
Не замедлил отреагировать на это сообщение Евразийский банк, тоже изъявивший желание прикупить кусочек от БТА Банка. В официальном сообщении, распространенном вчера пресс-службой Евразийского, основной упор делается на то, что «в вопросе определения новых акционеров системообразующего банка, каковым, безусловно, является БТА Банк, приоритет должен быть отдан национальным инвесторам». «В частности, Евразийский банк готов начать переговоры о приобретении акций БТА Банка. Подчеркиваем, что данное предложение Евразийского банка не является стремлением к переделу сложившегося финансового сектора страны в условиях временных, мы в этом уверены, трудностей», – говорится в сообщении банка.
Банк за 100 тенге
Еще одно большое приобретение государства – Альянс Банк. В случае с Альянсом вхождение «Самрук-Казыны» в капитал банка прошло без сучка без задоринки. Как пояснил г-н Жамишев, предложение о покупке поступило от основных акционеров банка – финансовой корпорации Seimar Alliance Financial Corporation (SAFC), которые запросили за 76% простых акций банка 100 тенге. «Самрук-Казына» оценила предложение и в тот же день для обеспечения достаточной ликвидности зачислила $200 млн. на корреспондентский счет Альянс Банка в Нацбанке.
Чиновники, во избежание кривотолков, поспешили сообщить, что эта сделка, так же, как и покупка БТА банка, не является национализацией. «Приобретение акций происходит по инициативе основного акционера на основе заключения соответствующего договора», – подчеркивается в распространенном вчера сообщении правительства.
Представители SAFC провели вчера пресс-конференцию в Алматы и сообщили некоторые подробности сделки. По информации председателя правления Альянс Банка Ерика Султанкулова, согласно условиям депозитного соглашения, заключенного сторонами, «Самрук-Казына» предоставляет банку 24 млрд. тенге под 8% на срок до конца этого года. В дальнейшем, добавил он, депозит будет конвертирован в капитал банка, что отмечено в договоре сторон.
Глава SAFC Сакен Сейфуллин сообщил, что финансовая корпорация могла бы решить судьбу своего детища и по-другому. «Если бы мы знали, что кризис закончится в этом году, наше решение было бы другим. В данном случае оно зиждется на осознании того факта, что мы не сможем поддерживать капитализацию банка и его финансовую устойчивость неопределенно долгое время. Мы понимали, что в этом году еще выдержим, но в следующем году придется принимать какие-то решения. Лучше все сделать заранее», – резюмировал г-н Сейфуллин.
Кулуарная сделка
По мнению заместителя гендиректора инвесткомпании Uniсorn IFC Екатерины Карцевой, выкуп государством контрольных пакетов акций двух банков – вынужденная мера. «Я считаю, государство должно помогать таким образом, а не просто выделять деньги на решение проблем всех игроков рынка», – сказала она «&».
В то же время г-жа Карцева опасается, что процесс помощи банкам может затянуться дольше ожидаемого и в конечном итоге принести государству только убытки. Она отмечает, что в настоящий момент банки практически не получают прибыли, которую можно было бы направить на погашение задолженностей.
«Состояние кредитных портфелей не только БТА и Альянса, но и других банков сейчас очень плохое. Потоков от текущего бизнеса, за счет которых можно было бы погасить обязательства, нет и не предвидится, учитывая наступление рецессии кризиса. Так что сейчас госсредства уйдут на гашение долгов, в том числе и для того, чтобы сохранить лицо перед международными инвесторами. Но какой ценой?» – спрашивает г-жа Карцева. В то же время, полагает она, у государства есть запасной план для выправления ситуации в подконтрольных банках. «Сомневаюсь, что власть примется полностью рассчитываться с кредиторами данных банков. Можно рассмотреть несколько версий развития событий – от возможной реструктуризации долгов до слияния некоторых игроков», – размышляет эксперт.
Оценивая сумму сделки, г-жа Карцева отметила, что акционерам БТА Банка переплатили. По ее мнению, в случае, когда банк находится «на грани» и государство вынуждено войти в капитал, актив должен выкупаться по самой низкой цене. «Ведь власть и так собирается поддерживать банк реальными деньгами и гасить его обязательства. А на рынке БТА Банк сегодня стоит гораздо меньше, чем 8400 тенге за акцию. Маржа банка между кредитами, которые он выдает, и обязательствами, «провисающими» на балансе, сегодня нулевая. Более того, я думаю, кредитный портфель БТА не выправится на протяжении еще 3-4 лет. Так что нормальная цена за акции банка – нулевая», – отрезала аналитик.
Г-жа Карцева не исключает, что в дальнейшем государство может пойти на выкуп контрольных пакетов и других казахстанских банков. «Поскольку кризис будет длительным, а обязательства есть практически у всех банков, аналогичный сценарий может повториться еще не раз. Но такой подход будет применяться только к системообразующим банкам, имеющим крупные внешние заимствования», – заключила она.
Если БТА Банк был на грани дефолта, почему информация об этом не была озвучена ранее, недоумевает заместитель гендиректора агентства KzRating Денис Рыбалкин. «Декларируемое качество активов и ссудного портфеля как БТА Банка, так и Альянс Банка не позволяло предполагать, что банки находятся в преддефолтном состоянии. Об этом не заявляли ни АФН, ни другие регуляторы рынка. Решение о выкупе контрольного пакета акций этих банков было принято абсолютно кулуарно, без каких-либо сообщений о том, что структуры испытывают дискомфорт в выполнении определенных пруденциальных нормативов», – говорит он.
Если изначально озвученные 25%-ные инъекции в капитал банков были недостаточными для их нормальной работы, почему надзорные органы допустили такой «провал» ликвидности, задается вопросом г-н Рыбалкин. «Кроме того, нет четкой информации о том, где в этом преддефолтном состоянии ошибка менеджмента банка, а где – последствия финансового кризиса. Нет отчета о том, какую из причин хочет профинансировать государство», – заключил эксперт.
Зампредседателя правления Цеснабанка Марс Алдашов считает, что найти покупателей для такого дорогого актива, как банк, сложно, тем более в ситуации, когда денег не хватает во всем мире. «Когда речь идет о продаже такого стратегически важного и значимого для страны актива, как самый крупный банк, да еще в ситуации общего кризиса, государство имеет моральное право не затягивать процесс поиска инвесторов и не отдавать это на откуп существующим акционерам. Есть определенные риски, что этот процесс может затянуться, а ситуация в банке к тому моменту – стать менее контролируемой. А это, в свою очередь, очень плохо повлияет на общую ситуацию в стране. Поэтому в такой обстановке государство имеет моральное право действовать решительно», – говорит он.
Г-н Алдашов особо отмечает ситуацию, сложившуюся с покупкой Альянс Банка. По его мнению, если акционер согласился продать «такой крупный пакет акций за такую символическую стоимость», это может говорить о том, что «кризис в данном банке достиг той степени, когда область переговоров максимально сузилась». «Я не знаю, как происходил процесс в данном случае, но, судя по формальным признакам, уступка 76% акций за 100 тенге говорит о том, что степень проблем в Альянс Банке достигла той точки, после которой возможен дефолт», – рассуждает г-н Алдашов.
Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев считает, что покупка контрольных пакетов Альянса и БТА – это первые ласточки новых процессов в Казахстане. «Учитывая тот факт, что наше государство в какой-то степени олицетворяется отдельными группировками, я не исключаю, что в определенном будущем контрольный пакет акций банков, который сейчас принадлежит государству, может оказаться в руках отдельных финансово-промышленных групп. Важно понять, что окончание кризиса ознаменуется исчезновением одних бизнес-империй и появлением других», – заключил политолог.
Айгуль Кисыкбасова, Айнура Каргалинова
Страница 1 из 1