Венчурное инвестирование!! открытый интерес, обсуждения, мнения :)
#1
Отправлено 25 January 2006 - 09:22
Инновация - результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги), нового или усовершенствованного технологического процесса, а также организационно-технические, финансово-экономические и другие решения в различных сферах общественных отношений, оказывающие прогрессивное влияние на различные области производства и сферы управления обществом;
Инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, объединенных единой целью, задачами, объектом или территорией, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации;
Инновационный проект - документ, содержащий план проведения комплекса научных, научно-технических, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований и работ, направленных на достижение инновации, а также технико-экономические показатели;
Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности;
Уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий в пределах предоставленных полномочий руководство и реализацию государственной политики в области инновационной деятельности;
Технологический инкубатор - юридическое лицо, обеспечивающее предоставление субъектам инновационной деятельности научных, производственных, кадровых, юридических, маркетинговых, лизинговых и иных услуг;
Инновационный фонд - юридическое лицо, содействующее развитию инновационной деятельности путем финансирования инновационных проектов и инфраструктуры в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Венчурное инвестирование - инвестирование, направленное на создание и/или коммерциализацию инноваций на этапах (1) прикладных исследований, связанных с доведением идеи до создания пилотных образцов новой продукции и оценкой ее коммерческого потенциала; (2) начального серийного производства и первых продаж продукции; (3) раннее расширение производства и выход на новые рынки сбыта продукции.
Венчурный фонд - объединение капитала юридических и/или физических лиц, оформленное как с образованием, так и без образования юридического лица в целях осуществления венчурного инвестирования.
Управляющая компания (менеджер) венчурного фонда - юридическое лицо, ответственное за управление венчурным фондом, которое включает деятельность по выбору и оценке объектов инвестиций, заключению сделок с финансируемыми компаниями, контролю за их деятельностью и обеспечению выхода из них.
Выход - завершающая стадия процесса венчурного инвестирования, заключающаяся в продаже инвестором принадлежащего ему пакета акций/доли участия
Деятельность по созданию и функционированию венчурного фонда регулируется:
Уполномоченный орган: Агентство по регулированию и надзору за финансовым рынком и финансовыми организациями РК (АФН)
Закон РК «Об инновационной деятельности» от 3 июля 2005 года № 333-II
Закон РК «Об инвестиционных фондах» от 7 июля 2004 № 144
Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы
(Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2005 года N)
Указ Президента РК «О создании государственного предприятия Национальный инновационный фонд» от 25 августа 2003 № 256-1
Механизм создания венчурного фонда
Инициаторами проекта создания венчурного фонда (далее - проект) могут выступать как Национальный инновационный Фонд (далее Фонд), так и другие юридические лица – резиденты и нерезиденты Республики Казахстан. Проект также может быть совместной инициативой сторон – потенциальных учредителей венчурного фонда. Инициаторами не могут являться юридические лица, находящиеся в процессе ликвидации, признанные несостоятельными (банкротами), на имущество которых наложен арест и (или) экономическая деятельность которых приостановлена. Инициатор представляет в Фонд проектное предложение с приложением основного пакета документов в соответствии с Правилами создания венчурного фонда перечисленных ниже. В случае, если инициатором проекта является Фонд, либо это совместная инициатива сторон, подготовка проектного предложения осуществляется подразделениями Фонда совместно с вовлеченными в проект партнерами. После представления/подготовки полного пакета документов проекту присваивается регистрационный номер. Первичный отбор проектов осуществляется Группами проектного финансирования (далее - ГПФ) на предмет наличия всех требуемых документов, а также соответствия проекта Меморандуму об инвестиционной политике Фонда. Положительная оценка при первичном отборе не гарантирует предоставления Фондом финансирования проекта, а является основанием для проведения комплексной экономической и правовой экспертизы проекта. Фонд извещает Инициатора о результатах первичного отбора.
Экспертиза проектов осуществляется в два этапа и включает:
•внутреннюю экспертизу структурными подразделениями Фонда;
•внешнюю правовую экспертизу независимыми экспертами (по необходимости).
Группа проектного финансирования (ГПФ) и Департамент юридической службы (ДЮС) Фонда проводят внутреннюю экспертизу финансово-экономических и правовых аспектов проекта. Результат экспертизы оформляется в виде Предложения Инвестиционному комитету Фонда. Предложение должно включать следующие вопросы:
•цель и задачи фонда;
•направления деятельности,
•формы инвестирования фонда,
•размер капитала фонда, источники его формирования (размер доли инициатора, схема формирования капитала),
•организационно-правовая форма фонда,
•организационная структура, форма управления фондом (самостоятельно, либо через управляющую компанию),
•предложение по выбору управляющей компании, взаимодействию с ней,
•временной горизонт деятельности фонда,
•принципы инвестиционной политики фонда (отраслевые приоритеты, требования к проектам, порядок привлечения и отбора проектов, порядок принятия инвестиционных решений).
В случае, если инициатором проекта является Фонд, внутренняя экспертиза проекта не проводится. Структурные подразделения Фонда (ГПФ при содействии ДЮС) подготавливают Предложение Инвестиционному комитету Фонда.
При необходимости ГПФ и ДЮС обращаются к Правлению Фонда с обоснованным предложением о проведении внешней правовой экспертизы проекта. Внешняя правовая экспертиза может быть инициирована также по решению Инвестиционного комитета Фонда.
.По результатам экспертизы ГПФ и ДЮС Фонда Инвестиционный комитет Фонда принимает следующие решения:
• направить проект на доработку внутренними подразделениями Фонда (повторная экспертиза);
• направить проект на независимую правовую экспертизу;
• рекомендовать Правлению Фонда отклонить дальнейшее рассмотрение проекта;
• рекомендовать Правлению Фонда принять проект к финансированию.
В случае принятия Инвестиционным комитетом решения о направлении проекта на доработку внутренними подразделениями Фонда, либо направлении проекта на независимую правовую экспертизу, после получения окончательных результатов повторной экспертизы или независимой экспертизы проект повторно выносится на рассмотрение Инвестиционного комитета Фонда для принятия окончательного решения о направлении проекта на рассмотрение Правления Фонда. При необходимости Инвестиционный комитет может направить проект на дополнительную экспертизу. Дополнительная экспертиза может осуществляться по всем или отдельным аспектам проекта в зависимости от сложности, масштабов проекта. Фонд обеспечивает анонимность и конфиденциальность экспертизы проектов.
На основе проведенной комплексной экспертизы проекта, при наличии заключения Инвестиционного Комитета Правление Фонда принимает решение:
•об одобрении проекта и направлении его на рассмотрение Совета Директоров Фонда для принятия решения о финансировании;
•об отказе в финансировании проекта. По вынесенному решению Правления Инициатору проекта направляется письменное уведомление.
В случае принятия Советом Директоров Фонда положительного решения о механизме финансирования проекта Фонд организует работу по исполнению принятых решений (подготовке учредительных документов, подготовке и заключению соответствующих договоров и т.д.).
Существуют определенные лимиты участия НИФ в уставном капитале создаваемого фонда, так НИФ может инвестировать до 10 млн. тенге, что не должно превышать 49% от уставного капитала венчурного фонда. Создание венчурных фондов с участием Фонда будет способствовать привлечению частного капитала в инновационную деятельность, снижению их рисков, формированию механизма эффективного взаимодействия государства и частного предпринимательства в сфере коммерциализации инноваций. Венчурные фонды, создаваемые с участием Фонда, вправе осуществлять финансирование инновационных проектов как определенного сектора экономики (специализированные венчурные фонды), так и различных секторов экономики (универсальные венчурные фонды). Основные условия инвестирования в венчурные фонды:
•инновационная направленность деятельности венчурных фондов;
•нацеленность создаваемого венчурного фонда на инвестирование в казахстанские предприятия;
• разделение рисков с другими инвесторами и ограничение ответственности;
•неконтрольное участие (не более 49% уставного капитала венчурного фонда);
•участие Фонда в принятии венчурным фондом решений по инвестированию, выбору управляющей компании, позволяющее осуществлять мониторинг и контроль за инвестированными Фондом средствами и реализацией инновационного проекта;
•прозрачность организационно-правовой формы венчурного фонда и наличие профессионального менеджмента;
•привлечение передового опыта в области венчурного финансирования;
•определенный временной горизонт участия Фонда в создаваемых венчурных фондах.
Процедура создания
1.Инициатор совместно с соответствующим подразделением НИФ разрабатывают проектное предложение на основе представленного Инициатором проекта (и/или предложенным НИФ) инновационного проекта.
2.Инициатор представляет в НИФ пакет документов на себя (список ниже).
3.НИФ рассматривает проект (экспертиза) и выносит решение по финансированию, в случае положительного результата, НИФ заключает с Инициатором Меморандум (соглашение) инвестиционного сотрудничества, где оговариваются возможности выхода НИФ из фонда, мониторинг портфеля фонда, организационно-правовая форма создания фонда. Фонд может быть создан в форме закрытого паевого или акционерного инвестиционного фонда, паевый фонд обязан быть создан со статусом фонд рискового инвестирования.
4.По рекомендации НИФ Инициатором определяется Управляющая компания (УК), Инициатор имеет право выдвинуть Управляющую компанию до момента заключения Меморандума сотрудничества и оговорить в его условиях одобрение НИФ представленной УК. УК должно организовать презентация в НИФ и получить согласие НИФ на управление фондом.
5.Если Фонд создается в качестве закрытого паевого фонда с УК заключается договор на доверительное управление с участием НИФ и Инициатора фонда, УК сама проводит регистрацию выпуска паев. Определяет кастоди по согласованию с Инициатором и НИФ. Инициатор не имеет права выступать кастоди такого фонда. Процедура создания фонда полностью ложиться на УК
6.Если фонд создается в форме акционерного инвестиционного фонда, то с УК заключается договор от имени фонда, а не от имени учредителей, и за создание и юридическую регистрацию фонда отвечает Инициатор фонда, а за регистрацию выпуска паев собственно УК фонда.
7.УК разрабатывает инвестиционную стратегию фонда и согласовывает с учредителями/акционерами, УК формирует инвестиционный венчурный портфель.
8.НИФ проводит ежемесячный мониторинг портфеля и обязательный полугодовой аудит фонда, ежегодный аудит УК
9.Вывод ценных бумаг фонда на биржу (если было принято решение учредителей).
#2
Отправлено 25 January 2006 - 10:46
#4
Отправлено 26 January 2006 - 08:59
представляемых в АО «Национальный инновационный фонд»,
по проекту создания венчурных фондов
Проектное предложение (если фонд не является Инициатором). Проектное предложение оформляется в свободной форме и выражает намерения заявителя по созданию совместного с АО «Национальный инновационный фонд» венчурного фонда. Подписывается лицом, имеющим полномочия для подписания документов от имени заявителя – юридического лица. Проектное предложение должно содержать информацию, отражающую видение инициатором стратегической концепции создания и развития венчурного фонда, а именно:
•цель и задачи фонда;
•направления деятельности фонда;
•формы инвестирования фонда;
•размер капитала фонда, источники его формирования (размер доли инициатора, схема формирования капитала);
•организационно-правовая форма фонда;
•организационная структура,
•форма управления фондом (самостоятельно, либо через управляющую компанию), предложение по выбору управляющей компании, взаимодействию с ней;
•временной горизонт деятельности фонда;
•принципы инвестиционной политики фонда (отраслевые приоритеты, требования к проектам, порядок привлечения и отбора проектов, порядок принятия инвестиционных решений);
Устав и учредительный договор (нотариально заверенные)
Свидетельство о государственной регистрации и статистическая карта Инициатора (нотариально заверенные)
Финансовые документы Инициатора (формы №№1,2,3 по ОКУД, аудиторские отчеты) за последние 3 года.
Презентация инициатора (расширенная информация о компании включающая подробную информацию о руководителях, опыте работы менеджмента компании, история компании, текущие и планируемые проекты)
Учредительные документы и презентация управляющей компании (если предлагается) (расширенная информация, о компании включающая подробную информацию о руководителях, опыте работы менеджмента компании, история компании, нотариально заверенные копии документов, подтверждающих полномочия на осуществление лицензируемых видов деятельности)
Сведения о планируемых к рассмотрению на предмет финансирования создаваемым фондом проектах (если имеются)
Проект концепции
создания и развития венчурного фонда
Концепция представляет собой общую стратегию развития венчурного фонда, цели и задачи венчурного фонда, инвестиционную политику фонда, организационную структуру фонда и принципы функционирования фонда. Содержит следующие структурные элементы:
1. Основные положения (цели и задачи Фонда, направления деятельности фонда)
2. Инвестиционная политика Фонда:
•принципы инвестирования;
•приоритетные отрасли финансирования;
•форма финансирования;
•основные требования к проектам;
•диверсификация рисков;
3. Организационная структура Фонда (описание структурных подразделений фонда, описание управляющей компании, механизмы взаимодействия структурных подразделений и управляющей компании)
4. Организация финансирования проектов:
•привлечение и отбор проектов
порядок рассмотрения проектов
•порядок принятия инвестиционных решений по проектам
•управление проектами
•выход из проектов
5. Формирование доходов Фонда и управляющей компании.
Вывод: Мы рекомендуем создавать венчурный фонд в виде паевого фонда рискового инвестирования, с проработкой проектов в области интернет-технологий (интернет-банкинг), а также инфраструктуру безналичного обслуживания.
#5
Отправлено 27 January 2006 - 08:49
• конкуренция за качественный человеческий капитал становится важнейшей характеристикой мирового инновационного развития, растущая мобильность высококвалифицированного персонала также обеспечивает процессы распространения знаний;
• роль информационных технологий в процессе распространения знаний становится все более актуальной для дальнейшего роста инновационной активности, процессы распространения знаний вышли за пределы отдельных экономик;
• глобализация заставляет компании конкурировать на все более высоких уровнях технологий и в тоже время стимулирует процессы специализации и локализации инноваций.
Страны, реализовавшие концепцию системного подхода к проведению инновационной политики, сумели за короткий исторический период времени создать эффективные национальные инновационные системы, включающие в себя механизмы взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования и добиться увеличения общей наукоемкости ВВП.
К примеру, регионами ускоренного расширения научно-технической сферы за последние годы стали страны Юго-Восточной Азии, скандинавские страны (Финляндия, Швеция). Новые индустриальные страны увеличили наукоемкость ВВП в полтора-два раза и приближаются к показателям европейских стран и США. Новейшей тенденцией является сокращение доли госсектора в условиях стабилизации или сокращения "государственного заказа" науке из национальных бюджетов. Научные подразделения крупных корпораций, мелкие и средние наукоемкие фирмы усиливают свои позиции в национальном научно-техническом развитии, опираясь на созданную при помощи государства систему образования, инфраструктуру и некоторые льготы экономического характера. В большинстве развитых стран внебюджетное финансирование научных исследований и разработок существенно превышает объемы бюджетных ассигнований в эту сферу. В среднем по странам - членам Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) оно возросло с 55 % в 1981 году до 65 % в начале 90-х годов. Главный источник внебюджетных средств - предпринимательский сектор, в котором лидируют крупные национальные и транснациональные корпорации. Корпорации предпринимательского сектора в развитых странах исторически сложились как важнейшие структуры национальных инновационных систем. Именно они, одновременно финансируя исследования и воплощая в реальные продукты и технологии научные результаты и изобретения, берут на себя экономическую ответственность за основные направления научно-технического прогресса (далее - НТП), на их долю приходится большая часть финансирования науки силами частного сектора. Предпринимательский сектор является и останется в перспективе крупнейшим исполнителем НИОКР, как по объему расходуемых средств, так и по числу занятых научными исследованиями ученых и инженеров. В 90-е годы двадцатого столетия в Казахстане произошло резкое сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технологического развития, падение престижа ученого и востребованности научных результатов, снижение инновационной активности предприятий, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, что привело к ослаблению научно-технологического потенциала, деградации наукоемких производств. Отсутствие комплексного, системного подхода к управлению инновационными процессами сдерживает развитие инновационного потенциала страны и не позволяет правильно обозначить приоритеты его дальнейшего развития. Можно выделить следующие основные проблемы, нерешенность которых негативно влияет на развитие отечественного инновационного потенциала:
• незавершенность большинства научных разработок технологий и продуктов с целью их выноса на рынок для востребованности потребителями. Это резко снижает ценность предлагаемых технологий (или продуктов) в глазах потенциальных партнеров;
• отсутствие современных механизмов внедрения технологических нововведений и выведения их на рынок. В рыночных условиях механизм освоения нововведений неразрывно связан с малым инновационным бизнесом, для которого характерен высокий риск, но и высокая отдача в случае успеха. В развитых экономиках существует особый сектор народного хозяйства, обеспечивающий необходимые условия (инфраструктуру) для развития малого инновационного предпринимательства;
• отсутствие развитых инфраструктурных элементов содействия инновационным проектам, таких как технологические парки и специализированные бизнес-инкубаторы, сеть фондов рискового финансирования (венчурных фондов), специальные финансовые механизмы поддержки фирм на этапе их быстрого роста, сертифицированные оценщики фирм и интеллектуальной собственности и др.;
• отсутствие на внутреннем рынке платежеспособного спроса на передовые технологии и промышленные нововведения. Наука и научно-техническая деятельность относятся к сфере услуг и эти услуги должны быть востребованы рынком. К сожалению, отечественный рынок научных услуг и наукоемкой продукции в настоящее время очень мал. Большинство предприятий не могут позволить себе "покупать" услуги науки.
Для реализации системного подхода к формированию инновационной системы необходимо выделить и проанализировать ее основные подсистемы, где государство через прямое или косвенное участие может эффективно реализовать инновационную политику.
Инновационная система подразделяется на следующие основные подсистемы, каждая из которых включает, соответственно, такие элементы:
• научный потенциал, необходимый фактор для инновационного развития формируется путем создания развитой сферы прикладных исследований, осуществляющих "доводку" фундаментальных разработок до уровня коммерческого применения;
научный потенциал включает:
• государственные научные организации - национальные научные центры, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, проектные институты;
• научные организации при национальных компаниях, лаборатории при крупных предприятиях;
• частные научно-исследовательские и проектные институты; малое и среднее предпринимательство, занимающееся научными исследованиями;
• научные кадры и индивидуальных изобретателей; материально-техническую базу.
На сегодняшний день научный потенциал страны представлен научными организациями Министерства образования и науки, отраслевых министерств, частных научно-исследовательских организаций, центрами исследований по направлениям научных исследований на правах хозяйственного ведения, координирующих деятельность институтов соответствующего профиля, а также научно-исследовательских институтов (далее - НИИ), находящихся в ведении национальных компаний. Инновационное предпринимательство, предусматривающее развитие связующей (посреднической) роли между научно-технической и производственной сферами. Конечной целью инновационного предпринимательства является развитие предприятий, способных оперативно реагировать на текущую конъюнктурную ситуацию рынка и налаживать серийные производства конкурентоспособной наукоемкой продукции нового поколения и повышенного спроса на уровне мировых стандартов. Бюджетное финансирование НИОКР осуществляется из средств республиканского бюджета, Фонда науки. Кроме того, одним из направлений инвестиций акционерного общества "Национальный инновационный фонд" (далее - НИФ) (государственный институт развития, созданный в 2003 г. в целях активизации инновационной активности в стране и выполняющий, наряду с другими, функцию "фонда фондов") является финансирование прикладных НИОКР путем предоставления грантов на конкурсной основе. Финансирование инновационных проектов осуществляется через созданные государственные институты развития. Усилия государства недостаточно эффективны без участия в инновационном процессе предпринимателей и частного капитала. В настоящее время наблюдается слабая заинтересованность предпринимателей в поиске, оценке и продвижении отечественных научных разработок. Венчурные фонды являются основным механизмом венчурного инвестирования. На начальной стадии развития венчурного инвестирования привлечение частного отечественного и иностранного капитала в финансирование компаний, деятельность которых направлена на создание и/или коммерциализацию инноваций, возможно при создании венчурных фондов с прямым долевым государственным участием. Государственные средства, инвестируемые в венчурные фонды, снижают риски частных инвесторов, входящих в эти фонды. Такая форма государственного содействия на начальной стадии становления венчурной индустрии показала свою эффективность практически во всех странах. Участие государства в создании венчурных фондов осуществляется через НИФ. Программа ограничивает понятие венчурного инвестирования только инвестициями в компании, деятельность которых направлена на создание и коммерциализацию инноваций на ранних стадиях жизненного цикла компании/проекта. На данном этапе развития венчурного инвестирования необходимо учитывать следующие моменты:
• венчурное финансирование во всем мире переживает период стагнации после кризиса 2000-2001 годов, объемы привлечения средств в венчурные фонды продолжают сокращаться как в Европе, так и в США, что сильно осложняет выполнение задачи по привлечению венчурных инвестиций в Казахстан;
• абсолютное большинство венчурных фондменеджеров развитых стран очень настороженно относятся к вопросу о расширении географии инвестирования за пределы развитых стран вообще и к предложениям инвестировать в Казахстан, в частности;
• всех фондменеджеров, в первую очередь, интересует вопрос развития в стране венчурного предпринимательства и системы его поддержки. Зарубежные фонды не придут в страну, если не будет выбора объектов инвестирования не в виде идей и научно -исследовательских коллективов, а в виде уже зарегистрированных компаний, возглавляемых инновационными менеджерами и предпринимателями, имеющих систему государственной поддержки;
• в качестве первого шага некоторые управляющие компании предлагают оказание консалтинговых услуг по научно-техническому анализу проектов, процессу инвестирования, диверсификации портфеля инвестиций, оценке рисков, методике выхода из проектов, на втором этапе сотрудничества (не менее чем через год) они готовы будут рассматривать вопрос о создании в Казахстане совместных компаний по управлению активами венчурных фондов, которые будут наполняться без их участия. Только на третьем этапе совместной работы они будут ставить вопрос перед акционерами по инвестированию средств своих фондов в Казахстан. Данный путь представляется практически неизбежным и позволит перенять опыт, технологию работы европейских фондменеджеров, показать им наличие в стране спроса на венчурный капитал и доходность инвестиций;
• для установления рабочего взаимодействия со многими фондами и компаниями по управлению активами венчурных фондов необходимо инвестировать в них деньги, стать их акционерами (пайщиками), что позволит наладить взаимоотношения с другими акционерами, направлять на стажировку своих специалистов и в дальнейшем привлечь данные фонды к инвестированию в Казахстане, созданию совместных фондов для инвестирования в нашей стране. Данный способ привлечения венчурного капитала в страну использовали страны Юго-Восточной Азии, Корея и др.
Развитие венчурного инвестирования в Казахстане, особенно на первом этапе реализации Программы, капитализация рынка венчурного капитала возможно только при активном участии отечественных институциональных инвесторов и финансовых институтов. Именно они являются в развитых странах основными источниками венчурного капитала. Так, в США в 2000 году на долю институциональных инвесторов приходилось около 60 % венчурного капитала, а на долю банков около 23 %. В Европе на долю институциональных инвесторов, также как и финансовых институтов, приходится около 30 % венчурного капитала.
В Казахстане к настоящему моменту банки второго уровня, инвестиционные фонды, финансово-промышленные группы накопили большой объем финансовых ресурсов, часть из которых, с либерализацией регуляторного режима, может влиться в реальный сектор экономики, в том числе в виде венчурного капитала. В то же время, в Казахстане существуют значительные препятствия для участия институциональных инвесторов и финансовых институтов в венчурном финансировании. Так, в соответствии с Законом "Об инвестиционных фондах" акционерами акционерного инвестиционного фонда не может являться управляющая компания. Запрет не распространяется на акционеров акционерного инвестиционного фонда рискового инвестирования. Но на деятельность инвестиционных фондов рискового инвестирования накладываются существенные ограничения. Например, акции акционерных инвестиционных фондов рискового инвестирования не допускаются к обращению в торговых системах организаторов торгов. В соответствии с Законом "О страховой деятельности" страховая организация осуществляет размещение своих активов в высоколиквидные инструменты, в том числе негосударственные эмиссионные ценные бумаги эмитентов Республики Казахстан, включенных в официальный список организаторов торгов по наивысшей категории. Пенсионные фонды имеют право инвестировать в негосударственные эмиссионные ценные бумаги организаций Республики Казахстан, включенные в официальный список организаторов торгов по категории "А". Инвестиционная деятельность банками второго уровня осуществляется с учетом Правил классификации активов и условных обязательств и создания провизии против них, согласно которым при расчете регуляторного капитала вычитаются все суммы произведенных инвестиций.
Индивидуальные инвесторы, напрямую инвестирующие финансовые средства в НИОКР и новые растущие компании (бизнес ангелы, или неформальные инвесторы) образуют неформальный рынок венчурного капитала. Несмотря на сравнительно незначительный вклад в венчурный капитал в абсолютном выражении, бизнес ангелы являются одним из важных источников инвестирования на ранней стадии развития компании (этапах посева и старта).
В Казахстане за годы реформ у индивидуальных предпринимателей, населения накоплены значительные финансовые ресурсы, которые могут быть инвестированы в венчурные проекты. Вместе с тем отсутствие инновационной инфраструктуры, низкая степень предпринимательских навыков, отсутствие информационных сетей препятствуют участию индивидуальных инвесторов в венчурном инвестировании.
Существуют частные консалтинговые компании, готовые оказывать консультационные услуги и продвигать проекты путем создания баз данных по проектам с доступом к ним частных инвесторов. Однако услуги данных компаний, в первую очередь, направлены на получение ими краткосрочной выгоды за счет взимания оплаты с заявителей на разработку бизнес-планов, а не на достижение результатов в виде привлечения инвестиций и/или реализации проекта. То есть, такие компании, как правило, не заинтересованы в надлежащем отборе перспективных проектов на стадии идеи, а заинтересованы лишь в получении заказов на свои услуги и текущего дохода.
Опыт
Венчурный капитал (Venture capital) - это источник капитала для прямого инвестирования и форма вложения средств в частные компании. Венчурные капитал направляется в виде прямых инвестиций в компании, находящиеся на начальных стадиях развития, на стадии развития или расширения бизнеса. В различных странах в понятия "венчурный капитал" и "прямые инвестиции" вкладывается неодинаковое содержание. В Европе эти два определения являются взаимозаменяемыми и в понятие "венчурный капитал" включается инвестирование в приватизируемые управляющими предприятия. В Соединенных Штатах, напротив, сделки типа MBO/MBI исключаются из понятия "венчурныйкапитал".
Прямые инвестиции (Private equity) - инвестиции в акционерный капитал компаний, акции которых не зарегистрированы на фондовой бирже и не участвуют в свободном обращении на фондовом рынке. Этот вид инвестиций, как правило, используется для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, увеличения оборотного капитала, приобретения новых компаний или улучшения структуры баланса. Прямые инвестиции помогают управляющим и владельцам частных компаний решать возникающие перед ними проблемы, как то: наследование семейного бизнеса или выкуп (приватизация) компаний внутренними управляющими (MBI) или управляющими со стороны(MBO).
За рубежом, главным образом в США и некоторых странах Западной Европы, механизмы венчурного финансирования предпринимательских проектов широко используются на практике уже не одно десятилетие и получают в последние годы все более широкое распространение. Общий мировой рынок венчурного капитала превзошел в середине 90-х годов 100 млрд. долл. За один только 1996 год новые инвестиции венчурного капитала в США составили около 10 млрд. долл., а на европейском континенте – почти 8 млрд. долл. Возможно эти цифры не производили бы столь большого впечатления на фоне общих инвестиционных расходов, если бы не одно существенное обстоятельство. Дело в том, что именно венчурный капитал с присущими ему отличительными особенностями сыграл во второй половине ХХ века важнейшую роль в реализации крупнейших научно-технических нововведений в области микроэлектроники, вычислительной техники, информатики, биотехнологии и в других наукоемких отраслях производства. Не случайно, поэтому развитию венчурного бизнеса активно содействуют государственные органы ряда ведущих индустриальных стран. Они исходят при этом из необходимости повышения конкурентоспособности национальной промышленности в условиях обострения соперничества на мировом рынке. Немалую роль играет и забота о поддержании уровня занятости населения, в том числе, через создание новых рабочих мест в малом бизнесе. Результаты целенаправленного государственного вмешательства в рассматриваемой области хорошо видны на примере стран Западной Европы, которые до начала 80-х годов заметно отставали от США по суммарному объему аккумулированного из различных источников и работающего на экономику венчурного капитала, а уже в 1991 г. вместе взятые не только догнали, но и обошли американцев. Сегодня задача адаптации венчурного механизма финансирования предпринимательских проектов актуальна для России, некоторых других государств СНГ, ряда стран Восточной и Центральной Европы, Китая, новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Для того, чтобы начать новое самостоятельное дело, предпринимателю необходимо иметь как минимум перспективную идею и соответствующие финансовые средства. Идей нам, как говорится, не занимать. Сложнее обстоит дело со средствами. Значение финансового фактора возрастает вдвойне, если речь идет о новых наукоемких разработках. Подобные проекты обычно рассчитаны на несколько лет, требуют большой подготовительной работы и инвестиций, которые в отличие от торгово-закупочных операций начнут приносить хоть какую-то отдачу далеко не сразу (обычно после нескольких лет напряженной работы в новом направлении).
Но даже если предприниматель обладает достаточными финансовыми ресурсами, он должен тщательно продумать и учесть все последствия возможного неудачного завершения проекта, поскольку осуществление любого крупного проекта, особенно связанного с осуществлением научно-технических нововведений, неизбежно связано с высокой степенью риска. Это может быть, например, технологический риск, обусловленный недостаточной проработкой отдельных инженерных решений или допущенными просчетами. Это может быть экологический риск, вызванный непредсказуемыми для окружающей среды последствиями использования нового продукта или технологии. Это могут быть и сугубо коммерческие риски, связанные, например, с отсутствием на момент начала производства новой продукции гарантированной рыночной ниши для ее сбыта, а также с необходимостью преодоления входных отраслевых барьеров, сильной конкуренцией со стороны других производителей или товаров-субститьютов и т.п.
Обобщающим показателем самых различных форм риска в условиях рыночной экономики является финансовый риск предпринимателя и поверивших в его проект инвесторов. Он характеризует возможные потери в случае неудачного (вне зависимости от конкретной причины) завершения планируемого проекта. Чем выше финансовый риск, тем труднее получить недостающие предпринимателю средства и тем больше цена привлекаемых финансовых ресурсов. Однако оказалось, что в условиях интенсивного научно-технического прогресса отказ от осуществления рискованных, но, одновременно, перспективных предпринимательских проектов грозит на практике куда большими финансовыми потерями для экономики и общества в целом ввиду возможной утраты конкурентоспособности национальных производителей на внешнем и внутреннем рынке, а значит – неизбежного сокращения производства, снижения доходов граждан и бюджета государства, роста безработицы и других, негативных социально-экономических последствий.
Жесткая экономическая логика повела по пути разработки таких организационно-управленческих решений, которые, с одной стороны, должны были бы способствовать реализации многообещающих, но рискованных предпринимательских проектов (в том числе и может быть даже прежде всего связанных с коммерциализацией важнейших научно-технических достижений), а с другой стороны – позволили бы минимизировать финансовый риск отдельных инвесторов, сохранив при этом их заинтересованность в достижении поставленных предпринимателем целей. Этот подход материализовался в конечном итоге в венчурных механизмах финансирования предпринимательских проектов.
Хотя в научной литературе встречаются указания на то, что отдельные схемы венчурного финансирования применялись в 30-е годы и даже еще раньше, это явление приобрело современные очертания в США лишь вскоре по окончании второй мировой войны. Прообразом современных управляющих фирм венчурного капитала стали финансовое партнерство “Дж. Х. Уитни энд Компани”, основанное в 1946 г. бывшим послом США в Великобритании Дж.Х.Уитни, акционерная компания “Америкен Рисерч энд Дивелопмент”, созданная в том же году под руководством отставного бригадного генерала Ж.Ф.Дорио, и фонд “Венрок”, учрежденный в конце 40-х – начале 50-х годов семейством Рокфеллеров. В течение последующих лет развитие венчурного бизнеса в США шло далеко не равномерно и отличалось явно выраженной цикличностью. Тем не менее уже общепризнано, что он сыграл заметную роль в судьбе важнейших нововведений последней трети ХХ века. При финансовой поддержке со стороны венчурного капитала получили путевку в жизнь такие без преувеличения выдающиеся достижения человечества, как микропроцессоры, персональные компьютеры, технология рекомбинантных молекул ДНК (генная инженерия). Ряд первоначально совсем небольших предпринимательских фирм, таких как “Майкрософт”, “Диджитл экуипмент”, “Джинентек”, поднялись на дрожжах венчурного капитала до уровня лидеров новых отраслей современного наукоемкого производства. В то же время немало уже давно утвердившихся на рынке крупных промышленных компаний пытаются использовать возможности венчурного механизма для выявления по всему миру новейших перспективных научно-технических разработок в целях повышения конкурентоспособности и обеспечения диверсификации производства. Термины “венчурный капитал” и “венчурный бизнес” берут начало от английского слова “venture”, которое переводится в известном словаре В.К.Мюллера как “рискованное предприятие или начинание”, “спекуляция”, “сумма, подвергаемая риску”. Заимствованные из англоязычных экономических публикаций выражения “венчур” или “венчурный” укоренились в отечественном экономическом лексиконе с середины 80-х годов, причем в силу неожиданно возникшей популярности стали нередко использоваться в самых различных, в том числе и весьма далеких от первоначального семантического смысла, словосочетаниях. Для этого действительно имелись все основания. Ведь в условиях рыночных или приближенных к ним отношений любое помещение средств в коммерческие проекты с целью получения прибыли неизбежно связано с риском.
На самом деле, помимо высокой степени риска, американская модель венчурного бизнеса (именно о ней, в основном, пойдет речь в этой статье) имеет ряд характерных отличий от других, более распространеных механизмов финансовой поддержки предпринимательских проектов, например, от традиционных банковских операций по кредитованию. Наибольший интерес представляют три таких отличия.
Первое принципиальное отличие заключается в том, что в случае венчурного финансирования необходимые средства могут предоставляться под перспективную идею без гарантированного обеспечения имеющимся имуществом, сбережениями или прочими активами предпринимателя. Единственным залогом служит специально оговариваемая доля акций уже существующей или только создающейся фирмы.
Если дела фирмы пойдут успешно, инвестор сможет на определенном этапе продать свою долю акций и в результате вернуть не только вложенные в осуществление проекта средства, но и получить ощутимую прибыль. Если же проект провалится, а такой исход исключить заранее во многих случаях просто невозможно, максимум на что будет претендовать инвестор, это часть активов данной фирмы, пропорциональная его доле в зарегистрированном уставном капитале. Более того, в отличие от традиционных прямых инвестиций с самого начала допускается возможность потери вложенных средств, если финансируемый проект не принесет после своей реализации ожидаемых результатов. Инвесторы венчурного капитала идут на разделение всей ответственности и финансового риска вместе с предпринимателем. Потребность в получении кредитов такого рода нередко возникает у начинающих или мелких предпринимателей, изобретателей, ученых и инженеров, пытающихся самостоятельно реализовать появившиеся у них новые оригинальные и перспективные разработки. Дорога в коммерческий банк для них чаще всего закрыта по нескольким причинам. Во-первых, многие инновационные проекты начинают приносить прибыль не раньше, чем через три-пять лет, а то и позднее, а значит подобные кредиты должны быть рассчитаны на долгосрочную перспективу. Но тогда они “повиснут” на балансе банка и будут портить его финансовые показатели. Во-вторых, для таких кредитных учреждений, как банки, слишком высока степень сопутствующего финансового риска. В-третьих, банки обязательно потребуют предоставления залога или гарантий и уже самому предпринимателю, даже если он обладает каким-никаким состоянием, придется задуматься о том, стоит ли рисковать своим благополучием и благополучием своей семьи ради “журавля в небе”. Однако не следует думать, что инвесторы венчурного капитала идут навстречу предпринимателю исходя из альтруистических убеждений. Скорее наоборот, интерес инвесторов как раз и состоит в том, чтобы получить от своих капиталовложений прибыль, которая будет существенно выше, чем при размещении свободных финансовых ресурсов на банковских депозитах или их вложении в государственные ценные бумаги с фиксированным доходом. Например, по опубликованным в середине 80-х годов данным обследования 38 американских фондов, специализировавшихся на осуществлении рисковых капиталовложений, их средняя норма прибыли до налогообложения составляла в 1970-1974 гг. 23,4 % в год, в 1975-1980 гг. – 32,5 % в год, в 1984 году (последний год, который учитывался в данном обследовании) – 40 %.
Status Qvo (продолжение)
Для достижения целей, определенных в Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года, а также поставленных в Послании Президента задач по созданию конкурентоспособной экономики, в первом полугодии проведена определенная работа. Положительные тенденции социально-экономического развития и меры по реализации стратегии позволили на 9,4 процента вырасти объему промышленного производства в январе — июне текущего года по сравнению с аналогичным периодом минувшего.
В обрабатывающей промышленности рост производства на 7,9 процента произошел из-за увеличения объемов производства в химической промышленности на 23,8 процента, машиностроительной отрасли — на 30,2 процента, резиновых и пластмассовых изделий — на 40,6 процента, прочих неметаллических минеральных продуктов — на 24,9 процента, мебельной продукции — в 1,6 раза. А рост экспорта машин и оборудования за 5 месяцев текущего года составил 45 процентов. В целом, позитивная внешнеэкономическая среда и сохранение приемлемых темпов внутреннего экономического роста остаются определяющими факторами возможностей Правительства по продолжению реформ, направленных на повышение конкурентоспособности страны. В качестве примера можно привести признаки системных изменений, когда темпы роста в машиностроении второй год превышают 20 процентов, в производстве резиновых и пластмассовых изделий — 30, а в химической промышленности — 15 процентов. Правительство уделило особое внимание законопроектной работе, укреплению и активизации деятельности финансовых и сервисных государственных институтов развития, разработке программных документов, внедрению международных стандартов качества, подготовке к вступлению во Всемирную торговую организацию. Так, в области фискальной политики подготовлены предложения по внесению принципиально новых изменений в налоговое законодательство. Они создают у предприятий необходимую мотивацию к созданию новых высокотехнологичных производств, товаров с высокой добавленной стоимостью, к технологическому перевооружению, внедрению международных стандартов качества и экологического менеджмента ИСО-9000 и 14000. К примеру, вводится льготный порядок исчисления корпоративного подоходного налога организациям, реализующим продукцию с высокой добавленной стоимостью (снижение на 30 процентов), а при соблюдении дополнительного условия по внедрению систем международных стандартов качества и экологического менеджмента ИСО-9000 и 14000 он может быть снижен и на 50 процентов. Также вводится норма освобождения от корпоративного налога на срок до 10 лет с момента ввода производства в эксплуатацию.
Продолжилась работа по развитию системы стандартизации и обеспечения единства измерений. В целях перехода на систему технического регулирования, принятую в международной практике, разработан и внесен в Парламент законопроект «О техническом регулировании», который четко разделяет требования к продукции на две части: безопасность и потребительское качество. Если за 12 лет независимости принято 627 национальных стандартов, то в 2004 году прирост значителен: в течение года запланирована разработка и принятие 197 стандартов для реального сектора экономики, в том числе 34 стандартов машиностроительной отрасли. Активизирована работа по внедрению международных стандартов ИСО серии 9000 по системам менеджмента качества. Если в начале года в республике было 116 предприятий, внедривших системы менеджмента качества, то на сегодня уже 185, а до конца текущего года прибавится еще 151 предприятие. В ближайшие два года количество предприятий, сертифицировавших систему менеджмента качества по ИСО-9000, достигнет 860. Особый акцент ставится на реализации стратегии в регионах, поскольку именно от успешной организации работы на местах и от организации взаимодействия с бизнес-сообществом во многом зависит успех. Параллельно с системным реформированием проводится активная работа по диверсификации экономики по двум направлениям. Первое — развитие обрабатывающих отраслей промышленности и отраслей высоких технологий с упором на внедрение более высоких переделов, формирование новых кластеров. Второе — развитие национальной инновационной системы и «точек» технологического прорыва. Начата работа по определению конкурентных преимуществ экономики страны и, соответственно, потенциально конкурентоспособных секторов экономики. Центром маркетингово-аналитических исследований (ЦМАИ) и признанной в мире консалтинговой компанией «Дж. И. Остин» (J. E. Austin Associates Inc.) начаты исследования по проекту «Оценка конкурентоспособности действующих и потенциально перспективных секторов казахстанской экономики и выработка рекомендаций по их развитию».
Кроме того, по заказу Министерства индустрии и торговли проводятся исследования ряда отраслей промышленности, мировых и региональных рынков сбыта продукции, инвестиционного и инновационного потенциала промышленных предприятий ЦМАИ (экономический аспект) и Центром инжиниринга и трансферта технологий (технологический аспект). К концу 2005 года приоритетные отрасли экономики определятся. На этой основе будет разработан план действий по развитию кластеров на базе приоритетных отраслей.
Развиваются новые высокотехнологичные производства в машиностроении, производстве стройматериалов, химической и нефтехимической промышленности, информационных технологиях, металлургии, аэрокосмической сфере. Для этого активизировано сотрудничество с транснациональными корпорациями, крупными иностранными и казахстанскими компаниями на предмет реализации совместных инвестиционных проектов. По поручению Правительства министерство совместно с институтами развития изучило опыт Франции, Италии, Германии, США, Швейцарии, Англии и соседних регионов России. Итогом стала активизация иностранных компаний в части развития деятельности в несырьевых секторах экономики нашей страны. Готовность Правительства без прямого вмешательства в развитие бизнеса принимать на себя часть рисков при реализации проектов через их софинансирование оказалась привлекательной для иностранных компаний. Уже идут переговоры по реализации в Казахстане ряда крупных системообразующих проектов, в том числе с участием транснациональных корпораций из Италии, Германии, Швейцарии, Франции, Великобритании, США, Кореи, Сингапура. Реализация основных проектов, прорабатываемых с ними (оценочный объем инвестиций — более миллиарда долларов), позволит заложить основу для развития наиболее конкурентоспособных кластеров по производству текстильной продукции, строительных материалов, нефтехимической продукции, а также машиностроения. Подготовку проектов Мининдустрии ведет в тесной координации с институтами развития, главным образом Банком развития и Инвестиционным фондом. В качестве примера назову работу по созданию стекольного производства. При министерстве создана специализированная рабочая группа, и в ее рамках Центр маркетингово-аналитических исследований провел анализ внутреннего и внешних рынков сбыта стекольной продукции, Банк развития Казахстана прорабатывает концепцию развития стекольного кластера, Инвестиционный фонд выступает основным партнером и организатором проекта через участие в капитале нового предприятия, Центр инжиниринга и трансферта технологий участвует в анализе технологического решения по проекту. Его ориентировочная стоимость 200—250 миллионов долларов. К реализации будут привлечены крупные иностранные инвесторы: уже проведены переговоры с ведущими компаниями мира: французской — «Сен-Гобэн», американской — «Гардиан» и английской — «Пилкингтон».
Идет работа по развитию кластера сельхозмашиностроения. Так, например, на базе ОАО «Агромашхолдинг» в Костанае будет развиваться отечественное комбайностроение. В планах — создание российско-казахстанской лесопромышленной корпорации, в рамках которой будет создан ряд производств по обеспечению строительной отрасли. Есть и другие проекты, не менее важные и интересные, которые ориентированы в долгосрочной перспективе на экспорт высокотехнологичной продукции. Фактически положено начало новым отраслям несырьевой направленности с применением кластерного подхода. Уже заметна роль государственных институтов развития, их передача в ведение нашего министерства сказалась положительно. Это позволило перейти от пассивной инвестиционной политики к активной и осуществлять функцию координатора инвестиций. Создан так называемый «принцип одного окна» для перспективных проектов. В настоящее время институты развития наряду с крупными проектами дополнительно рассматривают и те, что инициируют казахстанские компании. В 2004 году ожидается введение в эксплуатацию десятка производств, профинансированных Банком развития: выпуск стеклопластиковых труб и изделий из ячеистого бетона в Астане, восстановление производства и организация серийного выпуска модернизированного двигателя АМЗ-МАН в Костанае, производство пряжи из хлопковолокна в Шымкенте и других. Инвестиционный фонд намеревается финансировать 9 проектов на 22,2 миллиарда тенге. По пяти уже завершаются организационные процедуры: выпуск ПВХ покрытия пола на общую сумму 848 миллионов тенге, а также четыре проекта на 13,5 миллиарда тенге по переработке агросырья и развитию пищевой промышленности. Национальный инновационный фонд призван стимулировать развитие венчурного инвестирования. Фонд начал реализацию проектов по четырем основным направлениям инвестиционной деятельности и уже принял решение инвестировать два инновационных проекта. Это создание и постановка на геостационарную орбиту телекоммуникационного спутника, сопутствующего наземного комплекса управления и системы мониторинга связи стоимостью 65 миллионов долларов, а также цифровая спутниковая система телепроката общей стоимостью проекта в 2,5 миллиона долларов. На рассмотрении в фонде находится свыше 170 инновационных проектов. По результатам переговоров казахстанских и зарубежных банков и финансовых групп с ЕБРР подготовлен меморандум о создании венчурных фондов в Казахстане. ABN-AMRO Bank Казахстан внес вопрос о создании совместно с НИФ венчурного фонда с капиталом 20 миллионов долларов на рассмотрение головного банка в Амстердаме, Казкоммерцбанк рассматривает подготовленный совместно с НИФ проект инвестиционного меморандума и учредительных документов венчурного фонда. Центр инжиниринга и трансферта технологий рассматривает 19 инновационных проектов, относящихся к различным перерабатывающим секторам экономики на сумму около 390 миллионов долларов. Как показал анализ, несырьевых экспортеров многим более семисот. Полторы сотни уже проявили заинтересованность в услугах Государственной страховой корпорации по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Ею приняты решения о страховании по 23 проектам на 20,5 миллиона долларов, а по 16 экспортным и инвестиционным проектам на 10,6 миллиона подписаны и реализуются договоры страхования. Отмечу, что за короткое время создана система государственного страхования экспортных кредитов и инвестиций, запущен дополнительный экспортный механизм товаров несырьевого сектора. Значительную роль в развитии инвестиционной активности отечественных компаний играют инвестиционные преференции, предоставляемые Министерством индустрии и торговли. Общий объем инвестпроектов, реализуемых с использованием преференций, превышает два миллиарда долларов по 231 проекту. Основной поток инвестиций направлен на развитие обрабатывающего сектора экономики, включая машиностроение, химическую и пищевую промышленность. Отдельно надо остановиться на развитии национальной инновационной системы и «точек» технологического прорыва. Казахстан первым среди стран СНГ начал создание принципиально новой системы управления экономическим развитием — Национальной инновационной системы. Проект госпрограммы, определяющий комплекс мероприятий по формированию НИС, будет окончательно доработан к концу года. Национальная инновационная система, предлагаемая в Казахстане, состоит из четырех основных элементов — научного потенциала, инновационных предприятий, финансовой и инновационной инфраструктур. В данной системе технопарки занимают одно из важнейших мест: они предназначены для создания эффективной среды, в которой и крупное предприятие, и отдельный ученый могут получить налоговые преференции, льготную аренду производственных и офисных площадей, передовое лабораторное оборудование, профессиональные консультации по маркетингу, патентоведению. Без специализированных субъектов — технопарков, призванных помочь развитию инновационного проекта, казахстанские ученые, инженеры и предприниматели не смогут обеспечить реализацию инноваций как важной составляющей индустриального развития. В части развития Парка информационных технологий, который образован на территории специальной экономической зоны в поселке Алатау, в настоящее время сформирована система управления и стратегического планирования. В соответствии с графиком производится строительство объектов первой очереди, которые будут введены в строй в августе 2005 года. К сотрудничеству привлекается сингапурская компания «Джуронг Консатантс», для технологического проектного наполнения территории парка формируются взаимоотношения сотрудничества с сотней ведущих компаний мира в области информационных технологий. Уже подписаны меморандумы о сотрудничестве с «Майкрософт», «Хьюлитт-Паккард», «Сименс» и другими. В 2004 году будут созданы три региональных технопарка. Уже завершена юридическая регистрация двух — в Караганде и Уральске. На стадии отработки программных и учредительных документов находится региональный технопарк в Алматы. На их базе планируется организовать образовательные центры, которые путем привлечения отечественных и зарубежных экспертов будут планомерно внедрять теорию и практику инновационной деятельности. В следующем году Правительство планирует создать еще четыре региональных технопарка. Так будет создана целостная система государственных механизмов содействия инновационному развитию, которая позволит развиваться передовым отраслям экономики на мировом уровне и обеспечит общее качественное развитие экономики регионов. Более того, в настоящее время разрабатывается единая информационная система инновационного развития, которая сформирует виртуальную сферу, компенсирующую информационный дефицит сведений о политике и мерах индустриально-инновационного развития не только внутри Казахстан, но и за рубежом.
Необходимо подчеркнуть, что принимаются и будут приняты в дальнейшем все меры для реализации индустриально-инновационной стратегии. Продолжатся системные реформы в рамках подготовительного этапа, идеологического наполнения процессов развития, нормативно-правового сопровождения, а также по координации деятельности центральных и местных органов государственного управления, институтов развития. При этом акцент по реализации стратегии переносится в регионы. Акимы должны приложить все усилия по сохранению темпов реформ, заданных центром, и принять меры к достижению результатов.
15 марта 2005 года Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций зарегистрирован акционерный инвестиционный фонд рискового инвестирования «Венчурный фонд Сентрас» (далее – «Венчурный фонд»).
Новый венчурный фонд создан совместно АО «Сентрас Секьюритиз» и Национальным Инновационным Фондом Республики Казахстан. Управляющей компанией вновь созданного фонда является АО «Сентрас Секьюритиз, для которой данный фонд стал третьим фондом под управлением компании.
На сегодняшний день становление и развитие инновационной экономики в Казахстане сталкивается с несколькими ключевыми проблемами: отсутствие финансирования инновационных проектов коммерческими банками, недостаток опыта коммерческого развития инновационных проектов, нехватка средств для надлежащей защиты прав интеллектуальной собственности.
Появление Венчурного фонда Сентрас решает эти проблемы. Венчурный фонд предоставляет стартовый капитал для казахстанских инновационных проектов для развития перспективных высокотехнологичных идей и компаний. Средства Венчурного фонда будут направляться на реализацию проектов которые традиционно не рассматривают и не финансируют коммерческие банки.
Управляющая компания АО «Сентрас Секьюритиз» проводит детальную экспертную оценку инновационных проектов, обеспечивает их коммерческую реализацию. Команда специалистов АО «Сентрас Секьюритиз» пришла в компанию из крупнейших коммерческих банков Казахстана и имеет большой опыт успешной организации проектного финансирования.
По вопросам интеллектуальной собственности Венчурный фонд тесно сотрудничает с Национальным институтом интеллектуальной собственности (НИИС).
Также отличительной особенностью деятельности нового фонда является его ориентированность на сотрудничество с ведущими казахстанскими научно-исследовательскими институтами, такими как Физико-технологический институт, Институт химических наук, Центр химико-технологических исследований (ЦХТИ), и др.
#6
Отправлено 30 January 2006 - 12:38
В 2001 году были снижены ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 16% и социального налога с 26 до 21%.
С 2002 года действует новый Налоговый кодекс, направленный на создание благоприятной экономической среды, оптимальное сочетание интересов государства и налогоплательщиков, обеспечение стабильности налогового законодательства. В целях создания налоговой системы гармонично сочетающей интересы государства и налогоплательщика – в 2003 году также были внесены существенные изменения в налоговое законодательство. Так, с 1 января 2004 года:
- снижена максимальная ставка индивидуального подоходного налога с 30% до 20% с одновременным снижением промежуточных ставок налога;
- введена регрессивная шкала ставок социального налога с максимальной в размере 20% и минимальной 7%;
- снижена ставка налога на добавленную стоимость с 16 до 15%;
- установлен особый режим налогообложения для организаций, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон в области научных разработок и информационных технологий, а также с целью развития международного морского торгового порта;
- расширена сфера применения специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства путем увеличения предельного размер дохода с 1,5 млн.тенге до 2,0 млн.тенге при котором индивидуальные предприниматели могут работать по патенту, а также путем изменения градации доходов, подлежащих налогообложению при применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации;
- с целью стимулирования развития нефтехимической отрасли Казахстана и создания благоприятного климата для привлечения инвестиций в строительство перерабатывающих углеводородное сырье мощностей, введен льготный режим обложения корпоративным подоходным налогом для организаций, осуществляющих деятельность в нефтехимической отрасли экономики по переработке нефти и газа, добываемых из недр Республики Казахстан, на условиях внедрения высоких технологий;
- по корпоративному подоходному налогу при сохранении ставки налога в течение ряда лет на уровне 30 %, были введены ряд норм, направленных на снижение нагрузки на налогоплательщика через совершенствование системы вычетов и корректирование налогооблагаемого дохода – исключена норма, устанавливающая ограничение сумм вознаграждений по кредитам (займам), депозитам и долговым ценным бумагам, относимых на вычеты при определении налогооблагаемого дохода 2-кратной ставкой рефинансирования, установленной Национальным Банком РК и 2-кратной ставкой Лондонского межбанковского рынка, что позволит относить на вычеты в полном объеме расходы налогоплательщиков на выплаты вознаграждений, введена норма по уменьшению налогооблагаемого дохода микрокредитных организации, исключительным видом деятельности которых является предоставление микрокредитов в области сельского хозяйства, на сумму доходов от данного вида деятельности;
- с целью стимулирования развития микрокредитных организаций, введена норма по освобождению операции по предоставлению микрокредитов от налога на добавленную стоимость;
- уточнены отдельные положения Налогового кодекса, позволяющие снять излишние административные барьеры на пути осуществления деятельности хозяйствующими субъектами.
Были продолжены реформы во внешнеэкономическом регулировании, направленные на дальнейшую либерализацию внешней торговли и интеграцию страны в систему мирохозяйственных связей.
С мая текущего года введен в действие Таможенный кодекс, положения которого направлены на активизацию связей казахстанской экономики в системе мировых экономических отношений и либерализацию внешнеэкономической деятельности.
Исходя из задач реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 гг., для первоочередного привлечения инвестиций определены следующие отраслевые приоритеты: информационные технологии; машиностроение и металлообработка; промышленность строительных материалов; биотехнологии, химия и нефтехимия.
Сегодня перечень основных мер государственной поддержки иностранных и отечественных инвестиций в Республике Казахстан включает:
инвестиционные преференции (инвестиционные налоговые преференции, освобождение от обложения таможенными пошлинами, государственные натурные гранты) установленные инвестиционным и налоговым законодательством;
софинансирование проектов через государственные финансовые институты развития;
представление дополнительных услуг Центрами маркетингово-аналитических исследований и инжиниринга и трансферта технологий.
Предоставление инвестиционных преференций регулируется Законом «Об инвестициях» принятым 8 января 2003 года. В Законе предусмотрена поддержка и стимулирование в равной степени как отечественных, так и иностранных инвесторов. Также, нынешний закон не устанавливает минимальный предел объемов инвестиций, что расширяет сферу его применения, включая предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляющие инвестиции в приоритетных видах деятельности.
В соответствии с Законом предоставляются следующие налоговые преференции:
а) преференции по корпоративному подоходному налогу дают налогоплательщику право относить на вычеты из совокупного годового дохода стоимость вводимых в эксплуатацию фиксированных активов равными долями в зависимости от срока действий преференций;
б)преференции по налогу на имущество дают право налогоплательщику на освобождение от уплаты налога на имущество по вновь вводимым в эксплуатацию фиксированным активам в рамках инвестиционного проекта;
в) преференции по земельному налогу дают право налогоплательщику на освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам, приобретенным и используемым для реализации инвестиционного проекта.
Дата начала применения инвестиционных налоговых преференций устанавливается в контракте в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Освобождение от обложения таможенными пошлинами может предоставляться при импорте оборудования и комплектующих к нему, ввозимых для реализации инвестиционного проекта, сроком на один год с возможным продлением срока, но не более чем до пяти лет с момента регистрации контракта.
Государственные натурные гранты в порядке, установленном Законом, предоставляются Правительством Республики Казахстан либо уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами в сфере управления государственным имуществом и земельными ресурсами в собственность либо в землепользование в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В качестве государственных натурных грантов могут передаваться земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь.
Все это свидетельствует о том, что за последние годы в реформировании налоговой системы достигнут значительный прогресс. За эти годы налоговое бремя постоянно снижалось, что принесло свои плоды.
Международные резервы страны с учетом средств Национального фонда составили более 10,4 млрд. долларов, что обусловлено высокими темпами роста экспорта.
В целях снижения общего уровня кредитных ставок банков и стимулирования деловой активности, официальная ставка рефинансирования Нацбанка снизилась с 25% в 1998 году до 7% в текущем году, что является одним из самых низких уровней среди стран СНГ.
По данным Национального Банка Республики Казахстан, кредитные вложения банков второго уровня (далее БВУ) в отрасли экономики, на 1 июля 2004г. составили 1 183,5 млрд. тенге, что на 51,4% больше аналогичного показателя прошлого года. В общем объеме кредитных вложений доля долгосрочных и среднесрочных кредитов составила 65,5% (60,5% - аналогичный показатель прошлого года), доля кредитов в иностранной валюте – 53,9% (59,4% - аналогичный показатель прошлого года).
Объем депозитов в банковской системе на 1 июня 2004 года составил 887,0 млрд. тенге, что на 30,6% больше, чем на 1 июня 2003г., в том числе депозиты (вклады) населения - 370,4 млрд. тенге, что на 32,3% больше, чем на 1 июня 2003 года.
Несмотря на динамичный рост кредитования банками второго уровня экономики страны, необходимо констатировать наличие устойчивого дефицита кредитных ресурсов, особенно долгосрочных. В то же время активы пенсионных фондов на 1 июля 2004 года составили 415,2 млрд. тенге. Средства Национального Фонда на 1 июля 2004 года составили по предварительным данным более 3,7 млрд. долларов США. Эти значительные средства, сопоставимые по размеру с республиканским бюджетом на 2004 год, не работают на экономику преимущественно из-за недоверия потенциальных инвесторов. Даже та часть активов пенсионных фондов, которая размещается в банковских депозитах, не трансформируется в целевые инвестиции в производство. При этом банковский сектор и фондовый рынок в стране не справляются должным образом с возложенной на них ролью, а именно - привлечение и эффективное перераспределение временно свободных денежных средств в экономике. Коммерческие банки инвестируют преимущественно высокодоходные и менее рисковые секторы экономики — торговлю, инфраструктуру. Привлекая под высокие проценты денежные средства населения в качестве депозитов, к сожалению, банки второго уровня создали и укрепили рынок дорогих денег, мало доступных для отечественных предпринимателей. Использование таких денег, отражаясь на высокой стоимости производимой продукции, существенно снижает конкурентоспособность отечественных товаров, сдерживает проведение активной инвестиционной политики, направленной на ускоренное обновление оборудования.
Практически не используются возможности фондового рынка - производится лишь выпуск незначительных объемов корпоративных облигаций, первичная эмиссия долевых ценных бумаг в основном носит технический характер и не связана с привлечением средств частных инвесторов. По этой причине совершенствование института финансового посредничества является первостепенной задачей государственной политики в направлении улучшения инвестиционного климата.
Следовательно, к числу основных факторов, сдерживающих инвестиционную активность, относятся:
- высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;
- избыточные административные барьеры для предпринимательской деятельности;
- достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;
- отсутствие эффективных механизмов трансформации пенсионных фондов и сбережений населения в инвестиции;
- недостаточный уровень развития фондового рынка;
- отсутствие венчурного финансирования;
- отсутствие эффективного взаимодействия между наукой и производством.
Кроме того, в условиях существенного сжатия рынка долгосрочного кредитования в Казахстане, лизинг и фрайчанзинг могут рассматриваться в качестве перспективного направления финансового обслуживания инвестиционного процесса. Так, лизинг позволяет предприятиям в условиях сравнительно меньшего финансового напряжения обновлять основные фонды, формировать техническую базу производства для новых видов продукции, расплачиваясь за арендованное имущество по мере получения дохода от производимой с помощью этого имущества продукции. По сравнению с кредитом лизинг является более доступной формой привлечения инвестиций. Однако, объем лизинговых операций в Казахстане составил в 2003 году лишь 105 млн долларов, хотя, по оценкам казахстанского потенциала, этот показатель должен был быть около полумиллиарда долларов США.
В области фискальной политики с 2005 года ожидается очередное радикальное снижение налогового бремени. Правительством подготовлены предложения по внесению изменений в налоговое законодательство. Они формируют необходимую мотивацию для предприятий к созданию новых высокотехнологичных производств, технологическому перевооружению, внедрению международных стандартов качества.
К примеру, предусматривается льготный порядок исчисления корпоративного подоходного налога для организаций, реализующих продукцию с высокой добавленной стоимостью (снижение налога на 30%), а при соблюдении дополнительного условия по внедрению систем международных стандартов качества и экологического менеджмента ИСО 9000 и 14000 - снижение на 50%. Для повышения привлекательности инвестиционного климата также вводится норма освобождения инвестиционных проектов от корпоративного налога на срок до 10 лет с момента ввода в эксплуатацию. Для стимулирования обновления изношенных основных фондов, предполагается с 2005 года перейти на новый метод исчисления амортизационных отчислений и отнесения на вычеты расходов на ремонт. Предлагаемый метод позволяет обеспечить полное списание стоимости фиксированных активов по истечении определенного периода. При этом максимальный срок амортизации активной части основных фондов будет варьироваться от 4 до 15 лет. Это значительно меньше, чем по действующему методу. Новая амортизационная политика станет одним из главных стимулирующих факторов обновления основного капитала. Укрупнение групп фиксированных активов для значительной части налогоплательщиков позволит увеличить амортизационные отчисления, что в свою очередь, повлияет на снижение обязательств по корпоративному подоходному налогу ориентировочно около 26,0 млрд.тенге.
Вместе с тем, альтернативой предлагаемому "селективному" подходу могло бы быть именно общее снижение корпоративного подоходного налога для всех несырьевых отраслей с 30% до 20-24%. Считаю также необходимым дополнительно проработать возможность усовершенствования механизмов налогообложения экспортеров сырья. Доходы, полученные в результате благоприятной экономической конъюнктуры, т.е. независимо от результатов их деятельности, должны поступать в государственный бюджет в максимальном объеме.
Уменьшение ставки корпоративного подоходного налога с 30% до 20-24%, а также предлагаемые выше налоговые льготы Правительства, вводимые в стране с 2005 года позволят предприятиям увеличить внутренние источники финансирования инвестиций.
А также, государство, владея крупными национальными компаниями в стратегических отраслях экономики, должно вовлечь их ресурсы в развитие высокотехнологичных проектов в несырьевом секторе и в качестве инвесторов, и в качестве потребителей продукции. Ибо в последние три года в развитие машиностроения, легкой, мебельной фармацевтической, бумажной и других обрабатывающих отраслей промышленности в сумме вкладывалось от 68 до 130 млн. долл., тогда как в нефтедобывающую от 1773 до 2300 млн. долл. США.
Осознавая этот факт впервые в целом по республике в 2004 году за счет всех источников финансирования реализуется 250 инвестиционных проектов индустриально-инновационной направленности. Так, Банк развития Казахстана с начала своей деятельности профинансировал 22 инвестиционных проекта на сумму $562,6 млн. При этом участие банка составило $239 млн. Активизировала свою деятельность Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Были приняты решения о страховании по 23 проектам на общую сумму $20,5 млн, в т. ч. по 16 - подписаны и уже реализуются договора страхования на $10,6 млн. Инвестиционным фондом на 1 июля текущего года профинансировано 2 проекта на сумму Т100 млн. Кроме того, фондом одобрено финансирование еще 6 проектов, по которым проводятся организационные процедуры. Национальным инновационным фондом начато финансирование проекта создания и запуска национального геостационарного спутника. Разрабатываются проекты цифровой телеспутниковой системы, автоматизированного программного комплекса для горнодобывающих предприятий и др. Организовано финансирование проекта создания специализированного венчурного фонда по инновациям и высоким технологиям. Проведены переговоры с рядом казахстанских и зарубежных банков и финансовых групп по вопросам создания сети венчурных фондов.
Использование средств госбюджета - главный финансовый инструмент научно-технической политики развитых стран . Доля затрат на науку в общей сумме бюджетных расходов в последние 20 лет довольно стабильна: 6-7% в США, 4-5% во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 3-3,5% в Японии.
В Казахстане в 2003 году капитальные затраты бюджета составили 170,1 млрд. тенге и по сравнению с 2002 годом увеличились в 2,3 раза. Этот год стал первым годом реализации Индустриально-инновационной программы, в рамках которой из республиканского бюджета направлено на создание Инвестиционного фонда 23,0 млрд. тенге, Национального инновационного фонда – 3,0 млрд. тенге, Государственной страховой корпорации по страхованию экспортных кредитов и инвестиций – 7,7 млрд. тенге, а также выделены 7,7 млрд. тенге на пополнение уставного капитала акционерного общества «Банк Развития Казахстана». А в первом полугодии 2004 года из республиканского бюджета направлено АО «Национальный инновационный фонд» 6,5 млрд. тенге. Для увеличения уставного фонда и пополнения кредитных ресурсов акционерного общества «Банк Развития Казахстана» выделены 7,7 и 4,6 млрд. тенге соответственно.
#7
Отправлено 01 February 2006 - 18:35
Перспективы их использования на казахстанском рынке.
Развитию венчурной индустрии в нашей стране в немалой степени может способствовать участие в этом процессе пенсионных фондов и институциональных инвесторов, которые путем финансирования молодых компаний через венчурные фонды могут стать своеобразными локомотивами венчурного бизнеса.
Схемы могут быть различными. К примеру, в процессе развития своего бизнеса пенсионные фонды и страховые компании формируют денежные резервы, которые должны быть максимально эффективно приумножены. «Как известно, возможности для размещения свободных средств в вашей стране достаточно ограничены. Как правило, это банковские депозиты, недвижимость, акции, долговые инструменты (государственные, корпоративные и так далее). К тому же многие инструменты неприемлемы по уровню доходности, риска или просто ограничены законодательно. В свою очередь, венчурная индустрия может предложить альтернативный финансовый инструмент, приемлемый по уровню риска и достаточно интересный по доходности»,- сказал «Къ» Николай Подгузов, вице-президент российского инвестиционного банка «Траст».
Появление новых фондов способствует возникновению новых предложений как на рынке «длинных» денег, так и на рынке проектного финансирования. Это взаимозависимый и взаимостимулирующий процесс. И процесс образования новых венчурных фондов продолжится, чему существует несколько предпосылок.
Как известно, на финансовых рынках появляется все больше свободных средств, владельцы или управляющие которых готовы инвестировать с доходностями ниже среднестатистического уровня рынков венчурных инвестиций (как мирового, так и казахстанского), а именно на уровне приблизительно 10% годовых. Иллюстрацией такого появления может служить динамика развития рынка государственных и корпоративных долговых инструментов.
Как показали фундаментальные исследования в США и Европе, национальные венчурные индустрии являлись одним из самых стабильных и доходных финансовых рынков. В частности, в США средняя доходность всех фондов за 1980-2000 гг. (с учетом потерь от интернет-«пузыря») составила 18% годовых. В России средняя доходность венчурных фондов за 1994-2004 гг. составила 11% (с учетом потерь 1998 г.).
Статья полностью: http://www.kursiv.kz/?uin=1135153467&chapt...pter=1127969861 .
#12 Гость_Dima_*
Отправлено 14 November 2007 - 14:19
Многие стали пессимистами, финансируя оптимистов.
Ч.Т.Джонс
#13
Отправлено 14 November 2007 - 17:36
наконец появляются темы в которых можно разговаривать предметно.....
Начнём со списка венчуров в КЗ... Есть?
#14
Отправлено 14 November 2007 - 18:34
что вы думаете по поводу деятельности венчурного фонда "Арекет"?
насколько реально сейчас создавать венчурный фонд? можно ли в казахстане найти что то стоящее? революционное?
#16
Отправлено 14 November 2007 - 19:07
#18
Отправлено 15 April 2008 - 17:06
Даже про НИФ выложили
Казахстанские венчурные фонды с участием НИФа (участие от 30 до 49 %):
• Венчурный фонд Сентрас (20 млн $ уставной капитал)
• Венчурный фонд Арекет (30 млн.$)
• Венчурный фонд Адвант (20 млн $)
• Венчурный фонд Almaty venture capital (20 млн $)
• Венчурный фонд Glotur Technology Fund (20 млн $)
Это у нас.
А это у них. "История возникновения
Становление венчурного капитала совпало по времени с бурным развитием компьютерных технологий. Современные гиганты компьютерного бизнеса DEC, Apple Computers, Compaq, Sun Microsystems, Microsoft, Lotus, Intel сумели стать тем, кем они есть теперь, во многом благодаря венчурному капиталу. Более того, бурный рост новых отраслей, таких как персональные компьютеры и биотехнология, оказались возможным в основном при участии венчурных инвестиций.
"Первый венчурный фонд, сформированный А.Роком в 1961 г. был размером $5 млн., из которых инвестировано было всего $3 млн.. Но результаты работы фонда оказались ошеломляющими: Рок, израсходовав всего три миллиона, через непродолжительное время вернул инвесторам почти девяносто! Другим вожделенным воспоминанием венчурных капиталистов является компания Cisco Systems, один из мировых лидеров производства телекоммуникационного оборудования. В 1987 году Дон Валентин из Sequoia Capital приобрел за $2,5 млн. пакет акций Cisco. Через год стоимость его пакета составила $3 миллиарда."
Венчурный капитал в Европе появился чуть более 15 лет назад. Первые шаги в этом направлении делала Великобритания. Очень скоро робкие шаги перешли в резвый галоп. Если в 1979 году общий объем венчурных инвестиций в этой стране составлял всего 20 млн. фунтов, то в 1987 г. он уже превышал 6 млрд. фунтов. В настоящее время количество проинвестированных частных компаний в Европе составляет около 200 000. В 1996 году в этом инвестиционном бизнесе трудилось более 3000 профессиональных менеджеров и инвесторов. В 20 странах Европы насчитывалось 500 венчурных фондов и компаний. В 1996 г. объем инвестиций достиг рекордной отметки 6,8 млрд. ECU. При этом 15% всех инвестиций было сделано за пределами Европы, в том числе и в Россию. Венчурное финансирование стало одним из двигателей экономики развитых стран, хотя объем его капиталовложений в общем инвестиционном потоке относительно невелик. Венчурные фонды и компании живут по формуле - высокий риск (high risk) - высокие технологии (high tech) - высокий уровень жизни - (high life)."
Такого эффекта у нас вряд ли возможно достичь...
"Венчурные компании.
В венчурном бизнесе принята следующая классификация компаний, претендующих на получение инвестиций в зависимости от стадии развития, на которой они находятся:
Ранние стадии.
Seed - ("компания для посева")
По сути - это только бизнес-идея, которую необходимо профинансировать для проведения дополнительных исследований, создания опытных образцов продукции, оценки концепции бизнеса и подготовки проекта к поиску инвестиций. Если первоначальные оценки бизнеса положительны, то финансирование может покрыть затраты на разработку товара (услуги ), проведение маркетинговых исследований, построение команды менеджмента и (или) написание бизнес-плана.
Start-up - ("только возникшая компания")
Компании уже закончили разработку товара (услуги) и осуществление первоначального маркетинга. Компании могут находиться либо в стадии учреждения, либо уже существовать в течение определенного срока, но не имеют длительной рыночной истории. Обычно такие компании уже имеют команду менеджмента, бизнес-план и готовы к операционной деятельности.
Early-Stage - (начальная стадия).
Компании выпускают готовую продукцию и находятся на самой начальной стадии ее коммерческой реализации. Такие компании могут не иметь прибыли и потребовать дополнительного финансирования для завершения научно-исследовательских работ.
Финансирование развития.
Expansion - (расширение)
Компании имеют возрастающие объемы продаж и уже получают прибыль. Полученные средства используются для маркетинга, увеличения оборотного капитала, расширения производственной базы и(или) разработки новых товаров (услуг)."
Вот и представьте, каким компаниям (читайте, отрасли, кроме нефтяной) и на какой стадии можно профинансировать, чтобы инвестор еще не "попал на бабки"? Развить систему "бизнес-ангелов"? Но там нужно именно личное инвестирование/ частный сектор. Кто-то захочет рискнуть? Повторить мировой опыт? Тогда здесь нужна немалая доза авантюризма... Потому как из 10 проектов хорошо/замечательно может выстрелить только 1 (в лучшем случае). И то не факт.
Быть оператором, искать проекты и соинвесторов - дело неблагодарное, но возможное.
Только нужно быть ею одержимым, иначе все может сойти на нет, столкнувшись с нашей банальной бюрократией
(в качестве слабой, но все -таки поддержки - Закон о науке, Госпрограмма развития науки и проч...)
"Венчурные капиталисты.
Основной отличительной чертой венчурного финансирования является зафиксированная контрактом возможность для инвестора не вернуть вложенные в проект деньги (venture - риск, предприятие/действие, шанс, приключение). Если при других формах финансирования компании она остается связанной до полного погашения долга и целью для финансиста является оплата по кредитным ставкам, то данным видом финансирования венчурный капиталист рискует определенной суммой взамен на долю компании или прибыли от реализации произведенного продукта."
И Вы бы рискнули?... ради идеи
#19
Отправлено 17 April 2008 - 09:03
По поводу венчурного финансирования в КЗ: из того что я вижу у нас, цепочка нарушена: seeds (у нас их ОКР называют) не хотят быть start ups, берут бабки у НИФ, делают свой опытный образец и все, в инновационные проекты это все в итоге не выливается, опытный образец не становится готовым товаром. По моему нужно плотно работать с самими учеными, потому что это такие неординарные создания :-))), объяснять им, что нужно их изобретения коммерциализировать и проч. На это конечно нужно время и огромный энтузиазм, как было сказано выше.
А в венчурных фондах сейчас в лучшем случае 1-2 проекта, что конечно вообще противоречит идее венчурного финансирования.
#20
Отправлено 25 April 2008 - 09:35
По поводу венчурного финансирования в КЗ: из того что я вижу у нас, цепочка нарушена: seeds (у нас их ОКР называют) не хотят быть start ups, берут бабки у НИФ, делают свой опытный образец и все, в инновационные проекты это все в итоге не выливается, опытный образец не становится готовым товаром. По моему нужно плотно работать с самими учеными, потому что это такие неординарные создания :-))), объяснять им, что нужно их изобретения коммерциализировать и проч. На это конечно нужно время и огромный энтузиазм, как было сказано выше.
А в венчурных фондах сейчас в лучшем случае 1-2 проекта, что конечно вообще противоречит идее венчурного финансирования.
Venus, это чистая правда - кто столкнулся с учеными и их постоянным непонимаением происходящего (что такое бизнес-план они вообще представления не имеют...), тот действительно должен гореть постоянным энтузиазмом в желании и стремлении помочь им разобраться в ими же созданных продуктах/технологии.
На стадии seed - все хорошо подсели на гранты МОНа, НИФа, с целевым якобы ОКР. На самом деле конечный результат - 1 из 10 проектов (ну на крайняк хотя бы опытный образец...).
О start upе речи нет. Такое ощущение, что после первой стадии сразу начинается серия.
Ни о каком НИОКРе никто не задумывается. Точнее, под ним подразумевается покупка новейшего оборудования и все та же серия......
Да, ученые - отдельный мир, без обоюдного взаимопонимания......